Найти тему
Matchflow

Провизор Наталья Бушуева: «У меня не бывает, как сейчас модно говорить, профессионального выгорания. Я просто этим живу»

Наталья Бушуева – провизор. 27 лет в профессии. Живет и работает в аптеке в Ставропольском крае – в уютном южном поселке Рыздвяном.

– Наталья, как Вы попали в фармацию?

– Случайно (смеется – прим. ред.). Закончила школу в 1992 году и поехала в Ставрополь выбирать, куда бы мне поступить. Встретила свою знакомую. Та третий год подряд поступала в колледж на «Сестринское дело». Вот она мне и говорит: «Иди в колледж на фармацевта». Я тогда вообще не рассматривала это направление. Сказать по правде, смутно представляла, чем вообще фармацевты занимаются. Пришла в колледж, посмотрела-почитала, понравилось. Приняли документы без экзаменов.

И меня затянуло с головой в учебу – нравилось очень. В итоге с красным дипломом окончила.

– Как в то время было с работой? Быстро нашли?

– Был 94-й год. Только начали развиваться частные аптеки. Работы не было. Я целый год не могла никуда устроиться. Единственная вакансия – в соседнем городе на медскладе. Без опыта брать меня не захотели.

Спустя год поисков случилось чудо – меня взяли в частную аптеку помощницей фармацевта. Владелица много лет проработала на руководящей должности в государственной аптеке, потом решила свое дело открыть.

– Ваши первые впечатления?

– Мне было все интересно. Читала эти инструкции. Слушала, что там говорят люди, которые уже работают. Училась. Спустя пару месяцев поставили заниматься выездной аптечной торговлей. Продавала лекарства на улице – и в холод, и в зной – через тернии к звездам, как говорится.

– Расскажите подробнее о выездной торговле. Что это такое?

– Ларек выездной. Таскаешь этот стол, коробки с лекарствами по рынку. Тогда это не разрешалось и не запрещалось. И вот стоишь, консультируешь, продаешь. Сейчас это даже кажется диким. Тогда приходилось мне так выживать – на минимальную зарплату.

И, видимо, себя зарекомендовала. Через какое-то время меня поставили работать уже в аптечном пункте. Там я проработала 10 лет.

– Много аптек сменили за свою карьеру?

– Аптека, в которой сейчас тружусь, – мое четвертое место работы. Здесь уже 13 лет. Не любитель я «бегать». Да и основной причиной моих увольнений была смена места жительства. А так мне везде нравилось, и с коллективом везло.

-2

– А о высшем образовании задумывались?

– Не только задумывалась, а в 2005 году решила пойти учиться. Поступила заочно в ПМФИ в Пятигорске (в то время Пятигорская фармацевтическая академия – прим. ред.). Так как у меня был красный диплом с колледжа, то сдавала один экзамен по химии. Его непременно нужно было сдать на отлично, поэтому готовилась к нему целый год. Уж больно сложный был. Но поступила.

А после вступительных меня ждало еще одно радостное событие. Я узнала о беременности. Сыночек был очень долгожданным.

– Не переживали, что будет сложно совмещать?

– Это были две мои мечты – малыш и высшее образование. И тут обе сбылись в одно время. Чего еще можно желать? Конечно, решила, что справлюсь. Пришлось и академ брать в один год, но ничего.

Тогда еще все курсовые, конспекты писали вручную. Толстые тетради. Свою курсовую работу по микробиологии дописывала уже в роддоме (смеется – прим. ред.).

В 2012 году я получила образование провизора, а в 2013 – окончила интернатуру по направлению «Управление и экономика фармации». Все это время была семья, работа, учеба.

– Вы проходили практику на фармпроизводстве во время учебы?

– Нет, к сожалению, так как училась заочно. А вот лабораторные работы были, и это очень нравилось. Причем хочу сказать, что хотя в школе химию не особо понимала. Когда же пошла учиться в колледж, а, тем более, в институт, ситуация изменилась. А ведь там вообще девять разных химий. Но вот такие шикарные преподаватели – все «разжевывали». Было понятно, интересно. Получалось.

– А работа в аптеке – это прям Ваше?

– Мне очень нравится. Наверное, я этим и живу. Нет такого, как вот сейчас модно говорить, профессионального выгорания. Не страдаю этим вообще – с удовольствием иду в аптеку.

Конечно, бывает сложно, устаю. Трудно работать с людьми, особенно когда они нездоровы. Но как-то находятся силы, слова поддержки. Да и люди все равно благодарны. Заходят, говорят: «Как хорошо, что работаете именно Вы». Угощения приносят иногда. От всего этого бывает аж до слез приятно.

– Много в поселке аптек? Есть конкуренция?

– У нас живет где-то 8-9 тыс. человек, а аптек – шесть. Но от конкуренции не страдаем. У нас есть много постоянных покупателей. Они идут за добрым словом, за консультацией, несмотря даже на разбросы в ценах.

– А у вас сетевая или частная аптека?

– Частная – состоит из трех аптек. Одна у нас в поселке и две в районном центре Изобильном неподалеку.

Начальница у нас – умница. Старается дефицитные позиции найти и заказать – порой даже ночью, когда идет выгрузка свежих прайсов. Поэтому наша аптека славится еще и тем, что многие «дефициты» есть. Даже из краевого центра люди приезжают к нам.

– Много препаратов за последнее время стали дефицитными?

– Да, есть такое. Но хочу сказать, что импортозамещение все же развивается. Да и мы стараемся, ищем аналоги. Если у человека хроническое заболевание, ему в любом случае необходимо принимать препараты. Нужно и врачам интересоваться вопросом, а не выписывать препараты, которых уже «100 лет» нет на рынке.

Не каждый покупатель прислушается, что вот нет препарата давно в России, что можно альтернативу подобрать. Все равно будет бегать по аптекам и искать, что врач выписал. Но некоторые все-таки прислушиваются. Начинаем вместе выход искать, с врачами советоваться, аналоги подбирать.

Мы очень плотно, кстати, работаем с врачами. К ним обращаемся за советом. Да и они нас спрашивают, какие, например, антибиотики сейчас есть, какие в дефектуре. Делаем сообща так, чтобы больной человек не страдал, а скорее выздоравливал.

– Ваше отношение к врачебным назначениям? Всегда ли они целесообразны?

– Мне не нравится, когда назначают по шаблону. Какой-то индивидуальный подход должен быть. Вот допустим, выписали пациенту пять препаратов, как и всем остальным до него. Ну почему так? Зачем настолько шаблонно? Врачи, считаю, тоже должны интересоваться новинками, изменениями в фармации.

-3

– Вы как новую информацию получаете?

– Активно учусь. Вебинары, офлайн-мероприятия, лекции – много всего. Вот недавно слушала Зорину Ларису Анатольевну. Мне нравится ее подача материала. Все по полочкам: механизм действия, влияние на внутренние системы организма, анатомия, как работает препарат, почему. Подробно, но интересно.

Вот для меня было недавним открытием, что есть дженерики, которые по составу лучше оригинальных. Ведь в лекарстве важную роль играют не только действующие вещества, но и вспомогательные. Последние могу усиливать действие препарата или, наоборот, уменьшать.

Если вот человек думает, что выбрать, или у меня нет оригинального препарата, я могу несколько дженериков предложить, подробно рассказать о каждом, если время позволяет.

Вот, например, есть омепразол. Его пачками едят. Сейчас довольно популярен брендированный «Омез» – у людей на слуху. Хотя многие производители нынче выпускают препараты с омепразолом. Среди них и индийский «Омитокс Гастро». Изучала инструкции лекарств с омепразолом и обнаружила интересный факт. «Омитокс Гастро» оказался среди всех представленных в аптеке единственным омепразолом без диоксида титана в вспомогательных веществах. Это, так сказать, отбеливатель. Его можно добавлять в лекарства, вот только обладает он накопительным действием и может провоцировать аллергические реакции и другие осложнения. Сам же омепразол при продолжительном применении способствует истончению костной ткани, что особенно чревато в пожилом возрасте.

– Удивительно, насколько вспомогательные вещества могут влиять на лекарства в целом. Но как убедить покупателя?

– Если готовы покупатели слушать, то стараюсь рассказывать, объяснять. Но вообще не хватает образовательных ресурсов именно для пациентов. Сознательность со скептицизмом растут, отношение к своему здоровью – тоже. А вот уровень знаний, к сожалению, не стал выше.

В телевизоре ведущая М. рассказывает одно про препарат, а, скажем, через две недели – обратное. То хвалит, то наоборот. Лично сама это слышала, с тех пор не смотрю ее программу. А ведь люди, пенсионеры, тем более, верят – приходят с убеждением, что М. права.

Может, сейчас такое время, покупатели перегружены информацией – нет возможности вникать в тонкости.

Но учиться нужно всем. Безусловно!

Подписывайтесь на нас в соцсетях – приходите за новыми знаниями, практикой, бонусами и общением.

Мы в Telegram: https://t.me/matchflow_client

Мы в Яндекс.Дзен: https://dzen.ru/matchflow

Мы во ВКонтакте: https://vk.com/pharmhub_rus