Любой УЧЕБНИК (тем более ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК), требует огромного труда, финансовых затрат и контроля соответствующих организаций. Материал должен соответствовать возрасту учеников, задания проверены, результаты запланированы. Пока у нас только ОДИН УЧЕБНИК по предмету "ШАХМАТЫ", который РАЗРЕШЕН для использования педагогами в процессе изучения. Это "Шахматы в Школе" (4 класса, Изд. Просвещение, 2017 г. авторы Прудникова. Волкова, Уманская)
В настоящей статье я хочу коснуться ТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ после изучения предмета "Шахматы в Школе".
Предлагаю рассмотреть КАЖДЫЙ ПУНКТ планируемых результатов по порядку:
1.ВЛАДЕТЬ ОСНОВНЫМИ ШАХМАТНЫМИ ПОНЯТИЯМИ.
Считаю это ОЧЕНЬ ВАЖНО - понимать, что МЫ хотим получить на выходе после изучения детьми нашего ЛЮБИМОГО предмета. Неплохо было бы посмотреть на ВСЕ ОСНОВНЫЕ шахматные понятия. Я честно изучил ВСЕ 4 учебника, но не нашел полного списка "ОСНОВНЫХ ШАХМАТНЫХ ПОНЯТИЙ" Понятий реально много- они отмечены специальным значком:
Но как отличить ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ от НЕОСНОВНОГО? Вопрос....На странице 13 (Учебник 1 ГОД) видим следующие определения:
В ИНТЕРНЕТЕ есть ШАХМАТНЫЙ СЛОВАРИК,и в нем нет терминов со странице 13.
2. ВЛАДЕТЬ ОСНОВНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ШАХМАТНОЙ ТАКТИКИ И ТЕХНИКОЙ РАСЧЕТА В ПРАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ
Вы серьезно? Я уже почти 50 лет занимаюсь шахматами и неуверен, что владею этими навыками. Авторы УЧЕБНИКА видимо фантастических фильмов насмотрелись!!! Покажите мне КЛАСС в ОБЫЧНОЙ школе, где ВСЕ УЧЕНИКИ владеют этими навыками?
Конечно приятно думать, что НАШИ ДЕТИ-САМЫЕ ГЕНИАЛЬНЫЕ! Но нужно как-то обладать чувством реальности...
3.НАХОДИТЬ И РЕШАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ШАХМАТНЫЕ КОМБИНАЦИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА МАТ В ДВА-ТРИ ХОДА.
А теперь давайте глаза закроем и представим, что ВСЕ дети, где 4 года проходили УРОКИ по ШАХМАТАМ всё это умеют делать? ПРЕДСТАВИЛИ? А теперь глаза открываем. Не спешите расстраиваться - вчера прочитал ХОТЯТ вернуть "двойки за поведение", заживем....
4.ЗНАТЬ И ПРИМЕНЯТЬ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ФИГУР В ДЕБЮТЕ; ОТКРЫТЫЕ ДЕБЮТЫ И ИХ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ
Толщину книги видели? На Открытые дебюты в 4 классе отводится 1 из 34 уроков в году...
За 1 урок нужно ЗНАТЬ и ПРИМЕНЯТЬ- Нас точно НЕ ПОБЕДИТЬ!!!!
5.УМЕТЬ АТАКОВАТЬ КОРОЛЯ ПРИ РАЗНОСТОРОННИХ И РАВНОСТОРОННИХ РОКИРОВКАХ.
Алёхин и Таль отдыхают....ВСЕГО ТО ЧУТЬ и миллионы потомков из нашей страны разнесут затухающий шахматный ЗАПАД в клочья! Кстати есть ОДНОСТОРОННИЕ РОКИРОВКИ, что такое РАВНОСТОРОННИЕ нужно еще разбираться...Что МЫ хотим от детей, если в наших учебниках неправильности в терминологии.
6.РАЗЫГРЫВАТЬ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПЕШЕЧНЫЕ, ЛАДЕЙНЫЕ И ЛЕГКОФИГУРНЫЕ ЭНДШПИЛИ, ЗНАТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ.
Сколько лет Авербах и Шерешевский потратили чтобы эти книги написать? - А мы за 4 года, в школе...
7.УМЕТЬ РЕАЛИЗОВЫВАТЬ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО
Такая подойдет? Чемпионка мира гроссмейстер Анна Ушенина не смогла за 50 ходов выиграть этот эндшпиль...
8.ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В ШАХМАТНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ.
Все одновременно будем играть, или по отдельности?
Как в известной русской пословице:
ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ, КАК ПОЕХАЛИ-ОВРАГИ
Интересно другое, неужели ШАХМАТНОЕ СООБЩЕСТВО этот труд устраивает? Почему никто не возмущается, почему не исправляются многочисленные ошибки и опечатки...Может быть уже пора???