Петров день - одна из ключевых дат летнего цикла в народном календаре русских и отчасти южных славян. Имеет много общего с Ивановым днём и другими праздниками середины лета, и в то же время - это праздник, обозначающий переход к наступающей осени.
Как летний праздник Петров день был связан с метеорологическими представлениями и профилактикой засухи и града. В этот день совершались моления и крестные ходы в полях, у колодцев и у воды, сопровождаемые прошением о дожде.
Караул солнца
В южнорусских губерниях к Петрову дню был приурочен обычай караулить солнце, когда молодёжь проводила вместе всю ночь в канун праздника, наблюдала, как при восходе солнце «играет», переливаясь разными цветами, устраивала в складчину трапезу, веселилась, рядилась, обвешиваясь колокольчиками и бубенцами, разбрасывала хозяйственный инвентарь, обирала чужие огороды. Петров день в некоторых местах был отправной точкой весенне-летних гуляний молодёжи, продолжавшихся вплоть до Ильина дня или даже Покрова.
По поверьям в Петров день, как и в другие пограничные даты календаря, случаются чудеса.
Близость Петрова дня к летнему солнцестоянию объясняет осторожность, которую соблюдали в этот день. Русские в Карелии не ходили в Петров день в лес из-за обилия змей. Петров день, наряду с Купалой, кое-где считался временем активизации нечистой силы (русалок, ведьм, водяных, шуликунов). Белорусы остерегались строить дом в период между Духовым и Петровым днями, поскольку в нём завелись бы тараканы и клопы.
Запреты на фрукты и купания
До Петрова дня (а также до Вознесения, Троицы, первого дня Петрова поста, Иванова дня, Преображения) во многих славянских традициях соблюдался запрет есть фрукты, ягоды и другие плоды нового урожая.
В Петров день кое-где на Украине запрещалось купаться из-за угрозы утонуть. Возможно, запрет связан с тем, что Петров день входил в число летних праздников, отмеченных особой активностью водяного. Другим объяснением запрета может служить евангельский эпизод об апостоле Петре, который пытался ходить по воде, как Христос, но тонет.
Календарная граница
Петров день считался календарной границей года, после которой в природе начинались изменения, свидетельствующие о приближении осени. После Петрова дня уменьшается световой день, солнце поворачивается к зиме и одновременно начинается жара. В России в Петров день ломали берёзовые ветки для банных веников. Считалось, что в петров день святой Пётр «оплёвывает» листья, поэтому после праздника травы, растения и деревья на заготовки не годились, а листья на деревьях начинали осыпаться: «Придёт Петрок, сорвёт листок». Гуцулы говорили, что ключи от земли святой Пётр хранит весь год и только весной их забирает у него святой Юрий, в Петров день ключи вновь возвращаются к Петру, и тогда наступает осень.
Кукушка
С Петровым днём у русских, южных славян и в восточной Польше связана примета о кукушке (и других птицах), прекращающей после Петрова дня своё кукование, прячущейся от других птиц в капусте или превращающейся в ястреба. К Петрову дню в некоторых южнорусских областях был приурочен обычай «крестить кукушку», точнее его заключительный эпизод - «похороны кукушки». Как начало осени трактовалось в народе исчезновение змей, мух, пауков и многих насекомых. В южнорусских губерниях Петров день считался днём ухода русалок, пребывающих на земле с Троицы.
По приметам этого дня предсказывали осенний урожай зерновых: «Если к Петрову дню просо вырастает длиною с ложку, то будет каша в ложке». На Украине иногда в Петров день пекли первый раз хлеб нового урожая и освящали его в церкви. В Полесье обламывали верхние листья на капусте, чтобы она росла в кочан, а также срывали немного льна и закапывали его в землю, чтобы он уродился и было много прядева.
Петров день был апогеем летних форм досуга. На Русском Севере Петров день, наряду с Ильиным, завершал сезон уличных игрищ молодёжи, начинающихся весной, на Николу или в другие дни, причём к Петрову дню эти гуляния приобретали наиболее оживлённый характер. Популярным петровским развлечением было качание на качелях.
Поминальный день
Кое-где у русских Петров день считался поминальным. В Калужской губернии все старались в этот день быть дома и оставляли на столе после ужина остатки еды, ожидая ночью прихода предков. В Заонежье в Петров день посещали могилы. По полесским поверьям, в Петров день «пересушиваются» покойники, поэтому в этот день обычно хорошая погода и светит солнце. В Тульской губернии рассказывали легенду о святых камнях, за осквернение которых местный помещик, отважившийся их рубить, был ослеплен, а жители окрестных сёл надолго наказаны бесплодием. С тех пор в Петров день они посещали эти камни и покланялись им как могилам родителей.
Пастушеский праздник
На Украине, в Белоруссии и в западнорусских областях Петров день считался пастушеским праздником. На Черниговщине в этот день хозяева делали пастуху подарок, называемый петровщина и состоящий обычно из продуктов. На юго-западе Брянщины на Троицу женщины носили пастухам пироги и пару яиц, а он им выставлял петровки, то есть угощал женщин в Петров день. На Смоленщине к Петрову дню пастухи гнали водку и в сам праздник обходили дом за домом, приглашая хозяев на праздник, и заодно «колядовали», получая в благодарность за приглашение кусок сала и булку. Во многих областях России Петров день считался серединой пастушеского сезона, по случаю чего пастухи получали вознаграждение. В Пошехонье рассказывали, что знающий пастух выбирал в начале сезона одну корову, которая вместо него фактически и пасла всё стадо, но сама при этом худела и теряла надои, поэтому в середине сезона пастух выбирал для этой роли новую корову.
В украинских Карпатах Петров день был важной сезонной границей в отгонном скотоводстве, когда пастухи перегоняли отары на высокогорные пастбища. Во время своего праздника на выгоне за селом пастухи усаживались за земляной стол, где угощались сырниками, хлебом и купленной в складчину горилкой.
Мотивы, связанные с молочными продуктами, очень популярны в поверьях, относящихся к Петрову дню и петровскому посту. На Черниговщине когда кончался петровский пост хозяева ставили на ближайший к дому дуб кринку с варениками и объясняли детям: «Глянь, это Пётр с дуба вареничка скинул». Жители Московской губернии были убеждены, что петровский пост был учреждён по просьбе женщины для собирания масла. На Гомельщине русалки, раскачивающиеся на ветвях берёз в Петров день, якобы пели: «Ута-та, ута-та, на Петра матка сыру испекла».
Свадебный праздник
В России Петров день был отмечен и в послесвадебном календаре. В этот день молодожёны посещали родителей невесты, а поскольку к Петрову дню кончался пост, то говорили, что молодожёны приходят «на сыры». Отец невесты готовил для дочери новые вилы и грабли и дарил ей в Петров день., чтобы молодая женщина в новой семье могла участвовать в предстоящем сенокосе, поскольку с Петрова дня в России начинался основной сенокос: «Доставай косы и серпы к Петру».
Праздник рыбаков
Пётр и Павел считались покровителями рыболовов, кое-гдк к Петрову дню приурочен праздник рыболовов. Сохранилась также традиция собирать ежегодная деньги в Петров день на «мирскую свечу», которая ставилась в церкви к иконе Петра. С Петровым днём связаны приметы, касающиеся рыбной ловли. На Русском Севере в Петров день повсеместно готовили общую уху: «Петры и Павлы, пошлите нам, Господи, рыбки. Большой и маленькой».
Приметы
Поселяне думают, с этого дня начинают затихать певчие птицы [1].
На Петра солнце идёт тише [2].
Православный календарь
СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА (67).
Свт. Григо́рия, митрополита Ираклийского (1925); прп. Паи́сия Святогорца (1994).
Иконы Божией Матери: Касперовская (1853–1855) [8].
Именины
Григорий, Павел, Паисий, Пётр [8].
Подписывайтесь на канал
Примечания
Толстой Н. Славянские древности
1. Сахаров И. Сказания русского народа
2. Даль В. Пословицы русского народа
8. azbyka.ru/days/2024-07-12