Эта функция поведения - один из «4 всадников апокалипсиса» и встречается она с завидной частотой) от 35% до 50% случаев ⠀
Дети, часто пользуются этим уникальным инструментом, что бы не выполнять задания, и я уже поднимал тему избегания требований, когда мы рассуждали о стимулах. ⠀
Если ребёнок понимает, что нужно сделать что-то не очень интересное или неприятное, он может начать плохо себя вести (плакать, драться, валяться по полу, плевать или убегать), что часто приводит к тому, что необходимость выполнения инструкции или задания «отпадает». ⠀
Иногда малыш работает на опережение, и видя подготовку к такому неприятному заданию может заранее начать капризничать, дабы наверняка «соскочить» с его выполнения. Это называется упреждающем избеганием. ⠀
А если поведение происходит во время выполнения задания, то это - реактивное избегание. И тот и другой вид избегания позволяет ребёнку убрать из своей жизни, из своей окружающей среды что-то, что ему не нравится, убрать требования. И если это будет работать, то такое поведение будет продолжаться вновь и вновь. ⠀
Разберём примеры:
1. Педагог достаёт пособия и ребёнок «скатывается» под стол - избегает требования;
2. Мама достаёт одежду ребёнку и его ждёт самостоятельное одевание.. но ведь можно заплакать и мама оденет меня сама, думает малой и начинает реветь;
3. Подошли к подъезду и впереди ждёт подъем на второй этаж пешком? Не тут было, ибо можно расположиться на асфальте и заплакать, и тогда малыша триумфально внесут домой на руках. ⠀
А я вот, например, иногда попросту сбегал с уроков алгебры и геометрии, да простит меня Марина Николаевна! Однако, теперь она знает, что функция поведения «убежать с уроков» - это избежание требований домашнего задания.
Почему так происходит? Чаще всего это недостаток мотивации или слишком высокие требования. Что с этим делать уже подсказал в посте об избегании, но мы обязательно поговорим об этом подробнее в будущем ⠀
А что и как избегаете вы?