Кто мог подумать, что пастухи когда-нибудь останутся без работы? Да, сейчас крайне трудно встретить в селах пастухов с кнутом. Их труд «забрал» электропастух.
И все же, в ходе опроса мы узнали, что в Карамышеве есть настоящий пастух. Ришат Габдуллин в этой обязанности – только второй год. В табун этого населенного пункта провожают 60-70 голов скота. За каждую голову хозяева ежемесячно платят 1300 рублей. Карамышевские фермеры своих животных доверили электропастуху, их в селе несколько. В поселке Яшавче на 40 голов скота также приобрели электропастуха.
В Старокадеевском сельском поселении уже 4-5 лет применяют электросторожа. Их здесь установили три штуки, куда загоняют около 60 голов крупного рогатого скота. В поселках Якты Тау, Тукай и Светлогорский хозяева живности также приобрели это оборудование. В Якты Тау пасутся 13, в Тукае – 6, Светлогорском – 5 голов скота.
И в Туйметкине уже 3-4 года как не стало работы для пастуха. Здесь в табун выгоняют около 60 животных, в селе насчитывается 46 дойных коров.
В Старом Утямыше установили пять электроизгородей, в которых находится приблизительно 90 голов крупного рогатого скота. В Старом Сережкине в двух личных хозяйствах содержатся три головы животных, они тоже смонтировали это оборудование.
В Подлесном Утямыше выпаса скота вообще нет, верхнечегодайцы держат своих животных на привязи.
В Кутеме насчитывается 25 дойных коров, в личных хозяйствах есть и другие животные. За всеми «приглядывает» электропастух.
В Ульяновском сельском поселении тоже нет табунщика. Здесь содержат 123 головы крупного рогатого скота, 56 из них – дойные коровы. Ульяновцы предпочитают держать свою живность на приколе. В Сосновке, Саминовке, Нагорном, Девичьей Поляне доверили скот электросторожу. У этих населенных пунктов – свои пастбища, в каждом хозяева животных купили вскладчину электропастух.