8,8K подписчиков

Театр во время войны? 6 удивительных фактов

Готовящаяся к выходу этим летом книга «Театр и военные действия» Валерия Ярхо посвящена жизни города Коломны и его театра накануне и во время Великой Отечественной войны.

Готовящаяся к выходу этим летом книга «Театр и военные действия» Валерия Ярхо посвящена жизни города Коломны и его театра накануне и во время Великой Отечественной войны. В основе — мемуары, записки и альбом с фотографиями актера коломенской самодеятельности Василия Немова, жизнь которого стала отражением ключевых событий российской истории XX века. Несколько удивительных фактов из «Театра и военных действий» — в нашей статье.

Судьба воспоминаний

Готовящаяся к выходу этим летом книга «Театр и военные действия» Валерия Ярхо посвящена жизни города Коломны и его театра накануне и во время Великой Отечественной войны.-2

Первый удивительный факт — то, что воспоминания Василия Немова вообще оказались в руках у историка Валерия Ярхо.

Исписанные шариковой ручкой разрозненные листки ученических тетрадей попали ко мне странным, затейливо-кружным путем. Они обнаружились в альбоме фотографий, некогда принадлежавшем одному из старейшин коломенской театральной сцены Василию Васильевичу Немову. После смерти хозяина альбом этот немало постранствовал по белу свету, едва не сгинув безвестно. Чудом выловленный на развалах блошиного рынка в Измайлово, куда он попал никому из ныне живущих неведомым путем, выкупленный и возвращенный в Коломну, он долго ждал своего часа.

Раньше «главными» в альбоме считались фотографии, но Ярхо разглядел в листах, испещренных воспоминаниями, настоящее сокровище — личную перспективу человека, на глазах которого вершилась история и который сам внес в нее посильную лепту. Дополнив эту перспективу собственной экспертизой и другими документальными свидетельствами, Ярхо создал слепок эпохи, оживающей на глазах.

Кровавое воскресенье

По собственным словам, Василий Немов родился в Санкт-Петербурге, затем переехал с родителями в село Горы Коломенского уезда и прожил там десять лет. Только в 1904 году мальчик вернулся в Санкт-Петербург один, вызванный туда дядей, который обещал пристроить его к барину в услужение. Сам дядя, правда, уже и не рад был приезду племянника: время становилось все более неспокойное — он наказал Василию без спроса не выходить из дома. Но улицы столицы манили любознательного мальчика как магнитом — особенно когда на них происходило что-то из ряда вон выходящее. На улице он оказался и в печально известное Кровавое воскресенье.

«Пошел на Невский, а там шествие рабочих с питерских заводов, требовавших разгрома царского правительства, кричавших “Долой монархию”, пели “Вы жертвою пали” и “Отречемся от старого мира”. Несли транспарант из черной материи, по которой белым было написано “Смерть царю”. Шествие встретили конные полицейские, которые врезались в толпу. Но их не испугались — полицейских стаскивали с коней и избивали. На подмогу полиции прислали казаков. Они принялись бить всех подряд нагайками. Гонясь за людьми, заскакали даже на паперть Казанского собора. Мне досталось по спине нагайкой, так что распоролся пиджак. В ответ я чем-то бросал в казаков. После этой бойни меня из дому не выпускала даже тетя Поля».

Революция 1917 года

Когда в 1914 началась Первая мировая война, Немову было 20 лет — он подлежал призыву «первой очереди» и отправился на фронт. Служил на востоке, провел год в Харбине, был переброшен на юго-запад, затем — в окрестности Кишинева. А уже оттуда штаб полка командировал Немова в Москву — для закупки канцелярских принадлежностей...

Так и вышло, что, изрядно помотавшись по миру, Василий Немов оказался в Москве именно зимой 1917 года, в разгар Февральской революции.

В полк Немов вернулся, переполненный впечатлениями от событий, свидетелем которых стал. Привез с собой газеты, листовки разных партий. Его жадно расспрашивали про то, как да что там, в тылу, в Москве этой самой и в Петрограде, когда война кончится, что там насчет земли???

Становление коломенской сцены

Готовящаяся к выходу этим летом книга «Театр и военные действия» Валерия Ярхо посвящена жизни города Коломны и его театра накануне и во время Великой Отечественной войны.-3

После революции Василий Немов уехал обратно в родной поселок Горы, где примкнул к театральному кружку и реорганизовал его, а затем перебрался в Коломну, где днем работал на заводе, а вечерами занимался в театре при доме Красной армии.

Традиции любительского театра в Коломне сформировались еще задолго до революции: люди не ждали, когда их будет кто-то развлекать, и брали дело в свои руки вместе с инструментами и желанием проявить себя. Со сменой государственного строя многое поменялось, но не это. Коломенские артисты-любители, простые рабочие, горели энтузиазмом. И этот энтузиазм поддержала Москва.

В Коломну приезжали актеры и режиссеры московских театров, которые занимались с артистами-любителями, обучая их навыкам культуры сценического поведения, разводке мизансцен. Учили видеть пьесу целиком. Объясняли роль и значение декораций, важность символических предметов на сцене — вроде пресловутого ружья, висящего на стене в первом акте, которое непременно должно выстрелить в последнем.

Немову московские профессионалы определили амплуа «характерного героя», что значило для него отсутствие главных ролей. Это дало неожиданный выхлоп: Немов начал совмещать актерство и режиссуру, с завидным успехом.

Возрождение Нового года

Так получилось, что это Немов и его коллектив заложили основы традиций общественных новогодних праздников в Коломне.

Первое время после революции Новый год был не в почете: украшенные елки слишком плотно ассоциировались с теперь неугодным Рождеством. Все изменилось в декабре 1935 года, когда внезапно было решено вернуть праздник, вложив в него иное идейное содержание. Ставить елку снова разрешалось.

В Коломне распорядителем подготовки к празднику и постановщиком новогодних представлений стал Василий Немов. Он лично устанавливал привезенную из леса десятиметровую ель, сам развешивал украшения и цеплял на верхушку красную звезду. Это гигантское дерево, сказочная атмосфера, созданная Немовым и его помощниками, произвели неизгладимое впечатление не только на детей, но и на взрослых.

Василию Васильевичу самому нравилась та атмосфера, которая возникала в предпраздничные новогодние дни, та радость взрослых и детей, которым он дарил праздник, чувствуя себя немножечко волшебником.

Война и искусство

Готовящаяся к выходу этим летом книга «Театр и военные действия» Валерия Ярхо посвящена жизни города Коломны и его театра накануне и во время Великой Отечественной войны.-4

Но по-настоящему необходимость театра стала очевидной, когда наступила война. Сотрудникам потребовалось перераспределить помещения, когда часть из них занял госпиталь, пересмотреть репертуар; артистам — продолжать репетировать, выходить на сцену и поддерживать дух города, в то время как им самим было ничуть не проще.

Ведь самодеятельные и профессиональные актеры, певцы, музыканты, собравшиеся под крышей Зимнего театра ДК завода им. Куйбышева, и те, кто обеспечивал их выступления, жили там же и так же, как их слушатели и зрители. Они все видели. Все знали. И, тем не менее, находили в себе силы выйти к людям, делая их чуточку лучше, немного бодрее.

Оказалось, что искусство критически важно именно в трудные времена. Оно напоминало людям о человечности и давало веру в то, что нормальная, мирная жизнь еще возможна.

Если вам понравился материал, оцените его в комментариях или поставьте лайк. Еще больше интересного о книгах, литературе, культуре вы сможете узнать, подписавшись на наш канал.