Гай Ричи — это, вероятно, самый известный и, вместе с тем, самый хулиганский британский постановщик современности. Его фильмы всегда отличаются фирменным стилем, юмором и экшеном. Этот первый большой пост в рубрике "Киногерой" я хочу посвятить именно ему. Ведь Ричи является одним из моих любимых режиссеров. Этот пост на вряд ли будет пользоваться большой популярностью и наберет большое количество просмотров, но мне эта рубрика интересна, так как интересно кино еще и изучать. Что ж, если это интересно и вам, то милости прошу!
Оговорюсь, эта статья не будет пересказом из Википедии, здесь я лишь немного коснусь непосредственно биографии постановщика и сделаю больший упор на его проектах и своем собственном отношении к нему. Попробую разобраться, что стало камнем преткновения в его творчестве и в чём главная проблема фильмов Ричи сейчас. Возможно, кому-то этот материал поможет лучше разобраться в фильмографии режиссёра, а кому-то лучше его понять и поменять свое мнение о нём. Если же кто-то просто прочитает и что-то для себя определит — значит свою работу я проделал не зря. Итак, а теперь без экивоков — у нас полно дел!
Начало начал
Свою карьеру в кино Гай Ричи начал со съемок рекламных роликов. Еще в школе режиссер грезил о кино и потому стал проходить режиссерские курсы. На мой взгляд, увлечение Ричи рекламными роликами и музыкальными клипами станет основополагающим для его ранних работ. Ведь всё то, что мы знаем о съемке клипов и рекламы 90-х-00-х всё в свои проекты перенес Ричи. Но к этому мы еще вернемся, когда будем разбирать конкретные проекты. Свой профессиональный путь Ричи начал после знакомства с Питером Мортоном, который свёл его с Мэттью Воном, изучавшим кинематограф в Лос-Анджелесе. Именно этот тандем и создаст первый полный метр Ричи "Карты, деньги, два ствола", правда, перед этим дуэт сделает еще короткометражку "Трудный случай", 80% идей которой перейдет в "Карты, деньги, два ствола". Сам Ричи в интервью говорил, что ему "просто повезло попасть в эту индустрию. Не так много молодых ребят могут получить благословение от Стинга и его жены — наверное, главной британской звезды поколения. Конечно, когда Труди [Труди Стайлер — жена Стинга] попросила снять в фильме Стинга, то я сразу же согласился! В последствии это дало фильму дополнительную рекламу, ведь Гордон [настоящее имя Стинга] упоминал об этой роли даже в превью перед концертами, хотя вся роль укладывалась в 10 минут хронометража".
"Больше всего в жизни я нервничал, когда снимал клип с бюджетом 250 фунтов. Это моя самая первая работа"
Ричи-британский (1998 — 2008 годы)
Здесь мы поговорим о первом этапе кинотворчества Гая Ричи. А именно о его британском этапе, начавшемся в 1998-м году с фильма "Карты, деньги, два ствола" и закончившийся в 2008-м фильмом "Рок-н-ролльщик". На ютубе вы можете найти большой ролик про "настоящего рок-н-ролльщика", где приводится теория о том, что все фильмы Ричи связаны с поздними "Джентльменами". Я не буду разбираться в конспирологических теориях, я буду рассуждать про творчество.
"Карты, деньги, два ствола", 1998
Первый полный метр Ричи — это бодрая криминальная комедия с молодым Джейсоном Стэтхемом в роли продавца антиквара. Здесь есть всё то, чем промышлял Гай до большого кино. Вспомнить только одну сцену в казино: вот вам и клиповая нарезка с быстрой сменой кадров и лиц, дабы показать всю динамику истории и сюжета. Да и вообще, весь фильм выглядит как один большой клип. Вот герои ведут перестрелку под бодрую музычку, а вот в стиле настоящего бойс-бэнда ведут задушевные разговоры в баре и одновременно выпивают/выходят/смеются/подставьте любой глагол. В своем первом фильме ричи делает ставку не показ триумфальной Британии с ее дворцами, лордами и богатой истории, а обычную улицу, на которой рос и он сам. Герои здесь — это простые парни, которых даже бандитами назвать сложно, они простые обманщики, шулеры, ловкачи и хитрецы. Фактически весь фильм происходит один большой обман друг друга. Эти обманывают тех, те других и так по принципу "снежного кома". Ричи буквально показывает нам, что грабеж идёт по нарастающей, не прекращаясь ни на минуту и в этом можно разглядеть серьезную мысль: под драйвовую криминальную комедию Ричи показывает, что ничего хорошего ни в его героях, ни тем более в воровстве нет. Более того, позднее у постановщика появятся герои, которые в общем-то не очень положительные, но со своей философией, которая осуждает действие более молодых "коллег по цеху" (как пример позднее будет рассмотрен Микки Пирсон из "Джентльменов"). "Герои этого фильма — пацаны, создавшие себе проблемы на ровном месте. Мы все были такими в моей юности. Кто-то умудрялся выживать, кто-то, увы так в том времени и остался" — так говорил сам Ричи в интервью к фильму.
"Большой куш", 2000
"Художественный фильм ***ли" — наверное, самый известный перевод названия следующего фильма Ричи, который нельзя не назвать культовым. Именно "Snatch" [так фильм называется в оригинале] откроет для киноделов непаханое поле для референсов. Причем как изобразительных, так и образных. Фильм, где Ричи работает уже с настоящей звездой, которая не перетягивает на себя всё внимание, но органично смотрится в концепции сюжета. Фильм, который положил начало жанру "британской криминальной комедии" и который, если смотреть его сразу после "Карты, деньги, два ствола" выглядит как улучшенная версия полнометражного дебюта постановщика. Что же за феномен этот ваш "Большой куш"?
"Snatch" — фильм, который, как мне кажется, вывел жанр на новый уровень, так как вышел в нужное время. До этого мы уже имели "Криминальное чтиво" Тарантино (да, сегодня мы еще не раз вспомним великого "кровавого барона") и его же "Бешеных псов", которые, между прочим, также являлись дебютным фильмом постановщика. "Большой куш" очень сильно жанр освежил, хоть и снят он, прямо скажем, в довольно серых тонах. На мой взгляд, у Ричи получилось сделать очень умный сюжет, который не перегружается головоломками, но при первом просмотре создаёт вау-впечатление от концовки. Все элементы большого паззла работают так, как нужно, поскольку и расставлены очень грамотно. Конечно, не забывает Ричи и про фирменный стиль — британская глубинка, клиповый монтаж, графические титры. И, конечно, те элементы, которые в последствии станут для Ричи тремя слонами: карты, бокс и наркотики [на всякий случай не лишним будет напомнить, что наркотики — зло! Далее вместо этого слово будет использовано слово "трава"]. Феномен "Большого куша", как мне кажется, заключен в его влиянии на дальнейший кинематограф. Именно на "Большой куш" будут ориентироваться криминальные комедии нулевых, десятых и даже двадцатых годов, что несомненно делает статус Ричи.
"Револьвер", 2005
Да, конечно, перед "Револьвером" Ричи выпустил легкую мелодраму с своей тогдашней женой Мадонной в главной роли. Но фильм вышел настолько блеклым и скучным, что даже вспоминать про него не хочется, поэтому, думаю, стоит сразу перейти к одному из самых запутанных фильмов постановщика, но вместе с тем, одной из самых сильных его работ. На мой взгляд, "Револьвер", кроме действительно захватывающего сюжета, выдает еще и лучшую роль Джейсона Стэтхема, тандем которого с Ричи заканчивается здесь аж до 2021-го года.
Здесь Ричи на максимум выкручивает свою любовь к карточным и азартным играм, добавляя к ним еще и шахматы, которые играют здесь чуть ли не сюжетнообразующую роль. Весь фильм построен как одна большая шахматная партия, где размен пешками ничего не стоит, а мат поставит только тот, кто сможет придумать самую изощренную тактику. Кроме Стэтхема в эту партию играет еще и Рэй Лиотта, который в своем безумии здесь совершенно великолепен. Примечательно, что Ричи во время интеллектуальной дуэли Мака и Грина (Лиотта и Стэтхем) использует синий цвет, который является предвестником опасности, но вместе с тем выражает единство и гармонию. Собственно, в финале Джейк Грин и приходит к той самой гармонии с собой, когда понимает, что к чему и чем на самом деле всё это время была его игра.
В "Револьвере" Ричи очень симпатично работает еще и со звуком. Больше подобных психоделических экспириенсов у режиссера не будет ни в одном последующем проекте. Здесь же звук является полноценным героем, который также как и визуальный ряд рассказывает свою историю. Думаю, что это самый серьезный и самый сложный фильм британского режиссера, который точно стоит увидеть, если вы еще этого не сделали. Возможно, именно после "Револьвера" отношение к режиссёру у вас изменится.
"Рок-н-ролльщик", 2008
Почти ни одной хоть сколько-нибудь крупной звезды. Почти ни одной актера, с кем бы Ричи работал раньше. Драйв, бандиты, перестрелки и финал в стиле Тарантино — вот, что такое "Рок-н-ролльщик". Здесь Ричи ставит своеобразную точку своей британской карьере и подводит своеобразный итог. На момент съемок своего четвертого фильма она уже получил предложение заняться экранизацией "Шерлока Холмса", которого выпустит уже спустя год после "Рок-н-ролльщика". В Голливуд Гай, подобно своему герою Джони Киду, поедет строить "новую жизнь как настоящий рок-н-ролльщик", а здесь оставит лишь приятные воспоминания о гангстерах и бандитах, дружащих с цыганами и обворовывающих местные казино.
На мой субъективный взгляд, в каждом творческом этапе у Ричи есть по-настоящему сильные работы. Например, в условном первом это точно "Револьвер", который я бы вообще назвал его лучшим фильмом, но это оставлю на ваш суд. "Рок-н-ролльщик" же во многом это просто средний фильм с налетом гангстерской комедии из начала века. Ричи здесь уже не выкладывается на полную мощь, а актерские работы здесь почти у всех откровенно слабые. Вероятно, по этой причине многие после этого фильма в постановщике разочаровались, а ведь дальше пойдет самый масштабный этап его творчества, но вместе с тем и не менее спорный.
Каждый год я получаю за «Большой куш» солидный чек. Благодаря одному этому фильму у меня есть крыша над головой.
Ричи-голливудский (2009 — 2019 годы)
Денег стало больше, славы стало больше, доверие студий повысилось, а значит пора и в новый этап переходить. Гай Ричи в Голливуде это история взлётов и падений — откровенно халтурный (но любимый мною) "Меч Короля Артура" и простые в своей концепции, но с треском провалившиеся "Агенты АНКЛ". Невероятно звездный и удачный на фоне прочих ремейков "Аладдин" и еще более звездный, но противоречивый "Шерлок Холмс". Это всё про голливудского парня Гая Ричи.
"Шерлок Холмс" и "Шерлок Холмс: игра теней", 2009 и 2011
Эту дилогию я буду рассматривать вместе, как минимум потому, что выходили они друг за дружкой. Как максимум, потому что фильмы являются частью одного сюжета. В главной роли здесь невероятно харизматичный Роберт Дауни-младший, который заскочил сюда где-то в перерыве между Железным человеком. Статус звезды он получил только-только, а потому и внимание на экранах было приковано к нему. Его напарником по кадру выступает здесь не такой известный массовому зрителю, но не менее харизматичный Джуд Лоу, которому, кажется, тесно в одном кадре с Дауни. Во всяком случае, именно такое впечатление производит первый фильм. Актеры, вроде, и смотрятся органично в экранном дуэте, но вывозят только своей харизмой, ведь играть им здесь почти нечего. Где-то вторым планом здесь есть и обольстительная красотка Рэйчел МакАдамс, которая, пожалуй, единственная чувствует себя великолепно, выйдя из амплуа простушки в роль роковой дамы.
По правде говоря, оба фильма я как-то по-особенному люблю. Мне нравится, как они сняты, как сделаны, какую историю они рассказывают. Хот, конечно, по правде говоря, я разделяю мнение тех, кто говорит, что Шерлок Дауни-младшего — это всё-таки не Шерлок Холмс. Это просто добротный, качественно сделанный боевик с налётом комедии под музыкальное сопровождение Ханса Циммера, но не интеллектуальная партия в стиле гениального Дойлевского детектива. Кажется, будто на "Револьвере" ум в фильмах Ричи закончился. Хотя, обвинять его в этом не стоит. Сценарий к фильму он не писал. Лишь снимал. За историю здесь отвечал Саймон Киндберг, ответственный за все опальные части "Людей Икс".
Вторая часть под названием "Игра теней" перерабатывает некоторые огрехи первой и заметно улучшает качество фильма. У Ричи становится больше режиссерской свободы, а его стиль узнается даже в повествовании (например, нас то и дело возвращают к боксу и шахматной партии между Шерлоком и Мориарти). Сценаристом второго фильма выступал малоизвестный Киран Малрони, более известный как комедийный актер американского телевидения. Даже интересно, как комедийный теле-актер смог написать действительно качественную историю. На мой взгляд, "Игра теней" могла бы существовать и сама по себе, не только по тому, что сиквел качественно превосходит оригинал, но еще и потому, что "Игра теней" уже больше похожа на историю Шерлока Холмса от Конан Дойля.
"Агенты АНКЛ", 2015
Попытка Ричи вернуться к собственному хулиганскому стилю, которого так не хватало в предыдущих блокбастерах. По собственному признанию режиссера — "любимый фильм! Не перестану повторять, что "Агентов" я писал с особенной любовью к этой истории и этому сеттингу. Хотел вернуться к собственному стилю, но уже в других реалиях". Получилось ли? Западному зрителю кажется, что нет. По большей части "Агентов" любят именно в России, так как в героях Генри Кавилла и Арми Хаммера хорошо угадываются персонажи русского "фольклора" 90-х.
Сам фильм донельзя простой в своей концепции. Ричи, несмотря на то, что писал фильм почти 5 лет, как будто все-таки не до конца понял, а о чём он его хочет видеть. О противостоянии уличных банд или же все-таки о противостоянии высшему злу в стиле Джеймса Бонда (а им картина явно навеяна). В сухом остатке получился блеклый, но в тоже время неплохой фильм, где Ричи, если и не очень хорошо написал историю, то, как минимум, подобрал тех, кто ее хорошо сыграет, ведь актерские работы здесь действительно хороши.
"Меч Короля Артура", 2017
Великолепный Чарли Ханнэм, который не только байкеров, но и королей играть может. Собственно, это, вероятно, единственная заслуга этого фильма. Странное фэнтези, не лишенное студийных компромиссов и условностей. Кажется, будто самому Ричи поработать толком и не дали. В первую очередь фильм раскритиковали, конечно же, в Англии, ведь именно по английским легендам этот фильм снят. Вернее, должен был быть снят, но фактически, от легенд остались только имена героев и название меча.
Вина ли Ричи в том, что "Меч короля Артура" провалился? Сложно сказать. Мне видится, что постановщик устал от блокбастеров и потому сделал откровенный проходняк, хотя из самой истории можно было выжать что-то интересное. С другой стороны, Ричи взялся за тот гуж, в который ну совсем нельзя уместить криминальные комедии — гуж фэнтези, которым правит трилогия Питера Джексона, которую многие киноманы считают образцово-показательным фэнтези (и вполне заслуженно), а значит и любой фильм в подобном жанре будет сравниваться с "Властелином колец", даже если он совсем на него не похож.
"Агенты АНКЛ", "Меч короля Артура" — это фильмы, которые, несмотря на свои положительные стороны всё-таки отмечают кризис ричиевских идей и стиля, который, к сожалению, закончится еще не скоро.
"Аладдин", 2019
Уилл Смит до того, как стал опальным, в роли Джинни, а сеттинг Аграбы, с душой созданный при помощи графики дарят нам, пожалуй, лучший на сегодняшний день ремейк мультфильма студии Дисней. Да, здесь нет фирменного стиля Ричи, который заменен помпезностью и студийными условностями. Но здесь чудесная постановка кадра, замечательные актеры (особенно Мена Массуд в центральной роли и Наоми Скотт в роли Принцессы Жасмин), прекрасные музыкальные номера и, конечно, безумно харизматичный Уилл Смит, которому здесь, кажется, дали полную свободу. Во всяком случае, если верить самому Ричи: "Уилл получил здесь полную свободу своему таланту. Мы иногда смотрели в сценарий и не понимали, откуда он это берет, а оказалось, что он попросту веселился на съемках и поднимал настроение всей съемочной команде. А еще он невероятный трудяга, который прибывал на площадку раньше времени, сам бродил по ней, что-то репетировал и в свободное время помогал своим молодым коллегам".
"Аладдин" действительно является, пожалуй, лучшим фильмом режиссера в Голливуде до его возвращения на британскую арену. Да и вообще первый (и пока единственный) мюзикл Ричи вышел на удивление симпатичным семейным фильмом, который можно (и даже нужно) пересматривать.
Как сказал поэт, удаче и несчастью, в сущности, цена одна. Иногда оказывается, что самое худшее, случившееся с нами, по сути, самое лучшее. Или наоборот.
Немного о рекламе!
Прежде чем переходить к триумфальному возвращению режиссера в Великобританию стоит сказать пару слов про то, что действительно приносило Ричи удовольствие в отрыве от большого кино и то, где он всё-таки смог применять свой хулиганский стиль. Речь, конечно же, о рекламных роликах.
Ричи снимал рекламу много и часто (и это мы еще не говорим про музыкальные клипы, например, Мадонны). Самой известной его рекламой, пожалуй, считается реклама Nike в том числе с Криштиану Роналду. Именно здесь (а не только в большом кино) Ричи умело применял любимые нами приемы: клиповый монтаж, графику и даже вид от первого лица (да, новатором был не Найшулер). В качестве примера хочется вспомнить даже не рекламу Nike, а рекламу энергетика Kult, который заканчивается совершенно неожиданно.
Вопрос: а почему же Ричи при всех талантах не использовал это в своих фильмах как ранних, так и поздних? Мне видится здесь проблема того, что рынок был к такому не готов. Представьте, если бы "Большой куш" был бы снят от первого лица Микки? Или же "Меч короля Артура" от самого Артура.
Рекламные ролики в техническом отношении всегда будут лучше кино. Смешно, конечно, но и отдача от них куда больше. Поэтому я стараюсь снимать в год по ролику.
Возвращение к истокам... Или нет? (Ричи с 2020 по настоящее время)
Подобно своему же герою из "Джентльменов" Ричи заработал все деньги мира, поработал с крупными студиями и вернулся на родину на почетную пенсию. В 2019-м году постановщик пишет и в последствии снимает, наверное, мой любимый фильм — речь, конечно же, о "Джентльменах" с Мэттью Макконахи и Чарли Ханнэмом в главных ролях.
"Джентльмены", 2020
Я не знаю более цитируемого фильма Ричи, чем "Джентльмены". Вот уж действительно "триумфальное возвращение". Казалось бы, такой маленький срок между "Аладдином" и "Джентльменами", но такой качественный фильм в духе ранних работ режиссера. Здесь вам и уличные банды, и война кланов, и трава, и азартные игры, и, конечно же, то, за что мы любим Ричи — педантичный и несколько старомодный стиль, но, как и дорогой скотч, ни на минуту не устаревший. В "Джентльменах" кажется Ричи выкрутил на максимум всё, что смог. Недаром фильм получил великолепные оценки и в России, и на Западе. В один голос и критики, и зрители признают, что возвращение Ричи вышло ярким, хлестким, звездным и харизматичным.
Здесь уже нет тех проблем, которые наблюдались у предыдущих работ со звездным кастом. Все актеры здесь на своих местах и совершенно точно уживаются друг с другом. Здесь вам и обаятельный Колин Фаррел, и суровый Макконахи, и совершеннейшая актерская глыба театральной сцены Мишель Доккери. "Неужели получилось?" — спросим мы и будем частично правы. Да, "Джентльмены" действительно вышли не просто хорошим, а отличным фильмом, который лично я пересматриваю стабильно пару раз в год, но дальше Ричи как будто снова потерял себя. Или нам только кажется?
"Гнев человеческий", 2021
Возвращение дуэта Ричи-Стэтхем вышло смазанным. На фоне комедийных "Джентльменов" "Гнев человеческий" вышел всё еще красивым, но слишком серым фильмом. В какой-то мере даже пресным. То ли дело в откровенно слабом сюжете про ограбление банка и месть за сына, то ли в совершенной безвкусице общих постулатов постановщика.
Кажется, что здесь Ричи намеренно уклоняется от того, что делал раньше и того, на чём выстрелили "Джентльмены" после череды неудач. "Гнев человеческий" задумывался как демонстрация человека волевого, помещенного в почти дикие обстоятельства. Если конкретнее, показать то, на что способен человек мстительный, скрывающий свой гнев, скрывающий свое истинное я" — так комментировал свою картину сам режиссёр. Однако, несмотря на все проблемы, "Гнев человеческий" хотя бы понятен, чего нельзя сказать о других проектах.
"Операция Фортуна", "Переводчик" и "Министерство неджентльменских дел", 2023-2024
Делить здесь по фильмам даже не хочется. Общая оценка всех трех еле-еле дотянет до шестерки. "Операция Фортуна", сколько не пытается быть похожей на Бондиану, у нее это не получается. "Переводчик" какой-то слишком серьезный и выглядит как миссия из игры Call of Duty, нежели как полноценное кино, а про "Министерство неджентльменских дел" я писал здесь.
Ричи выпускает проект за проектом, совершенно не зная меры и, более того, не видя им конца. Здесь я еще не упоминаю сериал по "Джентльменам", который, вероятно из-за ностальгии по топовой истории, получился светлым пятном в нынешней фильмографии режиссёра.
Далее нас ждут еще проект с Натали Портман и Джоном Красински, Джейком Джиленхоллом и Эйсой Гонсалес, а также ремейк диснеевского "Геркулеса", за который тоже отвечает Ричи. К чему это может привести, если уже сейчас видно, что "Ричи уже не тот"? Пока не очень ясно.
Итоги
Гай Ричи — это тот режиссер, ранние работы которого мы все очень любим, знаем и регулярно цитируем. На его пути было множество творческих взлетов и падений, но режиссер не изменяет себе и продолжает снимать кино. После работы с крупными студиями Ричи вернулся к авторскому стилю: дерзкому, смелому и отважному. По фильмам речи, в какой-то мере, можно измерять мужественность (конечно, в извращенном нарциссическом ключе) — смесь брутальности и галантных манер, которая, к слову сказать, красной нитью проходит по всем работам британца.
К Ричи можно относиться по разному. Можно его любить, можно ненавидеть. Для кого-то он гарант качества в эпоху толерантности и повестки, а для кого-то наоборот скатившийся на дно заложник собственного раннего взлета. Для меня лично Гай Ричи навсегда останется одним из любимых режиссеров, фильмы которого я время от времени буду пересматривать. И пускай "Джентльмены" выглядят извинением за творческий простой, а новые картины сложно назвать "боевичком категории B", но одно можно сказать точно: Ричи — это феномен современного английского кино и как минимум за это его можно по достоинству оценить.
Люблю все доступное — я так устроен. Первые два моих фильма — «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш» — понятны всем. А два следующих — нет. Сначала «Унесенные», который никто не понимает, потому что там есть Мадонна. А потом «Револьвер» — это концептуальное кино. Так сказать, настоящее эзотерическое варенье.
Вот такой получился обзор творчества Гая Ричи с примесью собственного мнения! Надеюсь на максимальную поддержку от вас. В комментариях пишите, какие именно фильмы Ричи любите вы, а еще можете написать, о творчестве какого режиссера (или, может, актера) рассказать в следующий раз?
С вами был Дэн! Любите кино, смотрите кино и да пребудет с вами сила!
Мой тг-канал с подкастами и обзорами кино: https://t.me/gromkomchanell