Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английской филологии факультета иностранных языков Юлия Горохова изучает культурологические особенности англоговорящих людей сквозь призму языка. В интервью для рубрики «Быть молодым ученым» Юлия рассказала, какой смысл вкладывают в одно и то же слово в разных языках и как школьный преподаватель может повлиять на жизненный выбор.
Начало пути
С самого детства я мечтала быть учителем. Я играла с куклами и представляла, что это школа, что я их чему-то обучаю. Чаще всего это был русский язык. А потом, уже в школе, я поняла, что мне нравится английский язык. Я начала его углубленно изучать, интересовалась им. Поступила в лицей при Тульском педагогическом, а потом — в сам университет. Я отучилась на специалитете и в аспирантуре, занялась научно-исследовательской деятельностью.
Языковая специфика меня постоянно влекла. Казалось, что если я буду знать разные языки, не только английский, словно через них я познаю ключ к разгадке самого человечества. Мне было интересно узнать, какая она, английская нация. Потом, когда поступила в университет и моим вторым языком стал французский, мне также была интересна французская культура, я обожала смотреть французские мюзиклы.
В моей семье никто не связан с гуманитарной и педагогической сферой. Мне кажется, что все пошло из начальной школы. Моя первая учительница Наталья Валентиновна была для меня примером. Мне хотелось быть похожей на нее — я копировала ее движения, манеры. И она умела вдохновлять своих учеников, постоянно развивалась и говорила, что совершенству нет предела. И все это вызывало какое-то восхищение.
У меня были сложности с грамматикой языка. Она казалась очень тяжелой, непонятной. Мне требовалось выстроить ее в какую-то систему. Как раз тогда на факультете преподавала Чусова Анна Александровна, она вела дисциплину «Теоретическая грамматика». Невероятный специалист, именно она разложила все «по полочкам». Очень благодарна ей за это.
О науке
Мое исследование посвящено изучению англоязычной картины мира и ее идеологии. В центре каждого моего изучения находятся догмы, что язык отражает культуру того или иного народа. И эта самая культура зашифрована определенным кодом в самом языке. Если мы сможем правильно расшифровать тот самый код, используя знания о таких языковых средствах, как стереотипы или концептуальные метафоры, это позволит нам избежать восприятия деформированной картины мира и отличать, что в тексте правда, а что ложь. К тому же, это помогает познать нацию, ее мировоззрение, систему ценностей и культуру в целом.
В ходе работы я прорабатываю огромное количество научных статей. Мне также интересно изучать дискурс: художественный дискурс, дискурс прессы. Я ищу определенные концепты и выясняю, какая мысль в них заложена. Уже через него я пытаюсь расшифровать ту или иную идею. Такая работа дает понять, что в каждом слове заложен глубокий смысл. Моя задача — правильно его понять.
Чтобы понять, что хотел сказать автор произведения, я изучаю языковые средства, которые он использовал: эпитеты, метафоры, метонимию. С помощью словарей необходимо сначала определить смысловую составляющую, а затем — образную. Образная составляющая является периферией концепта, другими словами, образуется вокруг ядра, составляющего главную мысль. Например, у каждого из нас будут совершенно разные ассоциативные (или образные) ряды к слову «любовь». У кого-то в воображении возникнет картинка с родителями, у кого-то — молодой пары. Поэтому для раскрытия смысла необходимо выудить все эти значения и понять, что лежит в их основе. Уже через них я пытаюсь расшифровать заложенный смысл.
Пример из моей работы: в дискурсе прессы Великобритании часто репрезентируется концептуальная метафора «hell is a mental asylum» («ад — это приют для душевнобольных»). Ад ассоциируется с болезненным состоянием разума, а человек приравнивается к заключенному, т.е. человек, неспособный к ментальной активности, является заключенным в собственное тело без возможности покинуть «такую тюрьму». Еще вызывает интерес концептуальная метафора «human is a bag» (»человек — это вместилище»). Таким образом, человек представляется как вместилище, которое наполняется разными характеристиками, качествами. Другими словами, человек наполняется определенными знаниями, опытом, чувствами, ценностями, эмоциями. Влияние оказывает и общество, которое также заполняет пробелы. Отрицается разделение людей на хороших и плохих.
Бывают такие моменты, что становится очень тяжело, что как будто нет сил. Но огромное влияние оказывают мои родители. Они всегда меня поддерживают и говорят: «Как бы ни было тяжело, второе дыхание все равно откроется». Это являлось для меня стимулом и мотивацией. А еще, внутри меня есть маленький любопытный ребенок, который жаждет не останавливаться и хочет идти дальше.
О педагогике
Я очень люблю свою деятельность и обожаю взаимодействие со студентами. Мне нравится видеть интерес в их глазах. И мне хочется показать, что изучение языка может быть разнообразным, но никак не скучным. Хочется их мотивировать на дальнейшее развитие. Конечно, еще испытываю огромную ответственность и перед ними, и перед коллегами. Я помню, что когда-то сама была студентом, и не хочется никого подвести.
На занятиях мне нравится использовать игры и коммуникативный подход. Например, устраиваю дебаты, чтобы они высказывали свою точку зрения на различные события. В том числе также рассматривали особенности культуры и их мнение о том, что нравится и что не нравится.
Как педагог, я стараюсь заинтересовать студентов, чтобы им было интересно, чтобы видеть огонек в их глазах. У нас с ребятами хороший контакт. Я вижу, что они тоже стараются, и это приятно.
Личные качества, которые мне помогают — умение контролировать себя, расставлять приоритеты. И еще ответственность. Если нужно быть организованной и дисциплинированной — я выложусь по полной.
О статусе молодого ученого
Быть молодым ученым — это очень ответственно. Я всегда чувствую огромную ответственность перед людьми, желание никого не подвести. И еще — чувство благодарности за весь вклад в развитие науки в наше время. Наверное, вот это сейчас самое важное. Но если честно, я как-то никогда о себе не размышляла как о молодом ученом.
Мой научный руководитель помог мне встретить тех людей, которые для меня стали примерами в научной сфере. Очень благодарна за терпение, которое проявлялось, за возможность постоянно меня где-то подталкивать и направлять на участие в различных конференциях, научных семинарах.
Большую часть свободного времени посвящаю своей семье. Люблю гулять в парке, обожаю ходить на театральные постановки. Очень нравится заниматься пилатесом. Это позволяет сконцентрировать свои мысли на чем-то или просто абстрагироваться от какой-то действительности, уйти в себя. И люблю читать. Последнюю книгу прочитала Антуана де Сент-Экзюпери, «Планета людей». Кстати, советую прочитать. Написана очень простым языком, но при этом интересно и захватывающе. Очень понравилась идея о том, что в каждом человеке сокрыт герой, его просто нужно рано или поздно пробудить в себе. Вот эта мысль меня очень зацепила.
Мой совет начинающим молодым ученым — не бояться. Быть честным самим собой. И просто почувствовать. Именно почувствовать. Если ты любишь свое дело, значит, иди. Умей отстаивать свои позиции. Знай, что всегда нужно стремиться к развитию и не останавливаться на достигнутом. Иди вперед, вперед и вперед.