Попытки «выдернуть из контекста» С-300 и сделать его «самостоятельной величиной» подсветили все недостатки, которые нивелировались, пока комплекс функционировал внутри системы ПВО СССР.
Ранние модификации зенитно-ракетного комплекса С-300П (ПТ и ПС) создавались как составная часть системы ПВО СССР, в рамках которой комплекс рассматривался как система средней дальности и по сути представлял собой третий эшелон ПВО. После истребительной авиации и ЗРС большой дальности С-200. На С-300П возлагались задачи по ликвидации баллистических (кроме МБР) и крылатых ракет, а также «дострел» тех самолётов противника, которые сумели преодолеть первые два эшелона.
Четвёртым эшелоном были ЗРК С-125. Кроме того, в составе ПВО были радиотехнические войска, обеспечивавшие постоянное наблюдение за воздушным пространством по всему периметру государственных границ. Именно РТВ должны были по тревоге поднимать истребительную авиацию и зенитные ракетные войска, предварительно обеспечив их целеуказанием.
С-300 имел ряд недостатков, но они по большей части нивелировались благодаря тому, что комплекс являлся частью системы ПВО, а не работал как самостоятельная единица. Когда «трёхсотку» стали «выдёргивать из контекста» и делать «самостоятельной величиной», недостатки стали неизбежно проявляться. Тем более, порой её «выдёргивали» ещё и в урезанных вариантах - в полку по одному-два дивизиона по 4-8 ПУ в каждом вместо трёх-пяти дивизионов по 12 ПУ.
Сейчас С-300 используется на Украине обеими сторонами конфликта. Эта система успела стать главным героем самых разнообразных фейков. Особенно забористой была «новость» о том, что ВС РФ, ДНР и ЛНР, начиная с 2014 года, непрерывно обстреливают контролируемые ими же города Донбасса. Только вот в конечном итоге это многолетнее враньё Кива про российско-донбасские намеренные самообстрелы превратилось во вполне реальные украинские самообстрелы. Они, правда, ненамеренные, но от этого их жертвам не легче.
Если говорить о ЗРС С-300П, то в ней режим стрельбы по наземным целям изначально не был предусмотрен. Средств для поражения наземных целей и без этого у СССР было достаточно (как и сейчас у России). Ни одна из РЛС, входящих в состав ЗРС С-300П, не может захватить наземную цель и тем более завязать её трассу. Это экономически нерационально - стрелять дорогостоящей ЗУР, предназначенной для поражения современных воздушных целей, по гораздо более простым (и дешёвым) наземным целям. Актуально это и для более современных модификаций.
ЗУР стартует вертикально, из-за чего стрелять ими по наземным целям противника возможно только в том случае, если располагать установки практически на линии фронта. Но о появлении там российских «трёхсоток» украинские источники ничего не сообщают. А те города, на которые ракеты падают, преимущественно находятся на удалении в несколько сотен километров от линии фронта. Российские ракеты этого типа такое расстояние в принципе преодолеть не способны. А значит, и упасть на украинские города могли разве что украинские ракеты.
При этом ВСУ используют ракеты с давно истёкшим гарантийным сроком хранения. Вот почему многие ракеты сразу после запуска выходят из строя, и не происходит их самоликвидации в воздухе. Однако, даже если ракета не вышла из строя, нельзя исключать вероятность падения её фрагментов на город. Ведь украинские системы С-300 часто размещают прямо в городах, рассчитывая при удобном случае обвинить российские войска в уничтожении мирного населения. Только вот российские ракеты нацелены исключительно на военные или инфраструктурные объекты. А украинские тем временем падают на своих же.
Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"
#пво #россия #ссср #история #украина #геополитика #вооружение