Найти тему

Спасение исчезающих языков и расшифровка древних письменностей. Альберт Давлетшин

Спасение исчезающих языков и расшифровка древних письменностей. Альберт Давлетшин

В мире насчитывается более семи тысяч языков, и каждые две недели умирает один из них. Этому противостоит Альберт Давлетшин – кандидат исторических наук, научный сотрудник Института восточных культур и античности РГГУ, и Института антропологии Университета штата Веракрус в Мексике. Его ежедневная рутина похожа на приключенческий роман с путешествиями в забытые Богом поселения и расшифровкой древних письмен Острова Пасхи.

Альберт занимается полевой лингвистикой, то есть изучением редких и древних языков в их естественной среде нахождения. Ответить, сколько же языков знает герой программы, не в состоянии даже он сам, и приводит в пример английский, на котором получается выстроить лишь фразу «на скольких языках ты говоришь», при этом он читает лекции и пишет статьи на немецком, испанском и английском. Можно ли знать язык вообще – вопрос риторический. Область изучения Альберта — это маленькие древние языки, которые уже практически не используются, но если в его руки попадает фотография с иероглифической надписью майя, то с наибольшей вероятностью Альберт прочтет ее без использования словаря, ведь именно об этом языке была написана его диссертация. Также в сфере владения присутствует классический ацтекский и язык Рапа-Нуи (или Остров Пасхи, находящийся в юго-восточной части Тихого океана). Читать и понимать тексты Альберт может на тепеуа (название двух близкородственных языков юто-ацтекской языковой семьи, на которых говорят на севере Мексики), гавайском, маори Новой Зеландии и нукурия (язык народа, проживающего на территории современного автономного региона Бугенвиль в составе Папуа–Новой Гвинеи). Живые языки достаточно сильно отличаются от языков иероглифических надписей, поэтому можно хорошо владеть грамматикой, но для улучшения лексического запаса время от времени необходимо использовать словарь.

Альберта Давлетшин изучает доиспанские культуры в Мексике, например, индейцев тепеуа, которые продолжают говорить на древних языках и живут в труднодоступном горном районе. Вот как описывал герой программы путь до этого места: «долго едешь на перекладных из одного населенного пункта в другой, потом переплываешь реку практически в лодке Харона, потом три часа пешком в гору, и вот там начинается другой мир». Но сейчас ситуация с индейцами изменилась, потому что построили мост через дорогу, и теперь можно добраться из Мехико до Писофлорес буквально за 4-5 часов. С одной стороны, хорошо, что люди вовлекаются в цивилизацию и получают доступ к некоторым благам. Но для ученого такое развитие событий не несет ничего положительного, потому что микромир индейцев начинает распадаться. Они перестают контролировать, кто и сколько посещает их земли, все меньше говорят на родном языке со своими детьми. Поездки в подобные места для исследователя – не просто путешествия, а островок жизни, где люди продолжают сохранять культуру, о которой мало известно. Например, с другой стороны земного шара расположился атолл Нукурия, на котором живет 400 человек. Для лингвистов и антропологов обнаружить такое место – невероятная удача и опыт. До ближайшей твердой поверхности приблизительно 200км по открытому океану, на острове отсутствует радио, библиотеки и интернет, и люди продолжают думать самостоятельно. Ведь одна из самых глобальных проблем современного мира, что за нас думают очень много, а люди постоянно находятся под гнетом информации. С помощью интернета мы имеем возможность узнать все, что нам необходимо, но при этом в данный момент находимся во времени колоссальных информационных потерь. Из интересной планеты с множеством красочных точек мы превращаемся в огромную кляксу. Поэтому жизнь на маленьком острове или в деревенской глуши может кардинально изменить представление обо все, что нас окружает.

В выпуске Альберт Давлетшин рассказал, как себя вести, чтобы не повторить судьбу Джеймса Кука? Что считается письменностью? Как дешифровать письмена острова Пасхи? Почему для некоторых культур характерно чтение нараспев? Может ли кохау ронгоронгообъяснить происхождение моаи? Сложно ли существовать без письма? Где ключ в четвертое измерение? И появляются ли новые языки?