Число самых престижных авто в VIP-гаражах за последние годы выросло в разы. Не так плохо живем?
Несмотря на третий год санкционного цунами, премиальный сегмент в автопарке жителей Татарстана вырос с 2020-го на 25%, а за почти 10 лет — на 80%. При этом большая немецкая тройка — BMW, Mercedes и Audi — «держит» за собой 2/3 доли. За ними увязался Lexus, количество поклонников которого за 10 лет увеличилось более чем вдвое. О том, каков средний возраст люксового авто в РТ и сколько Lamborghini и Ferrari «стирают» покрышки на дорогах республики, — в материале «БИЗНЕС Online».
Что представляет собой премиум?
В первой части нашего обзора автопарка Татарстана мы на основе данных аналитического агентства «Автостат», которое собирает и обобщает сведения о регистрации машин в ГАИ, рассказали о возрасте транспортных средств (ТС). Во второй — «БИЗНЕС Online» изучил, сколько автомобилей закреплено за каждым районом РТ и как вырос автопарк республики в целом. В этот раз мы разберем сегмент машин класса люкс: как он рос и где территориально больше всего «осело» премиальных ТС. Напомним, что на начало 2024 года в «гараже» Татарстана насчитывалось 1 млн 357 тыс. легковушек. По сравнению с 1 января 2020-го их количество выросло на 6,3% (плюс 80,3 тыс.). А если сравнивать с началом 2015-го, то рост составил 17,2% (плюс 200 тыс. авто).
Что касается парка премиальных легковых машин, то он с 2020 года вырос на 25%, а с 1 января 2015-го — на 80% до 66,6 тыс. авто. 57%, или 38,2 тыс. всех люксовых транспортных средств, имеет казанскую прописку, 12,6%, или 8 445 автомобилей, зарегистрировано в Набережных Челнах. В Альметьевске на учет поставлено 2 773 таких авто, в Нижнекамске — 2 422 единицы, в Зеленодольске — 1 002 машины. На остальные районы республики, вместе взятые, приходится 13,8 тыс. ТС. Минимальное количество автомобилей премиум-марок — в Бавлинском (40 единиц), Кайбицком (42 единицы) и Нурлатском (50 единиц) районах. 15% машин зарегистрировано на компании, а 56,3 тыс. — на физлиц.
Средний возраст премиум-автомобилей все солиднее. По итогам 2023-го он составил уже 10 лет и 4 месяца, тогда как в 2019-м этот показатель фиксировался на уровне 9 лет и 4 месяцев. Таким образом, за четыре года прибавка — 10,5%. Еще в 2015-м средний возраст ТС в регионе был 8 лет и 9 месяцев, т. е. почти за 10 лет премиальные машины постарели на 17%.
Люксовых авто старше 10 лет — 41%. Еще в начале 2020-го таких ТС было всего 30%, а в начале 2015-го — 28%. Доля новых машин — до 3 лет — упала с 35% в 2015-м до 12,9% в 2024-м. При этом доля автомобилей в возрасте от 4 до 7 лет осталась практически на одном уровне — 26%.
Средняя мощность премиальных автомобилей, которые покупают не только ради лоска, но и для приятного «рычания», — 223 л. с. Минимальная мощность — 54 л. с., максимальная — 796 л. с. Треть транспортных средств имеет двигатель с классической мощностью от 150 до 199 л. с., еще треть имеет под капотом от 200 до 249 л. с. Всего машин с доналоговой мощностью — 53,5 тыс., или 80%. У 7% авто стоит двигатель мощностью от 250 до 300 л. с., у 11% — от 300 до 449 л. с., 2% — от 449 до 599 л. с. 242 ТС, или 0,4%, могут похвастаться секундными разгонами до сотни, ведь у них стоят «движки» с мощностью от 600 «лошадок».
Если посмотреть другие характеристики автомобилей, то 63% машин ездят на бензине, 33% — на дизеле, 338 транспортных средств — чистые «электрички», у 24 авто дополнительно к бензину стоит газовое оборудование, на 1,2 тыс. стоят гибридные установки — бензин-электричество, у 307 — дизель-электричество. Объем двигателей достигает 8,3 л, но в общем преобладают 2- и 3-литровые «движки».
Давайте посмотрим, как за последние 10 лет изменился гараж самых популярных марок и конкретных моделей люксового сегмента.
BMW: безоговорочный лидер в бело-синей майке
Абсолютный лидер премиального сегмента РТ по общему количеству автомобилей — BMW. В гаражах татарстанцев количество машин с бело-синим шильдиком — 18,7 тысячи. С 2020 года число авто выросло на 29%, или на 4,2 тыс. единиц. За 10 лет гараж баварцев в республике вырос на 8,6 тыс. транспортных средств, или на 85%. Что касается доли в премиальном сегменте, то она остается стабильной, за 10 лет символически увеличившись почти на 1 п. п. с 27,3% до 28,1%. Таким образом, каждая четвертая машина сегмента люкс в республике украшена шильдиком BMW (что в общем-то неудивительно, ведь именно эта марка настолько влюбила в себя татарстанцев, что стабильно удерживает лидерство по регистрации новых авто).
В Казани «бело-синие» также удерживают пальму первенства с результатом в 10,2 тыс. машин. С 2020 года их гараж вырос на 3,4 тыс. ТС, или на 49%, за 10 лет — на 5 тыс. единиц, или почти в 2 раза. На 2-м месте идут Набережные Челны, где зарегистрировано 2 861 авто, на 3-м с 816 авто — Нижнекамск. Самое малое количество BMW в Кайбицком районе, там стоят на учете всего 10 «бело-синих».
Чаще всего татарстанские бэхи были выпущены в 2019 году, который удерживает пальму первенства последние пять лет с результатом в 1 738 машин. 2-е место у автомобилей 2021 года с результатом в 1 638 единиц. Ну и конечно, 2013-й с результатом в 1 587 единиц. Средневзвешенный возраст республиканской бэхи — 10 лет, а ее «день рождения» приходится на январь 2014-го.
Абсолютное лидерство в модельном ряду баварцев по РТ удерживают кроссоверы X5 с результатом в 3 616 авто, или почти одна пятая от всего спроса на марку. С 2020 года популярность такого городского внедорожника выросла на 37%, за 10 лет — в 2,2 раза. На данный момент дизельный BMW X5 30d 3,0 xDrive Steptronic (298 л. с.) в комплектации Base предлагается за 16,3 млн рублей без учета различного типа скидок.
2-е место взял седан «5-й» модели. Число таких автомобилей в гараже татарстанцев увеличилось с 2015 года на 38% до 3 231 единицы. Улучшил свой результат в 2,1 раза люксовый компактный кроссовер в классическом кузове Х3. Транспортные средства такой модели находятся в собственности у 2 950 татарстанцев, тогда как в 2015-м их было 1 399.
Из эксклюзивных моделей можно выделить одного ценителя из Татарстана. В его руках находится BMW M1 — спорткар, выпускавшийся западногерманской компанией BMW в период с 1978 по 1981 год. Всего было выпущено 456 экземпляров. Кроме того, по одному автомобилю марки BMW M2 числится за компанией и физлицом. Это купе с безальтернативным задним приводом, 6-цилиндровым двигателем мощностью 411 л. с., базовой 6-ступенчатой механикой и режимом дрифта. Обе машинки свежие: одна 2019 года выпуска, вторая — 2021-го.
По дорогам республики также ездят три купе-кабриолета M8 с ценой от 19 млн рублей и четыре гибридных суперкроссовера BMW XM — первой автономной модели BMW M за 45 лет — стоимостью от 24 млн рублей. Также можно выделить «электрички» — 18 компактных I3 и 6 среднеразмерных кроссоверов IX.
Mercedes: машина и «погонять», и «важно» ехать
Погоню за лидером в РТ возглавляет Mercedes-Benz с 14,3 тыс. авто, причем за последние четыре года год его гараж увеличился на 27%, а за 10 лет — в 2,1 раза. К тому же доля бренда в люксовом сегменте с 2015-го поднялась на 3 п. п. — с 18,4 до 21,4%. Причем на Казань приходится 62% трехлучевых.
Самой популярной моделью бренда в Татарстане стал E-Class с 1 990 голосов и долей 13,9% от общего числа регистраций марки. С 2020 года популярность «ешки» выросла всего на 3,5%, за 10 лет — на 14%. Цена на новый автомобиль такого класса в кузове W214 начинается от 12 млн рублей.
2-е место республиканского зачета у Mercedes осталось за чуть более компактной моделью C-Class c 1 553 авто и 10,8% от всех достижений марки. Если с 2015 года число ее покупателей увеличилось на 36%, то с 2020-го модель потеряла почти 2% своих поклонников.
Третья по популярности в Татарстане — модель GLE-Class, наличие по сравнению с 2020-м выросло в 2,4 раза до 1 148 авто. GLE — это классический SUV, он занимает место между GLC и GLS в паре с GLE Coupe. Новенькая (правда, 2022 года выпуска) двухлитровая модель GLE 300d 2,0 4Matic 9G-Tronic (245 л. с.) обойдется искушенному покупателю в сумму от 11,3 млн рублей, тогда как за топовый 381-сильный GLE 450d 3,0 4Matic 9G-Tronic нужно будет отдать 20,5 млн рублей.
Mercedes G-класса, или немецкий уазик, который привлекает своим узнаваемым «рычанием», стоит в гаражах у 425 татарстанских водителей. Это в 1,5 раза больше, чем на начало 2020 года, и в 2,3 раза больше, чем 10 лет назад. Несмотря на то что «гелик» — это вездеход со слабым мотором и нищенским оснащением, цена на новый аппарат варьируется от 27 млн до 35 млн рублей.
Из нестандартных моделей выделяется Mercedes SLS-Class — это суперкар, являющийся самым быстрым ТС в модельном ряду Mercedes. Автомобиль стал преемником Mercedes-Benz SLR McLaren и идеологическим наследником Mercedes-Benz 300SL. Один такой автомобиль 2011 года с 6,2-литровым двигателем мощностью 571 л. с. разъезжает по Казани. Цена на машину такого года начинается от 29 млн рублей.
На дорогах города можно увидеть два Mercedes SLС-Class — компактный родстер класса люкс, сменивший модель SLK. Оба кабриолета зарегистрированы в Казани: один 2019 года выпуска, второй — 2016-го. Мощность обоих автомобилей — 367 л. с.
«Ребята» посолиднее выбирают и автомобили побогаче. Так, в Татарстане стоят на учете 66 Maybach, из которых три — это классическая модель, три — Maybach GLS-Class, а 60 — это Maybach S-Class. Это в 2 раза больше, чем стояло на учете четыре года назад. Бо́льшая часть таких представительских автомобилей оформлена на компании. Оно и понятно, что при стоимости от 32 млн рублей и мощности двигателя от 330 до 630 л. с. расходы проще всего переложить на юридическое лицо.
Кроме того, в Казани стоит на учете Mercedes-Benz EQC — электрический кроссовер 2023 года выпуска и китайского происхождения. Цена на такой автомобиль начинается от 7 млн рублей.
Audi теряет свою привлекательность
Переходим к последнему участнику германской «большой тройки». Республиканский гараж Audi к 1 января 2024-го насчитывал 10,7 тыс. автомобилей — на 3,7% больше, чем в 2020-м, и на 27%, чем 10 лет назад. Отметим, что именно Audi понес самые большие потери за последние 10 лет в плане рыночной доли бренда: с 23 до 16% от всех авто люксового сегмента РТ. Половина продукции мастеров из Ингольштадта колесит по Казани — 5 454 машины.
Средний возраст «четырехкольцевых» в Татарстане составляет 12 лет и 8 месяцев с выпуском в апреле 2011-го. Это на один год старше, чем четыре года назад.
Самая популярная модель Audi в РТ — это среднеразмерный кроссовер Q5, получивший 1 782 балла и 16,5% от общего спроса на марку. Республиканский «рейтинг» модели за четыре года подрос на 14%, за десятилетку — на 67%.
2-е место татарстанские автолюбители отдали компактной модели А4 — 1 616 ТС и 15%. Ее «рейтинг» с 2020 года вырос на 7%, с 2015-го — на 38%. Без малого 1,6 тыс. голосов и «бронзу» модельного ряда получила А6, на которую приходится 14,8% от всего парка Audi в республике.
Из единичных моделей на республиканских дорогах представлена Audi S7 — это полноразмерная модель премиального сегмента в кузове лифтбек, позиционирующаяся как четырехдверное купе. Автомобиль 2021 года выпуска с 3-литровым двигателем мощностью 450 л. с. зарегистрирован в Казани на физлицо. Стоимость нового такого транспортного средства начинается от 13,5 млн рублей, и то при условии заказа его из Европы. Стоят на учете два «заряженных» RS Q3 и S3, а также два элегантных и спортивных Audi TTS.
Хоть это уже и не премиум-сегмент, причем давно, но это все-таки Audi. В начале 1990-х годов, когда в Россию хлынул поток иномарок, которые символизировали роскошь и комфорт, они считались воплощением успеха в «новой» жизни. «Успех» из 90-х можно видеть и в XXI веке. По Татарстану до сих пор катаются Audi 100 — легковой автомобиль бизнес-класса, производившийся в ФРГ компанией Audi с 1968 по 1994 год. В свое время у «сотки» была модификация С3, которую в народе называли «сигара». Если в 2015-м в республике на учете стояло 720 таких авто, то сейчас — только 184 единицы. Кроме сотой модели, в деревнях можно увидеть и двухсотую модель. Правда, таких осталось всего четыре на республику. Зато «бочка», названная из-за специфического дизайна, или Audi 80, — более частый гость на дорогах. До сих пор в ГАИ числится 454 таких автомобиля, тогда как в 2015 году их было в 3 раза больше.
Качество японское, регистрация татарстанская
Несмотря на то что Lexus для нас под запретом, по общему количеству автомобилей в республиканском люксовом автопарке у японца 4-е место с 6 089 голосами. Впрочем, нельзя не отметить отличную динамику Lexus: за прошедшие четыре года его «гараж» вырос на 21%, а за 10 лет — в 2,3 раза. Доля бренда в премиальном секторе автопарка РТ увеличилась с 2015 года на 2,1 п. п., но снизилась по сравнению с 2020-м на 0,3 п. п. до 9,1%. В Казани «осела» половина республиканского автопарка — 3 456 машин.
Самая популярная модель Lexus в автопарках — среднеразмерный кроссовер RX. В Татарстане абсолютный хит собрал 2 725 голосов и 44,7% общего спроса на марку. В Казани RX занимает 60% от всего парка Lexus.
2-е место по Казани и Татарстану занимает компактный кроссовер NX. В республике модель, которую полюбили прекрасные жительницы республики, набрала 1 527 голосов и 25% регистраций, в столице РТ — 928 баллов и четверть общего парка бренда. 3-е место татарстанцы (818 авто) и казанцы (379 баллов) отдали полноразмерному внедорожнику LX.
Если классические модели уже «приелись глазу», то следующие модели заставляют покрутить головой в сторону их движения. В Казани в одном экземпляре представлен Lexus RC — среднеразмерное четырехместное спортивное купе премиального класса. RC является купе-версией третьего поколения Lexus IS (XE30) и заменил в своем сегменте купе Lexus IS второго поколения (XE20). Вдобавок к нему на учете стоят два Lexus SC — купе третьего поколения (Z30), бросающее вызов таким автомобильным титанам, как Mercedes-Benz SL и BMW 8.
Шведско-китайская «езда»
Другие премиум-бренды тоже показали неплохие результаты. Например, автомобиль Volvo, имеющий наивысший из возможных рейтингов безопасности, стал 6-м в сегменте с показателем 3,6 тыс. поставленных на учет машин. Это на 20% больше, чем в 2020-м, и на 43% больше, чем в 2015-м.
Автомобили английской компании Jaguar Land Rover, представленные в нашем рейтинге, также зафиксировали динамичные результаты. Если маркой Land Rover владеют 4 058 татарстанцев, то Jaguar — 526. Первый за 10 лет прирос в 1,6 раза, второй — в 2,1 раза.
Самая популярная модель — это Land Rover Freelander, которого в республике насчитывается 945 штук. На 2-м месте классический Range Rover с показателем в 773 единицы. Третий по популярности Discovery — 639 авто.
У Jaguar выбивается люксовый спортивный седан бизнес-класса — XF — с 149 регистрациями. Следом идет компактный престижный кроссовер F-Pace, им владеют 135 татарстанцев, затем X-Type — 59 регистраций в ГАИ.
Автомобиль для бомонда и селебрити
Любимец местной публики Porsche занял счастливое 7-е место в нашем рейтинге. Всего на руках татарстанцев находится 2 013 авто этой марки, а ее доля в республиканском парке выросла на 0,9 п. п. до 3%.
Что касается модельного ряда, то львиная доля спроса на Porsche приходится на полноразмерный кроссовер Cayenne. Так, в Татарстане и Казани авто обеспечило 70% всех регистраций бренда. За 10 лет количество приверженцев данной модели выросло в 2,1 раза до 1 406.
Поддержку лейтмотиву марки оказал созданный на базе Aidi Q5 компактный кроссовер Macan. Если в 2020-м его поставили себе в свой личный автопарк 266 автомобилистов, то сейчас их «рассекает» по республике 375. На 23 хозяина больше нашла модель Panamera, зарегистрировав на 1 января 2024 года 111 таких машин в Татарстане.
Выделилась в этом году модель Taycan. Электромобиль давно не новинка — первые ТС добрались в Россию еще весной 2020 года. Полностью электрическое четырехдверное купе, выигрывающее по динамике у Panamera, радует сейчас 26 не боящихся электромашин автовладельцев, каждый из которых как минимум потратил на приобретение такой ласточки от 17 млн до 28 млн рублей.
Из особенных моделей можно выделить Porsche 924 — спортивный автомобиль, выпускавшийся компанией Porsche в период с 1976 по 1988 год. Изначально разрабатывался концерном Volkswagen как преемник VW-Porsche 914, но был выпущен как отдельная модель спортивного автомобиля начального уровня. Для Porsche AG модель 924 была своеобразной революцией: расположение двигателя спереди, жидкостное охлаждение и трансмиссия типа Transaxle с разнесенными двигателем и КПП ранее не применялись в автомобилях этой марки.
Еще в 2020 году на учете в Татарстане стоял Porsche 944 — четырехместный двухдверный спорткар в кузове купе. Выходил в серии с 1982 по 1991 год. К сожалению, либо ее продали, либо, сняв с учета, поставили на прикол.
Кроме старинок, есть и более свежие модели. Например, Porsche 911 GT стоимостью от 28 млн до 55 млн рублей. Porsche 911 GT — гоночный автомобиль, разработанный немецким автозаводом Porsche AG специально для участия в гонках «24 часа Ле-Мана».
Вдобавок к этому свое громкое «рычание» на дорогах показывают три Porsche 911 Targa и 11 Porsche 911 Turbo.
Фото: www.globallookpress.com/Инфографика: «БИЗНЕС Online»
Хоть и редкие, но очень «дорогие» игрушки
По традиции, заведенной в наших обзорах авторынка, в заключение отметим вниманием редкие экземпляры автомобильного рынка Татарстана. Это «тяжелый» люкс, где за стоимость одного ТС можно купить десятки машин из экономсегмента.
Так, на начало 2023 года в республике числилось 53 транспортных средства марки Bentley от британской автомобилестроительной компании, специализирующейся на производстве машин класса люкс. В 2015 году их было всего 22, а в 2020-м — 48.
Самой популярной моделью серии является Bentley Continental GT — купе и кабриолет класса люкс, производимые британской компанией Bentley с 2003 года, который был разработан специально для богатых аристократических семей для совершения больших туров по континентальной Европе. Всего в РТ 24 этих ТС. Стоимость такого автомобиля в новом исполнении начинается от 39 млн рублей, а заканчивается суммой в 83 млн рублей. Правда, в республике всего четыре машины возрастом до трех лет, все остальные популярные модели в республике 2015 г. в. и 2014 г. в.
Фото: www.globallookpress.com/Инфографика: «БИЗНЕС Online»
2-ю позицию с 14 автомобилями занимает Bentley Continental Flying Spur. Также по республиканским дорогам колесят 14 Bentley Bentayga мощностью 549 л. с. и минимальной стоимостью от 34 млн рублей. Вдобавок ко всему на учете стоят два Bentley Mulsanne, цена которого варьируется от 35 млн до 55 млн рублей.
20 автолюбителей являются ярыми приверженцами итальянской компании, которая производит эксклюзивные автомобили спортивного и бизнес-класса под маркой Maserati. Из них 12 — это Maserati Levante, три — Maserati Quattroporte и GranTurismo, два — Maserati Ghibli.
Есть среди VIP-персон и ценители английской роскоши и стиля. Если в 2015-м в республике было всего четыре Rolls-Royce, то в начале текущего года на учете стоял уже 21 такой автомобиль. Из них 13 экземпляров кроссовера Cullinan, цена которых варьируется от 50 млн до 100 млн рублей в зависимости от комплектации и цвета, три Rolls-Royce Wraith (цена нового от 45 млн рублей), три Rolls-Royce Dawn стоимостью от 68 млн до 95 млн рублей, по одному Rolls-Royce Phantom (85–110 млн рублей) и Rolls-Royce Ghost (55–68 млн рублей). Если представить, что все эти автомобили свежего года выпуска, то общая цена данного 21 транспортного средства превысит 1,2 млрд рублей. На эти деньги можно купить свыше 1,2 тыс. новых LADA Granta.
Из «шустрого» люкса можно выделить автомобиль, на эмблеме которого изображен свирепый бык, от итальянской компании – производителя спортивных автомобилей. Всего в Татарстане зарегистрировано 10 машин марки Lamborghini. Из них 7 Lamborghini Urus стоимостью от 48 млн до 58 млн рублей и по одной марке Lamborghini Murcielago, Lamborghini Huracan и Lamborghini LM.
Изюминкой же всей поставленной состоятельными татарстанцами на учет автороскоши стали пять транспортных средств марки Aston Martin. Один из них — это кроссовер Aston Martin модели DBS 2022 года выпуска. Набирающий первую сотню за 3,4 секунды автомобиль с 725-сильным двигателем в Россию ранее поставлялся с завода компании в Сейнт-Атане в Уэльсе. Сейчас данное чудо британского автопрома можно приобрести на вторичном рынке как минимум за 35 млн рублей, а цена на новую машину без стоимости доставки из США и растаможки в России начинается от 36,8 млн рублей.
Фото: www.globallookpress.com/Инфографика: «БИЗНЕС Online»
Также на учете стоят два Aston Martin Dbx — первый внедорожник в истории бренда, созданный для путешествий в сегменте люкс. Цена нового такого автомобиля начинается от 40 млн рублей.
До 2022 года Bentley, Lamborghini и Aston Martin продвигали свои ТС путем маркетинговой активности на ключевых рынках, в том числе и в России. Ferrari пошел по их стопам, отсюда и многообразие автомобилей с лошадью на эмблеме. В Татарстане тоже нашлись ценители итальянской красоты и грации, с которой машины данной марки передвигаются по дорогам. Если до 2015-го в республике катался только один спорткар, то сейчас — четыре. Это два Ferrari California, один Ferrari F430 и Ferrari 812 Superfast. Последняя модель является самой «свежей» версией в линии. Это первая модель Ferrari, оснащенная электроусилителем рулевого управления, который используется в сочетании с другими электронными системами и органами управления. Удельная мощность автомобиля — 112 л. с., максимальная — 800 л. с. Для разгона до 100 км/ч потребуется всего 2,9 секунды. Столь резвый старт дорого обходится его владельцу. Стоимость данного автомобиля в России начинается от 66 млн, а заканчивается на сумме в 120 млн рублей.
Кроме того, три электрических гиперкроссовера Lotus Eletre обрели татарстанскую прописку. Базовый Lotus Eletre — это 612 л. с. мощности и 710 Нм крутящего момента. Такой кроссовер массой около 2 т может разогнаться до сотни за 4,5 с, максимальная скорость — 258 км/ч, а паспортная дальность хода на одной зарядке — 600 км по циклу WLTP. Цена автомобиля — от 15 млн до 21 млн рублей.
Интересная деталь. Несмотря на то что «Автостат» запрашивает данные в ГАИ регионов, в статистике, например, не присутствуют как минимум три Aurus. Это Aurus Senat, на котором глава Татарстана Рустам Минниханов приехал в 2020 году на свою инаугурацию. Второй Senat — бронированный, который на фотографиях пресс-службы раиса РТ фигурирует в описании встречи Минниханова и главы Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова (причем на тех же номерах, что и первый). Третий — это Aurus Komendant, на котором по городу передвигается Рустам Нургалиевич в настоящее время…
***
Как видим, рост парка люксовых автомобилей в Татарстане произошел, несмотря на различные вызовы, такие как коронавирусный кризис и западные санкции, которые ограничили доступ к роскошным транспортным средствам и привели к увеличению цен. При этом спрос на люксовые машины гораздо меньше зависит от ценовой конъюнктуры по сравнению с массмаркетом и потому не только остается более стабильным, но и даже показывает рост в кризисные периоды. С другой стороны, увеличение количества премиальных автомобилей несет в себе и положительные моменты. Например, взимаемые налог на роскошь и транспортный налог, который чем мощнее авто, тем выше, попадают напрямую в региональный бюджет, увеличивая его массу. А вы что думаете, уважаемые читатели?