Найти в Дзене

Учимся мыслить быстрее и продуктивнее: 15 полезных техник

Оглавление
Арт-графика от автора
Арт-графика от автора

В этом материале рассмотрим подробные инструкции по применению общекогнитивных методов для решения задач и проблем.

Какие факторы способствовали созданию искусственного интеллекта? Как вам удалось довести человеческую мысль до грани абстракции? Изначально план не был высечен в камне — нейронные сети невероятно далеки от интеллектуальных областей. Во-вторых, по отношению ко всей расе Homo Sapiens сложность разума значительно преувеличена.

У нас есть знания о том, как обойти капчи на веб-сайтах, которые находятся в открытом доступе. Мы способны достигать других познавательных целей. Несмотря на неформальность, мыслительные процессы относительно формальны. Алгоритмы, как ни удивительно, являются строительными блоками всего этого.

Определенные методы принятия решений могут привести к более эффективному и действенному принятию решений, позволяя вам быстро исключить лишний выбор и расставить приоритеты задач с меньшими затратами времени и ресурсов.

Давайте изучим различные прикладные методики для развития ума, а также способы достижения более значительного прогресса в мышлении.

Аналитика по науке

Первым вспоминается ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Это классика. Не все, однако, знают, что ТРИЗ - это не только инженерная и техническая методика. Задачи решаются путем морфологического анализа с помощью метода "Перебором по всем набором". Эти методики взаимодополняющи.

Еще одним широко известным инструментом является SWOT-анализ. С его помощью можно систематизировать и увидеть на одном поле слабые и сильные стороны, возможности и угрозы.

Матрица Эйзенхаура
Матрица Эйзенхаура

Матрица Эйзенхауэра также состоит из квадрантов, но с другими областями. Все разделяется на срочное и несрочное, важное и неважное. Такая карта целей и проектов может вызвать дискомфорт, так как ясно показывает, как много времени и ресурсов мы тратим на то, что не является нашим приоритетом.

Подход «Рыбий скелет» (диаграмма Исикавы) иллюстрирует поговорку "рыба гниет с головы". Голова представляет собой проблему, а кости - ее предпосылки.

Диаграмма Исикавы
Диаграмма Исикавы

Другие аналитики разработали метод "Голубого океана" как инструмент поиска новых рынков с минимальной конкуренцией, что можно рассматривать как своеобразную насмешку над коллегами.

Метод "Голубого океана"
Метод "Голубого океана"

"Пять почему" в методе Toyota заключается в использовании детской настойчивости в индустрии. Необходимо продолжать задавать вопрос "Почему?" после каждого полученного ответа. По легенде, это позволяет не только добиться ответов, но и раскопать истину. Однако на практике могут возникнуть замкнутые проблем. Например:

  1. Почему снижается выручка? Ушли крупные клиенты.
  2. Почему ушли крупные клиенты? Им не понравилась поддержка.
  3. Почему поддержка не устроила? Менеджеры перегружены.
  4. Почему менеджеры перегружены? Недостаточно бюджета.
  5. Почему не хватает бюджета? Выручка снижается.
Метод тетралеммы
Метод тетралеммы

Метод тетралеммы предполагает рассмотрение не только дилеммы, то есть выбора между двумя полярными вариантами, но также пары "компромиссных" вариантов. Это позволяет выбрать оптимальное решение без необходимости бросать монетку.

Метод дизайн-мышления, возможно, слишком эмоционален для аналитики, однако он применяется для создания прототипов, поиска технических решений и тестирования. Важно учитывать эмпатию к клиентам и потребителям, исходить из их интересов.

Метод дизайн-мышления
Метод дизайн-мышления

И, наконец, даже стандартный опрос экспертов также является методом. Это метод Дельфи. Поэтому, если у вас нет фактов и графиков под рукой, не стесняйтесь и выступайте как дельфийский оракул.

Допинг для креатива

Можно также стимулировать творческие изыскания. Самый распространенный метод - это мозговой штурм. Этот термин уже стал общеизвестным. Группа генерирует идеи, их нельзя критиковать сразу. Таким простым способом можно значительно быстрее получить широкий спектр новых вариантов.

Намного менее распространенный метод атаки на мозг в целом делает то же самое, только происходит все гораздо быстрее, а возможности для креатива более строго ограничены.

При наличии большего количества времени и более сложных вопросов, целесообразно уделить несколько дней на размышления, чтобы быть более креативным, вдумчивым и провести множество итераций.

-7

Желаете более изысканного и оригинального? Пожалуйста:

Шесть шляп мышления Эдварда де Боно:

Белая шляпа. Объективная информация и вопросы.
Красная. Эмоциональные оценки, ответы на интуицию.
Черная. Критические оценки.
Желтая. Позитивное мышление. Возможности и преимущества.
Зеленая. Поиск смелых идей. "Мозговой штурм".
Синяя. Аналитическое заключение, обзор и выводы.

Все эти шляпы объединяются в одно общее понятие: латеральное мышление. К нему также относятся:

Синектический метод. Отличается от классического мышления максимальной лаконичностью и попыткой мыслить "от лица" другого человека, не обязательно реального. Это своего рода "дизайн-мышление" на высшем уровне.
Случайное слово. Внезапное включение случайных слов для оживления застоявшегося разговора. Теперь участники должны придумать, как использовать "табуретку" или "муху" в обсуждении падения продаж, например.

Еще одна классификация методов креативности скрывается за аббревиатурой SCAMPER. В этом подходе представлены 7 различных аспектов:

Заменить. Что можно заменить.
Объединить. Чем можно объединить.
Адаптировать. Как адаптировать.
Изменить. Что изменить.
Использовать иначе. Как использовать по-другому.
Удалить. Что удалить.
Поменять порядок, применять наоборот. Как поменять порядок, применить наоборот.

Возможно, для кого-то это может показаться чрезмерным. В таком случае, предлагаю воспользоваться методом Диснея. В этом методе всего три роли, или шляпы:

  • Мечтатель
  • Реалист
  • Критик

Почему определение "шляпа" так легко применяется ко всем этим замечательным технологиям мышления? Все они (включая "аналитические") теряются и застревают без основательного, намного более важного ментального развития.

Проблема заключается в том, что взрослые люди редко способны действительно учиться. Простое запоминание и сдача экзаменов — это одно, но изменить свое мировоззрение, развить навыки, преодолеть внутренние барьеры, приобрести уверенность и широту взглядов, адекватность, чувство меры, стиль и такт — это уже совсем другое, намного более сложное.

Идеальным вариантом было бы начинать развитие мышления с самого раннего детства. Например:

  • Обращайте внимание на визуальные рифмы в окружающем мире.
  • Спрашивайте детей сначала, до объяснений "как оно на самом деле".
  • Разворачивайте спираль делегирования, чтобы стимулировать самостоятельность.
  • Много путешествуйте, вместе планируя поездки и решая все вопросы.
  • Играйте в разговорные игры, настолки, квесты и т.д.

К слову, все это можно делать и взрослым. Однако, анализируя ситуацию, не многие решатся использовать "развивашки" из другой возрастной группы. Поэтому предлагаются и другие, более широкие направления для развития мышления.

Как научиться думать?

Цель в таком виде невыполнима, это как пытаться стать счастливым. Требуется более детальное описание. Я расскажу о своих субъективных акцентах. И, конечно, предоставлю аналитику по методу Дельфи.

Критическое мышление - это первое и самое важное!

Арт-графика от автора
Арт-графика от автора

Без понимания необходимости проверки всей поступающей информации можно потерять способность мыслить. К счастью, существует множество тренингов по критическому мышлению, включая бесплатные. Начнем с первых результатов поиска:

  1. "Развитие критического мышления: методы анализа информации, построение аргументации и процесс принятия решений" от "Яндекс.Практикума".
  2. "Основы критического мышления" от Уральского федерального университета.
  3. "Курс по критическому мышлению" от ТГУ.

Все это можно заменить самообразованием. Для этого нужно быть терпеливым и систематически учиться различать факты, мнения, версии, сплетни и дезинформацию. Изучать различные, противоречивые источники. Обнаруживать точки вбросов, "нулевых пациентов" медийных вирусов. Оценивать их репутацию, в том числе по другим информационным поводам. Прийти к обобщенному видению мира, которое помогает быстрее реагировать на свежую информацию.

Кроме того, важно критически относиться к себе. К своим убеждениям, предпочтениям и ожиданиям. Необходимо выходить за пределы информационного пузыря рекомендательных лент. Не стоит блокировать людей с неприятными и шокирующими мнениями, а внимательно слушать и читать их.

В конечном итоге этот путь приводит к концепции, известной как осознанность. Это высшая форма критического мышления. Можно сравнить это с просветлением, так как в таком состоянии человек способен абстрагироваться не только от внешних смыслов и шаблонов, но и от своих собственных. Это довольно точное приближение к объективности.

Необходимо различать критическое мышление от нигилизма. Самым простым способом является просто заявить: "Это ложь!" Или: "Мы все живем в матрице, реальности не существует!". Однако деструктивные обобщения не способствуют более эффективному действию.

Цель заключается не в том, чтобы застраховаться от всех смысловых ошибок. Необходимо быстро фильтровать информационный мусор, распознавать рекламу и манипуляции. Уметь видеть тренды, адекватно оценивать риски и возможности.

Еще несколько векторов для развития:

Алгоритмическое мышление. Несмотря на то, что оно имеет свои корни в области IT, его можно трактовать очень широко. Например, предпринимательское мышление может рассматриваться как частный случай алгоритмического мышления.

  • Формулируем гипотезы.
  • Определяем граничные условия для понимания переходов между сценариями.
  • Устанавливаем критерии для оценки доходности.
  • Включаем обратную связь.

И разрабатываем бизнес- или маркетинговый план. Это значит, что есть определенный алгоритм действий "если так, если иначе". Детализация здесь должна быть минимальной, потому что экспертные оценки могут создать иллюзию цифр. Но даже наличие реального опыта в виде четкого нормирования не дает гарантий на будущее.

Мы должны и можем разрабатывать стратегические планы, но основная работа происходит на тактическом уровне. Важнее скорость принятия решений, чем их качество.

Поэтому я назначу интуитивное мышление во главе иерархии. Это может быть не самый научный подход, но он является наиболее полезным. С накоплением опыта мы приобретаем способность быстро принимать решения с минимальной потерей точности.

Да, при переходе от Mind Maps и расчета вариантов к чистым инсайтам риск ошибиться повышается. Однако важность выигрыша в скорости трудно переоценить.