Найти в Дзене

ТИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ВЕЛОСИПЕДНЫХ ВТУЛОК

Оглавление

Колесо велосипеда состоит из покрышки, камеры, обода, спиц и втулки. В предыдущей статье мы разобрались с покрышками и их выбором. Теперь давайте подробнее рассмотрим, что такое втулка, какие бывают её типы и на что следует обратить внимание при замене.

Что такое велосипедная втулка?

Втулка – это центральная часть велосипедного колеса, которая вращается на подшипниках вокруг неподвижной оси. Она соединяется спицами с ободом, формируя прочную и единую конструкцию колеса.

Втулки различаются по множеству параметров, которые мы рассмотрим далее.

Прежде всего, втулки делятся по расположению на колесе, для которого они предназначены:

Передняя втулка

Передняя втулка предназначена для крепления колеса на вилке. Её конструкция относительно проста. Виды передних втулок:

  • Обычная втулка: стандартный тип для переднего колеса.
  • Динамо-втулка: генерирует электричество во время езды.

Задняя втулка

Задняя втулка имеет более сложную конструкцию и бывает нескольких видов:

  • Втулка для кассеты: используется на многоскоростных велосипедах.
  • Втулка для трещотки: альтернативный вариант для многоскоростных систем.
  • Втулка с ножным тормозом: обеспечивает торможение при нажатии педалей назад.
  • Втулка с одной звездой: для односкоростных велосипедов без тормоза.
  • Планетарная втулка: содержит встроенную систему переключения передач.

Различия задних втулок для кассеты и трещотки

Задние втулки для трещоток и кассет имеют существенные различия и не могут быть взаимозаменяемыми. Эти особенности необходимо учитывать при выборе и замене втулок.

Конструкция и совместимость

  • Втулки для трещоток имеют резьбу, на которую накручивается трещотка.
  • Втулки для кассет оснащены барабаном с выступами для шлицевого соединения с кассетой.

Плюсы втулок для кассет

Одним из ключевых преимуществ втулок для кассет является расположение подшипников. В этих моделях подшипники находятся по краям, близко к дропаутам. Это позволяет втулкам лучше справляться с большими нагрузками, такими как вес тяжелого велосипедиста (более 90-100 кг), груз на багажнике или сильные динамические нагрузки на заднее колесо.

Недостатки втулок для трещоток

В втулках для трещоток подшипник, держащий нагрузку, расположен под первыми звездами. Это приводит к тому, что дропауты оказывают давление на края оси, создавая большее плечо силы давления и, соответственно, большую нагрузку на ось. Это может привести к её изгибу или поломке.

Подшипники и храповый механизм

  • Втулки для трещоток: Храповый механизм расположен внутри самой трещотки. Шарики в подшипниках маленькие, и они выдерживают меньшую нагрузку.
  • Втулки для кассет: Храповый механизм встроен внутри втулки, что позволяет использовать более крупные шарики в подшипниках, выдерживающие большие нагрузки. В дорогих моделях часто устанавливаются промышленные подшипники.

Совместимость кассет и втулок

Учитывайте, что шлицы кассет разных производителей, таких как Shimano/Sram и Campagnolo, отличаются по ширине и высоте. Кассеты производства Campagnolo не подойдут на втулку стандарта Shimano/Sram и наоборот.

Ширина барабана

Ширина барабана для втулок под кассеты зависит от количества звёзд в кассете. Чем больше звёзд, тем шире барабан. Если втулка имеет более широкий барабан, чем требуется, свободное пространство можно заполнить специальными проставками, называемыми «спейсерами».

Крепление оси на вилке или перьях рамы

-2

Втулки различаются по типу крепления оси на вилке или перьях рамы:

  1. Гайки
    Самый дешевый, распространенный и простой вариант крепления. Обеспечивает надежность и жесткость. Подходит для любых дропаутов – как вертикальных, так и горизонтальных.
  2. Эксцентрик
    Более дорогой, но удобный вариант крепления. Идеален для городских и шоссейных велосипедов. Не рекомендуется для агрессивных стилей катания из-за слабой фиксации. Удобен для случаев, когда нужно быстро снимать колесо (например, при хранении или перевозке). Рекомендуется использовать только для вертикальных дропаутов.
  3. Ось
    Втулка вкручивается в отверстие с резьбой в одном дропауте и зажимается эксцентриком с другой. Значительно повышает торсионную жесткость вилки или заднего треугольника.

Материалы изготовления втулок

Втулки также различаются по материалу, из которого они изготовлены:

  1. Стальные втулки
    Самые дешевые и тяжелые.
    Отлично подходят для большинства городских велосипедов.
  2. Алюминиевые втулки
    Легче стальных, но и дороже.
    Не ржавеют.
  3. Втулки из титановых сплавов
    Самые легкие и прочные, но также самые дорогие. Часто изготавливаются с комбинацией материалов (например, титановая ось и алюминиевая втулка). Используются в профессиональных гонках, обычно на кросс-кантрийных велосипедах.

Количество отверстий для спиц

Современные втулки имеют различное количество отверстий для спиц:

  1. Стандарты на 28, 32 и 36 спиц
    Наиболее распространены в настоящее время. Встречаются также варианты на 24 спицы.
  2. Соотношение прочности и веса
    Чем меньше количество спиц, тем легче колесо, но оно становится менее прочным и жестким. В гоночных моделях количество спиц меньше, чем в моделях для экстремальных дисциплин.

Главное правило – количество отверстий для спиц в ободе и втулке должно совпадать.

Типы втулок по креплению спиц

Втулки могут различаться по типу крепления спиц

-3
  1. Втулки с фланцами для крепления изогнутых спиц
    Наиболее распространенный тип втулок. Замена спицы достаточно проста, если на втулке не установлен ротор дискового тормоза. В противном случае необходимо снять ротор, кассету или трещотку.
  2. Бесфланцевые втулки для изогнутых спиц
    Разработаны инженерами Shimano. Легче фланцевых и дешевле, чем модели для прямых спиц. Основной плюс – замена любой спицы без снятия роторов, трещоток и кассет. Существенный недостаток – высокая подверженность загрязнению из-за наличия прорези в корпусе, что усложняет очистку.
  3. Втулки для прямых спиц
    Предназначены для использования с прямыми спицами. Обеспечивают необходимую жесткость при спицовке колеса. Замена спиц возможна без снятия других деталей с колеса. Значительно дороже втулок для изогнутых спиц.

Типы втулок по используемому подшипнику

Втулки могут иметь два типа подшипников:

  1. Насыпные подшипники
    Традиционный вариант подшипников, используемый в велосипедных втулках. Обеспечивают плавное вращение и легкость обслуживания.
  2. Промышленные подшипники (промподшипники)
    Более современный вариант, обеспечивающий высокую надежность и долговечность. Меньше подвержены износу и требуют меньшего обслуживания.

Типы втулок по тормозной системе

Втулки могут различаться по типу тормозной системы:

  1. Барабанные втулки с ножным тормозом
  2. Втулки с роллерным тормозом
  3. Втулки для V-brake тормозов
  4. Втулки для дисковых тормозов на 6 болтов
  5. Втулки для дисковых тормозов на Center Lock

Об отличиях втулок для дисковых тормозов и вариантах крепления ротора читайте в статье «Как ротор дискового тормоза крепится к втулке. 6 болтов или CenterLock».

Физические размеры втулок

При замене втулки важно учитывать её физические размеры:

  1. Ширина втулки
  2. Расстояние между фланцами
  3. Диаметр фланцев
  4. Диаметр круга отверстий для спиц
  5. Длина и диаметр оси

Если диаметры фланцев новой и старой втулки не совпадают, то, вероятно, придется менять и спицы.

Стандарты осей втулок

Втулки могут различаться по диаметру и длине оси:

  1. Диаметры осей: 9, 9.5, 10, 12, 15, 20 мм. Для обычного горного и кроссового велосипеда подходят оси диаметром 9-10 мм. Для более экстремальных велосипедов используются оси диаметром 15-20 мм.
  2. Длины осей: Оси различаются по длине в зависимости от типа велосипеда и конструкции рамы.

Стандарты осей для передних втулок

-4

Стандарты осей  для задних втулок

-5

Планетарные втулки

Планетарные втулки представляют собой уникальное и сложное решение для велосипедистов, обеспечивая встроенную систему переключения передач внутри самой втулки. Они обладают рядом преимуществ и особенностей, которые стоит учитывать при выборе и замене.

Преимущества планетарных втулок

  1. Надежность и долговечность
    Закрытая конструкция защищает механизмы от грязи, воды и пыли, что значительно увеличивает срок службы.
    Требуют минимального обслуживания по сравнению с классическими системами переключения передач.
  2. Чистый внешний вид
    Все механизмы переключения спрятаны внутри втулки, что придает велосипеду более аккуратный и современный вид.
  3. Плавное переключение передач
    Переключение передач возможно даже при неподвижном велосипеде, что делает планетарные втулки идеальными для городских и туристических велосипедов.

Недостатки планетарных втулок

  1. Вес и сложность конструкции
    Планетарные втулки тяжелее и сложнее в конструкции, что может увеличить общий вес велосипеда.
  2. Стоимость
    Эти втулки дороже по сравнению с обычными системами переключения передач.
  3. Ограниченное количество передач
    Количество передач в планетарной втулке обычно меньше, чем у кассетных систем.

Применение планетарных втулок

Планетарные втулки часто используются на городских, туристических и некоторых гибридных велосипедах. Они идеально подходят для тех, кто ценит комфорт и надежность, а также хочет минимизировать обслуживание велосипеда.

Динамо-втулки

Динамо-втулки – это обычно передние втулки со встроенным электрогенератором. Они особенно удобны и полезны для туристических велосипедов, используемых на многодневных маршрутах. Такая втулка избавляет от необходимости постоянно искать розетку для подзарядки устройств.

Конечно, можно взять с собой повербанк или небольшую солнечную батарею. Но повербанк только временно решит проблему, а солнечная батарея не всегда эффективна в пасмурную погоду. В этом случае динамо-втулка становится отличным решением: едете и заряжаете аккумулятор фонаря, смартфон или повербанк.

Преимущества и ограничения динамо-втулок

Подключить динамо-втулку напрямую к смартфону или фонарю не получится – нужен специальный конвертер с аккумулятором.

Динамо-втулки выпускаются под различные типы тормозов:

  • V-brake
  • Дисковые тормоза
  • Роллерные тормоза

Рекомендации по использованию

Использование динамо-втулок особенно эффективно для велосипедистов, которые много времени проводят в пути и не хотят зависеть от внешних источников питания. Подробнее о принципах работы и подключении динамо-втулок можно прочитать в статье «Велосипедные динамо-втулки: принцип работы и подключения, плюсы и минусы».

Байк Центр предлагает широкий ассортимент качественных компонентов для вашего велосипеда и мы всегда готовы помочь вам с выбором.