Звучит как ничего хорошего, Алена Байкова, 05.2024
На вторую половину мая мы с Никитой заложили себе в планы отпуск, но я говорила, что конец мая - сезон семги, а Никита говорил, что весна в Дагестане прекрасна. Решили, что мы должны проверить обе теории :)
Начать решили с Дагестана. Изначально думали ехать на машине, но вовремя одумались, что нам вообще-то лень. Настолько лень, что даже лень придумать себе программу. Поэтому я предложила воспользоваться благами туристических услуг и сервиса. Зашли на Tripster и забронировали тур с заголовком «all inclusive, Дагестан на максималках, 5 дней». Да, настолько мы ленивые булочки ;)
Никита долго проводил какие-то хитрые манипуляции с билетами, я, к счастью, просто села в самолет в нужное время :)
По итогу мы прилетели в Махачкалу на 1,5 дня раньше, чем начинался тур. Это звучало как план, потому что программа тура почему-то не включала обзор Махачкалы. Как раз, подумали, и изучим. Спойлер - изучать нечего ;(
Не могу не зафиксировать тут историю с такси (можно сразу перейти к следующему абзацу). Прилетели мы в аэропорт Уйташ, дело позднее, надо брать такси. Яндекс совсем охренел, заломил ценник, унижающий наши заработки. Но! На такие случаи есть такси Максим для тех, кто не брезгает Жигулями! Это как раз мы :) Вызвали, приедет черный Kia Rio, номер 729, огонь. Спустя немного времени, он стоял где-то рядом с нами (это было видно на карте), но обозначенной машины в нашем поле зрения не было. Звоним — «мы тута, и я тута, а где тута, ну тут» — такого рода было 2 разговора. Никита бы так и болтал по телефону с таксистом, если бы не заметил, что говорит с человеком в 3 метрах от нас. И он не на черной Kia Rio, 729, а на белой Ладе Гранта с чеченскими номерами, это вообще нас не смутило, а водитель ткнув на машину, подтвердил, что это черная Kia Rio :) Доехали мы быстро и хорошо. В конце поездки водитель поинтересовался, не заметили ли мы что-нибудь. Сдержав весь поток своего сарказма, я спросила, а что, собственно, мы должны были заметить. Оказывается, мы не стояли ни на одном красном светофоре (и я не хочу знать по какой причине). В общем, я это пишу, а значит, мы не попали в рабство на каменоломню.
О Махачкале рассказывать особо нечего. Город недостроев, заброшек и маршруток.
Из отмеченного интересного.
1.Тут явно очень любят кофе, он на каждом шагу, причем это, в основном, очень приличные и стильные кофейни. Раф с урбечем вполне интересен :)
2.Айфоны дешевле на 10к… 🥲
3.Все, что может быть местного (национального), будь то кухня, музей, магазин, будет с припиской «этно»
Ну что ж, вернемся к программе тура. Бронировали мы тур, как мы думали, у физического лица, но оказалось, что это все таки фирма — Асланов тур (первый мой вопрос был «А возьмут ли нас, если мы не Асланы?»). Эта фирма описывала тур в мини-группе, хе-хе, ведь важно качество, а не количество. Но 20 человек в чате заставили нас усомниться в слове «мини», в общем, первый день, сообщение от гида «вас ждет ВВ Крафтер (ака Спринтер), а также 15 новых друзей и, собственно, гид и водитель (он же генеральный директор, он же дядя гида) с фамилией, конечно же, Асланов :)
Под звон бутылок дагестанского коньяка коллег по путешествию начинается наш первый день в рамках тура!
И сразу едем на локацию. Первая — Барыхан Сарыкум. Самый-самый *вставьте свое прилагательное* на всем белом свете, вообще, в Дагестане почти все с дополнением «самый». Как он там оказался, у подножия Кавказских гор, вопрос открытый, но обросший целым рядом легенд.
После плотного обеда, а тут что не прием пищи, то обжираловка из нескольких блюд, обязательно чуду (дагестанский хычин, в общем, от региона может менять название, например, ботишал тоже, по сути, чуду), овощей и поминальный компот (на самом деле он просто из сухофруктов, но одна девушка его назвала "поминальным", так и повелось), нас посадили в джипы и отправили в Сулакский каньон, конечно же, самый глубочайший. Даже больше Большого каньона, но что-то он не светится в рейтингах, хотя заявлена глубина аж 1920м...
Ранний подъем второго дня, плотный завтрак из абрикосовой каши и вот мы уже едем на новые локации. Направляемся в село Гоор, где нас уже ждал местный аксакал, чтобы рассказать нам о своем селе.
Еще немного времени в пути, пересаживаемся на УАЗик, прямо в багажник, спасибо, что не все 17 человек в одном джипе. И поднимаемся к древнему селу.
Старое село Гоор (новое село со всеми его жителями, которые из-за удобства жизнедеятельности переехали чуть ниже, расположилось в лощине) напоминает грузинскую Местию. Всё из-за оборонительных башен, времена раньше были не лучше, чем сейчас, неспокойные.
На мой взгляд, башни, конечно они замечательные, но были дополнением к восхитительным горным пейзажам. Вкус у жителей Гоора точно был! Благодаря такому расположению села, было очень неудобно вести свою деятельность (нелегкий трекинг был частью жизни - сельское хозяйство, вода, до всего надо было спускаться), но Гоор был неприступен для врагов. Но виды...!
Мы приблизились к самому главному!
Дальше по плану было посещение Карадахской теснины, но после прошедших дождей в соблюдении плана гид был не уверен. Нам повезло, теснина была доступна для посещения, правда, для этого требовались сапоги. Ну что ж, где спрос, там и предложение, но его катастрофически не хватало. Поэтому буквально приходилось снимать с возвращающихся туристов сапоги подходящего размера (отмечу, что аренда сапог стоила денег (100рэ), но они были включены в стоимость тура).
Пожалуй, одной из самых популярных достопримечательностей в Дагестане, после Луни, как по мне, является удивительное опустевшее (к туристам это не относится) село-призрак Гамсутль.
Путь до села, относительно остальных точек, не так уж и прост. Опять грузимся в багажник УАЗика, поднимаемся и... еще немного легкого тридцати-сорокаминутного трекинга, еще чуть-чуть и пришли :) Можно было попросить лошадку за деньги сократить путь от УАЗика до села.
В 2015 году в селе Гамсутль умер последний его житель и, как он сам себя называл, "мэр" Абдулжалил. 14 лет он был единственным в селе, а до этого здесь оставалась его соседка, с которой он не разговаривали 8 лет. У бабушки были овечки, а Абдулжалил занимался пчеловодством, поэтому выращивал у себя цветы для пчёл. Так вот в один день бабушка по состоянию здоровья не досмотрела за своими овечками, а те полакомились цветами, пока "мэр" ходил по делам в Чох, поэтому пчелы улетели к другим цветочкам в горы :(
Путь к автобусу был значительно быстрее, но все тот же: легкий трекинг, багажник УАЗика (ладно, обратно ехали на буханке с сабвуфером)...
На обэд давали барашков - шурпу, шашлычок, плов, все как в тумане, чай.
Пока спускались и обедали, погода подпортилась и одарила нас дождем и ветром, поэтому Чохские террасы были посещены весьма мимолетно.
Нет плохой погоды, есть плохая экипировка, поэтому, чтобы посетить Салтинскую теснину, пришлось повысить ставки. Резиновые сапоги остались в прошлом - в моде болотники :)
На следующий день был запрос от ребят на отчаянный шаг - прыжок с тарзанки. Короче говоря, уговорила Никиту прыгнуть, хотя я даже на это все нормально смотреть не могу.
По пути на Тобот был мост.
Ну что ж, пора уже и на море съездить! Двигаем в Дербент!
Спойлер - Дербент лучше Махачкалы :)
Приехали в отель мы к ужину, перекусили и, поскольку жили мы прямо у классной набережной, немедленно отправились гулять и есть клубнику на берегу Каспийского, допустим, моря.
Утром первым делом поехали в крепость, экскурсию по которой нам провела замечательная гид - Гюльшан, у нее вышла бодрая и веселая программа по крепости и старому городу.
И, конечно же, мы никак не могли не посетить парк "Патриот", хе-хе, его не построили. Но один экспонат там как стоял, так и стоит - знаменитый и вряд ли уже повторимый экраноплан "Лунь".
На пути в аэропорт по просьбам отдыхающих нас завезли на базар, пока мы кружили по райончикам, заметили интересную вещь. Автомобилисты подозрительно забывают на крышах машин тубусы из-под тряпочек.
Оказалось, что в Дагестане решили навести порядок в сфере такси, запретили нелегальные такси, забавно звучит, конечно, но мы все еще в нашей стране. Точнее сказать, власти попытались побороться с таксистами. Но почему-то забыли, что в обязанности властей еще входит обеспечение транспортной доступности, как следствие, очень большие проблемы с общественным транспортом. Поэтому без такси тяжело, вероятно. Но смекалка в деле!
Хотелось бы задаться вопросом про агрегаторы, но у меня нет ответа на этот вопрос, как и на вопрос, отчего же в Дагестане трудно где-либо расплатиться картой, ведь, как я отмечала в самом начале этой бесконечной заметки, налог здесь льготный - 1%...
Конец!
P.S.