Крым, который провёл понедельник в траурном молчании, понемногу приходит в себя после ракетного обстрела многолюдных севастопольских пляжей. К стихийным мемориалам в разных городах полуострова несут цветы, фотографии погибших и игрушки. В Севастополе продолжает действовать режим чрезвычайной ситуации, пострадавшие пляжи Учкуевка и Любимовка закрыты для посещения – там могут находиться неразорвавшиеся суббоеприпасы. На месте работают взрывотехники, водолазы и сотрудники Следственного комитета.
Первую минуту все стояли и смотрели вверх
Расположенные рядом друг с другом большие пляжи Любимовка и Учкуевка – одни из самых популярных в Севастополе и у местных жителей, и у туристов. Атака баллистическими ракетами ATACMS, снаряжёнными кассетными боевыми частями, произошла в воскресенье около полудня, когда пляжи были переполнены. Крымские силы противовоздушной обороны сбили все пять ракет: четыре – над морем, пятая отклонилась от траектории полёта, её боевая часть взорвалась в воздухе над пляжами. В результате падения осколков кассетных суббоеприпасов погибли пять человек, включая троих детей. Среди погибших – девятилетняя дочь заместителя мэра Магадана Олега Аверьянова, находившаяся на пляже вместе с родителями. Как рассказывают очевидцы, одна из погибших в момент обстрела была в море и не успела выбраться на берег.
По последним данным, пострадали 153 человека, из них около 50 остаются в больницах. 12 детей спецбортом экстренно отправили на лечение в Москву. Как сообщили в Российской детской клинической больнице, трое мальчиков и одна девочка в возрасте от 8 до 15 лет находятся в отделении реанимации и интенсивной терапии. Дети получили минно-взрывные травмы и осколочные ранения, их состояние оценивается как тяжёлое.
По свидетельству очевидцев, во время атаки не было слышно сирен. Когда начался обстрел, люди сначала подумали, что это учения противовоздушной обороны, которые проходят в регионе регулярно. В первую минуту обстрела многие на него не реагировали – то ли от шока, то ли от непонимания происходящего они стояли на пляже и смотрели наверх.
«В этот момент спускалась на машине в Любимовку. Смотрю: народ остановился и задрал головы. Ну, думаю, что-то летит, дала по газам – и точно: сзади как бахнет. Сирен нет, а люди всё стоят как вкопанные с открытыми ртами, кто-то снимать пытается...» – написала в группе «Подслушано в Севастополе» в соцсети «ВКонтакте» Диана Комарова.
Затем началась паника: люди бросились кто куда, некоторые падали на песок, прикрыв собой детей, другие пытались прятаться за припаркованными машинами. Специальных укрытий возле пляжей нет, даже зданий, где можно было бы укрыться, немного: несколько кафе, отелей, магазинов и туалетов. Туда и побежали люди, спасаясь от кассетных снарядов и осколков ракеты.
Люди лежали под деревьями, женщины плакали
«Октагон» поговорил с жительницей Севастополя Анастасией Соловьёвой, которая в тот день отдыхала на пляже в Учкуевке с мужем и двухлетним сыном. Их спасло то, что за пять минут до начала атаки семья решила пойти в магазин.
– Когда уже шли к магазину по пляжу, услышали первый громкий взрыв. Я испугалась, схватила ребёнка на руки. Затем почти сразу второй взрыв, и над пляжем выросло чёрное облако. Никаких сирен не было, как и звука летящей ракеты, только хлопки. И тут я вижу, что по морю как будто из автомата Калашникова стреляют. Один из мужчин закричал: «Уходите все с пляжа!» Мы развернулись и побежали в ближайшую гостиницу «Яркий берег», где был цокольный этаж. Потом туда начали ещё забегать люди, заносили раненых. Помню, девочку в крови принесли, она была вся в кровавых точках. Было очень страшно, меня всю трясло, – делится девушка.
Её муж побежал помогать пострадавшим, а она осталась в гостинице с ребёнком. Раненых выносили с пляжа на лежаках, они были в крови, люди пытались оказывать первую помощь, вызывали скорую, вспоминает Анастасия.
Пострадавшие лежали под деревьями, женщины плакали, на асфальте были пятна крови.
– Многие люди просто герои. Я видела, как одного из спасателей, который был на вышке в момент обстрела, ранило, однако он продолжил выводить людей с пляжа, оттаскивал их ближе к зданиям, нашёл в палатке раненого ребёнка, – продолжает собеседница.
Очевидцы пишут в соцсетях, что работник одного из кафе по имени Кирилл сначала вывел людей с пляжа, завёл их в укрытие, а потом взял аптечку и побежал по набережной оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. Когда у него закончились жгуты, он разорвал свою футболку на несколько частей, чтобы перевязать раненых.
Сотрудник другого заведения на пляже Учкуевка, Нарек, вместе с другом до последнего выносил раненых с пляжа. Им удалось спасти и вывезти с места обстрела 10-летнего мальчика с перебитой ногой и его бабушку.
Настоящим героем города стал водитель автобуса № 50 Александр Кырпа, который до приезда машин скорой помощи и спецслужб вывозил людей из опасной зоны. Он сделал несколько рейсов.
– Когда всё стихло, стали выбираться оттуда. Рейсовых автобусов, такси – ничего не было, ходил только один автобус, который вывозил людей бесплатно. Люди выезжали на своих машинах, брали детей, стариков. Одна пара, туристы из Тюмени, увидела, что мы бежим с ребёнком, и вывезла нас. Спасибо им огромное, – говорит Анастасия Соловьёва.
Ставить укрытия и закрывать пляжи
После случившего в Крыму началась дискуссия о том, почему не сработала сирена и почему власти заблаговременно, до начала курортного сезона, не установили рядом с пляжами бетонные укрытия вроде тех, что стоят в Белгородской области. Губернатор региона Михаил Развожаев пока не прокомментировал ситуацию с сиреной и укрытиями.
Депутат совета Нахимовского муниципального округа, где находятся подвергшиеся атаке пляжи, Алексей Гладких заявил, что вместе с коллегами инициирует установку бетонных укрытий в местах купания.
– В момент обстрела я был на пляже и видел, что спрятаться было негде. Люди в панике укрывались за зонтиками и пластиковыми лежаками. Безусловно, там нужно устанавливать укрытия, другой вопрос – как скоро это будет сделано и за чей счёт. Глава муниципалитета выезжал на место, но у муниципалитета нет денег на установку укрытий, за это отвечает город. Возможно, есть смысл обращаться за помощью к властям Белгородской области, в которой делают такие бетонные укрытия. Если сейчас выходить на тендер и дальше действовать по процедуре, то у нас быстрее лето закончится, чем укрытия появятся, – считает депутат.
Он добавляет, что при вовремя включённой сирене пострадавших могло бы быть в разы меньше – у людей было бы больше шансов добежать до кафе и магазинов.
Одновременно с требованиями установить на полуострове укрытия звучат предложения о закрытии региона для туристов. В Кремле сообщили, что решение о прекращении курортного сезона в Крыму и Севастополе не принималось. В Госдуме озвучили более мягкий вариант разрешения ситуации: депутат Дмитрий Гусев обратился к губернатору Севастополя Михаилу Развожаеву и главе Краснодарского края Вениамину Кондратьеву с предложением закрыть пляжи, расположенные возле стратегических и военных объектов.
Туристы уже отреагировали на трагедию: по сведениям Ассоциации туроператоров России, продажи путёвок в Крым снизились в понедельник на 20 процентов, и представители сферы ожидают увеличения доли отказов от уже приобретённых туров. Минэкономразвития России рекомендовало участникам рынка не применять штрафные санкции при отмене туров в Севастополь и Крым.
– Количество аннуляций бронирований увеличилось по сравнению со стандартным периодом примерно в 10 раз. Больше отмен в местах размещения на Западном берегу Крыма и в Севастополе, а также страдает в этом плане дорогой сегмент на Южном берегу Крыма – там начали аннулировать бронирования в отелях с ценником выше среднего. Если ничего больше не произойдёт, нас ожидает постепенное снижение количества бронирований и уменьшение количества аннуляций. В перспективе в течение одной-двух недель количество броней восстановится. Если информационные поводы будут возникать, ситуация станет ухудшаться. В принципе, в прошлом году мы это проходили, когда в июле была совершена атака на Крымский мост, – говорит президент ассоциации «Туристический альянс Крыма», директор компании «Тур Этно» Андрей Пылов.
Член экспертного совета комитета Госдумы РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры, председатель Ассоциации малых отелей Крыма Наталия Стамбульникова отмечает, что у малых объектов размещения ситуация гораздо лучше – отмен бронирований очень мало, на уровне 2–3 процентов.
– Отменяют в районе Севастополя, но тут же бронируют в другой части Крыма. Наших людей не запугать. Сейчас звучат предложения закрыть Крым для туристов. Внутренний крымский поток, конечно, не сможет удержать на плаву малые объекты размещения. В этом случае большинство небольших семейных отелей и гостевых домов заморозят бизнес, а это равно экономической смерти, – убеждена эксперт.
🅾️Все материалы: octagon.media