Найти тему
Донецк Медиа

Княгиня Ольга: кем спасена душа России

Нейросеть mage.space
Нейросеть mage.space

Слово «легендарная» как нельзя лучше подходит к героине статьи. Её слава прошла проверку временем и увенчалась высшей наградой всех смертных – канонизацией 1547 года.

Однако, именно эта «легендарность» часто воспринимается как преувеличение и приукрашивание. Как праздничный наряд, в который историки любят рядить знаменательные события давно минувших лет. Действительно, связанные с именем Ольги истории по поэтической красоте не уступают поэмам Гомера и трагедиям Шекспира. Мы же предлагаем рассмотреть Личность великой княжны без литературных прикрас. Чтобы понять всю сложность её земного пути. Чтобы понять всю значимость творимых ею дел. Дел, без которых наша Родина была бы совсем другой. Если бы вообще была…

До и после

Нравятся нам они или нет, но в истории Руси-России есть несколько судьбоносных событий, разделивших жизнь народа на «до» и «после». Это реформы Петра I, это Отечественная война 1812 года, это Октябрьская Революция, это и развал СССР.

Можно спорить, но ни одно из них не сравнится по значимости с Крещением Руси 988 года. О том, почему Владимир Великий выбрал именно православие и правильно ли он в итоге поступил до сих пор ведутся споры. Любящие поёрничать в связи с этим сразу вспоминают о «веселии пити», как о якобы главной причине выбора.

Но был и еще один веский довод. «Если бы не был хорош греческий закон, то не приняла бы его бабка твоя, мудрейшая из людей», говорили Владимиру его вельможи. А бабушкой его была княгиня Ольга.

Северная Афина

Сейчас будет провокационное для многих наших читателей и, главное, прекрасных читательниц, наблюдение – в древнегреческой мифологии Мудрость олицетворял не бог, а богиня. Почему – отдельный вопрос. Но именно образ Афины-Паллады: с одной стороны, жесткой и суровой воительницы, с другой – прекрасной мудрой девы наиболее близок для сравнения с княгиней Ольгой. (Хотя в скобках заметим, что в родной ей по крови Скандинавии мудростью заведовали мужчины: великан Мимир и верховный бог Один).

О красоте Ольги свидетельствуют два факта. Во-первых, её сватал сам византийский император Константин VII Багрянородный. О мотивах этого предложения руки и сердца мы ещё поговорим. Но без личных императорских симпатий здесь явно не обошлось. Во-вторых, на ней женился князь Игорь. Достоверных сведений о происхождении Ольги нет, и возможно, она была незнатного рода. Проще говоря, не из-за приданного киевский князь взял себе в жены девушку из далёких Псковских земель.

Но история Ольги не история Золушки. После смерти Игоря молодой княжне пришлось самой разбираться во всех «мужских премудростях» государственного правления. А время было крайне тяжелое (как, впрочем, и всегда на Руси).

Итак, геополитический расклад к моменту убийства князя Игоря (примерно 945г.) был таков. На Западе набирал силу Оттон I Великий, будущий основатель Священной Римской империи. На юге Византия взирала на русов с явной опаской и недоверием. Что и понятно, ведь русы то нападают на Царьград (тот же Игорь), то посольство с просьбой о крещении присылают (Аскольд и Дир). А с юго-востока заедает Хазарский каганат. Кстати, ряд историков придерживается мнения, что на момент свадьбы Ольги и Игоря, киевский князь стал вассалом царя Хазарии. Именно поэтому Игорь был втянут в абсолютно невыгодную войну с Византией и именно поэтому он был вынужден увеличить дань древлянам, увеличить настолько, что они его убили.

Вот такой юную княгиню встречала Русь: зависимой от Хазарии, враждующей с Византией, бунтующей против собственных князей. Это были не просто тяжёлые времена. Это были времена, когда решалась судьба Русской державы.

Нейросеть mage.space
Нейросеть mage.space

Не грабитель, а управитель

Ольга овдовела молодой. Точной даты её рождения неизвестно, но когда древляне убили Игоря, ей было около 20-25 лет. Святослав, её сын, был ещё ребёнком. Так, волей-неволей, ей пришлось самостоятельно выполнять мужскую работу «государственной важности».

Для начала княгиня продемонстрировала силу и жёсткость. Мы не будем в очередной раз смаковать подробности легендарной мести древлянам – это не наша тема. Гораздо интересней следующий неожиданный поворот. После назидательной расправы, Ольга сворачивает внешнюю военную деятельность и переключается на сугубо хозяйственные, внутренние дела. Летопись подчеркивает, что даже по земле убивших её мужа древлян она ходила «не как грабитель, а как управитель».

Тот же Игорь, как и другие князья-варяги, не задумывались о том, чтоб навести порядок в собственном доме. Походы, охота, пиры, замки, сбор дани… Интересы и жизнь своего народа князей интересовали мало, если вообще интересовали.

Видимо, как раз в тот неспокойный период России нужен был именно заботливый Хозяин (Хозяйка), воспринимающий свою страну как дом и с любовью этот дом обустраивающий. Подчеркнем, что при Ольге летописцы не упоминают ни одного народного или военного мятежа. Как писал о княгине историк Михаил Меньшиков: «Видимо, она умела не только управлять людьми, но и восхищать их своим правлением».

Только личным примером

А теперь о главном – выборе веры. Конечно, многим современным людям, не понимающим разницы между православием, католицизмом или какой-нибудь ересью по типу свидетелей Иеговы, трудно оценить всю значимость поступка Ольги. Поэтому переведём на современный язык. Выбор веры означал определенную культурно-политическую программу развития. И, соответственно этой программе, определял круг дружественных и недружественных стран.

Мудрая Ольга понимала две важнейшие вещи. Первое, какую бы веру ни выбрала Русская держава – истинных друзей даже среди единоверцев у неё не будет. Поэтому она хитростью отказала императору Константину VIIна предложение стать его женой. Этот брак не возвысил бы Русь до уровня Византии, а превратил бы царство Ольги в зависимую от Царьграда провинцию.

Второе, только личный пример правителя может вдохновить народ. Поэтому прежде всего Ольга принимает крещение сама. Она строит церкви и устраивает богослужения, но никого её дружинники не заставляли креститься силой.

Примечательно, что даже своего сына Святослава Ольга не крестила против его воли. По преданию, когда Святослав говорил, что не может принять новую веру, так как его воины-язычники станут над ним смеяться, мама ему отвечала: «Если ты примешь крещение, то и все последуют твоему примеру».

Для сравнения, знающему только язык силы Западу потребовалось около 300 лет для окончательного установления христианства. Русь «справилась» за 33 года. Что не сделал сын Ольги, выполнил её внук Владимир Великий.

В поисках чужой земли

Впрочем, значение упорного язычника Святослава тоже не стоит преуменьшать. Именно его неуемная энергия и безрассудная храбрость позволили Руси одолеть Хазарский каганат – на тот момент, враг №1. Но жажда славы влекла юного князя дальше. Святослав мечтал расширить свою империю от Дуная до Волги, от Причерноморья и Приазовья до ворот самого Царьграда. Кроме того, в его «наполеоновские» планы входил перенос столицы из Киева в Переяславль на Дунае.

Но однажды вечно находящийся «в гостях» князь чуть не лишился собственного дома. В 969 г. оставленный без присмотра Киев осадили печенеги. «Хозяин» с войском находился на Дунае. Оборону столицы пришлось возглавить Ольге, на тот момент героине нашего рассказа было около 80 лет. Тогда киевляне послали князю горький упрёк: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою оставил…» И чудом, и мудростью Ольги Киев устоял. По предложениям некоторых историков, осада длилась несколько месяцев, пока весть о приближающемся Святославе не обратила кочевников в бегство. Если б тогда столицу разрушили, Русское царство рассыпалось бы, так и не собравшись.

На четвертый день после возвращения сына, выполнив свой последний долг перед Родиной, Ольга скончалась.

Нейросеть mage.space
Нейросеть mage.space

Спасение тела и спасение души

Митрополит Иоанн в книге «Русская симфония» писал: «Святослав спас государственное тело России. Ольга не дала смутить её неискушенную юную душу».

Автор этих срок придерживается распространенного мнения, что история не терпит сослагательного наклонения. Однако, для понимания исторической важности княгини Ольги, позволим себе озвучить несколько альтернативных вариантов.

Вариант первый, 957 год. Ольга принимает лестное предложение визинтийского императора Константина Багрянородного и становится его женой. Русь делается православной, но подчиненной провинцией Византии. Или, как вариант, Святослав ведёт кровопролитную войну с Царьградом за независимость.

Вариант второй, 961 год. Ольга не выгоняет с позором, а благосклонно принимает в Киеве римского епископа Адальберта (посланного «прощупать почву» самим королем Германии Оттоном I). В результате княжна принимает католичество, а Русь – роль вассала Священной Римской империи.

Вариант третий.Ольга остаётся язычницей, видя, как и Святослав, в религиозной самобытности основу государственной независимости. И действительно, возможно ли принять закон ведущих соседей-империй (православие, католицизм или мусульманство) и при этом не стать их второсортной частью? В результате Русь чахнет в язычестве и лишенная объединяющего стержня, поглощается соседями.

Но, слава Богу, всё получилось так, как получилось. Ольга первая из державных личностей увидела в России великую империю. Империю, которая сможет на равных говорить и с гордым Римом, и с великим Царьградом. Случилось бы это без неё? История не терпит сослагательных наклонений…

Артём МАСЛОВ