В Челябинской области работают около двадцати кинологов-волонтеров, которые на безвозмездной основе помогают профессиональным спасателям в поисках людей. Их собаки разыскивают заблудившихся туристов, пропавших детей, а также людей, попавших под завалы зданий во время катастроф, или утонувших в водоемах.
Спасатели-кинологи 20 июня отмечали профессиональный праздник – День образования кинологической службы МЧС России. Также в конце минувшей недели состоялись открытие соревнования Челябинской области для собак-спасателей, на которые съехались представители девяти регионов.
О том, как любители собак становятся специалистами по поиску людей, и какими умениями должны обладать собаки-спасатели, в интервью агентству Полит74 рассказал руководитель общественного отряда челябинского регионального отделения РОССОЮЗСПАС Константин Сташкевич. Этот отряд состоит из добровольцев, которые помогают сотрудникам областной Поисково-спасательной службы. Сам Константин участвует в подготовке собак-спасателей и руководит спасательными операциями на безвозмездной основе. Вместе с ним помогает людям его собака Треси.
- Константин Валерьевич, расскажите, чем занимаются собаки-спасатели, в чем специфика их деятельности?
- Это собаки, которые в первую очередь подготовлены искать людей. Поиски бывают разные. Можно выделить несколько направлений, которые есть в нашем регионе с учетом климатических и географических особенностей. Первое - так называемые собаки ПСС - поисково-спасательные, которые ищут всех живых людей в заданном квадрате. Второе - следовые собаки, которые ищут конкретного человека по предоставленному индивидуальному запаху. В простонародье это называется «от занюшки»: собаке дают вещь потерявшегося человека, и она концентрируется на его запахе. Третье направление – поиск тел погибших, и ответвление от него: поиск тел погибших на воде.
- Может ли это все делать одна собака, или для каждого направления требуется отдельная подготовка?
- Для каждого направления ведется отдельная подготовка. Существуют кроссовые собаки, но мы стараемся разделять их. Задачи бывают смежные, как было, например, во время обрушения дома после взрыва в Магнитогорске. Одной из задач был поиск живых людей. Значит, мы не можем выпустить собаку, которая обучена поиску неживых – она может дать обозначение неживого, а нужно найти тех, кто сумел выжить.
- Какие собаки больше всего подходят для такой работы?
- Собаки служебных, охотничьих, пастушьих пород и метисы этих пород. Дворняжки не подходят из-за своей генетической памяти. У них заложен страх перед обстоятельствами. Есть генетическая задача не искать кого-то, а выживать самим. Они умные, могут выполнять различные задачи. Но поиск людей – это стрессовая ситуация как для человека, так и для собаки. Поэтому тому и другому нужна устойчивая психика. Бывают исключения, но в массе своей дворняжки дают сбои в таких обстоятельствах.
- Как подбираются собаки для работы спасателем? Достаточно принадлежности к породе, или внутри породы тоже бывают щенки с особенностями, которые могут лучше выполнять те или иные задачи?
- В настоящий момент внутри практически любой породы существуют два направления. Есть шоу-линия. Такие собаки выходят на ринг, завоевывают звания чемпионов. Однако работа на выставках и по племенному разведению негативно сказывается на рабочих качествах собаки. Она забывает, что рождена, чтобы искать дичь, людей, охранять. Безусловные рефлексы, заложенные природой, притупляются, и вытаскивать их становится достаточно сложно. Конечно, за такие задачи мы тоже беремся, но кропотливый труд. Есть простой путь: взять собаку служебного разведения из специального питомника, где собак выращивают определенным образом специально для работы. Мы стараемся привлекать собак из таких питомников.
- С какого возраста собак начинают воспитывать, чтобы они смогли стать настоящими спасателями?
- Практически с того момента, как они встают на лапы и идут. Свою собаку я забрал в четыре месяца и сразу начал с ней заниматься. Хотя, к нам приходят и взрослые собаки, в возрасте трех – пяти лет. С ними мы тоже занимаемся и добиваемся определенных результатов. Но чем раньше начать, тем лучше, поскольку до четырех месяцев у собаки формируются основные навыки. Чем раньше мы их заложим, тем они будут устойчивей. Кстати, дрессировкой я не занимаюсь. Дрессировка- это подготовка послушной собаки, которая соответствует определенным нормативам. В нашем случае послушность нужна, но на определенном уровне. Собака должна уметь искать людей. Если она непослушная, но умеет это делать, мы допустим ее до работы.
- Должна ли собака-спасатель регулярно проходить какую-либо переподготовку, или заложенные в ней однажды навыки остаются навсегда?
- Работа с собакой продолжается на протяжении всего ее жизненного цикла. Как начали заниматься с щенячьего возраста, так никогда и не прекращаем. Как только тренировки прекращаются, рефлексы притупляются. Собака их вспомнит, конечно, но результат будет другой. Животные занимаются до преклонного возраста. Пока они могут искать, выдерживать нагрузки, мы с ними занимаемся.
- Я слышала мнение зоопсихологов, что если собака занята какой-то работой, а не просто лежит на диване, она ощущает себя более счастливой. Так ли это, по вашему мнению?
- Однозначно рабочие собаки, у которых есть свое дело, более счастливы. Наверное, можно провести аналогию – если человек чем-то увлекается, реализуется в жизни, он счастлив. Собаки живые существа, у них все так же, но психика настроена по-другому. Нет социальной ответственности, все построено на рефлексах. Если рефлекс поиска добычи, пищевой рефлекс и другие реализуются через работу, это большой плюс для собаки. Но есть домашние питомцы, вполне счастливые, которые только лежат на диване. Они могли бы более полезно проживать свою жизнь, но кто мы такие, чтобы их судить? Кроме того, есть декоративные породы собак, которые были выведены для того, чтобы лежать на диване и никогда не видеть улицы. Ведь это тоже собаки!
- Константин Валерьевич, расскажите, как вы пришли к волонтерской деятельности? Как получилось такую непростую работу вписать в образ жизни?
- Волонтерская деятельность – это и есть образ жизни. Конечно, у каждого из нас есть своя работа, которая приносит определенный доход. Часть дохода мы вкладываем в волонтерство. Приобретение необходимого оборудования, корма для собак, выезды на семинары, аттестация, соревнования, поисково-спасательные работы – этого нам никто не оплачивает. Если у человека есть потребности реализоваться в этом направлении, отдавать больше, чем получать, он может быть волонтером.
Я пришел к этой деятельности случайно, как и многие другие коллеги, через собаку. Ей нужно было какое-то дело. Порода охотничья, бладхаунд, но охоту я не признаю – убийство животных остается убийством животных. Заинтересовался спасательской деятельностью и пришел в волонтерскую группу. В нашем регионе существует несколько волонтерских групп, самая знаменитая – отделение всероссийского движения «Лиза Алерт». Я являются старшим кинологического направления «Лиза Алерт». Есть региональные группы, менее организованные, но тоже участвуют в поисках. Точную цифру количества волонтеров назвать сложно – это тысячи людей. Кинологов существенно меньше – около двадцати человек на область. Такая деятельность сложная, требует больше времени и ресурсов. Нужно подготовить рабочую собаку и заниматься с ней на постоянной основе.
- Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересных случаях в вашей работе.
- Как я уже упоминал, мы работали на поисках тел погибших людей под завалами после взрыва жилого дома в Магнитогорске. Серьезная, крупная трагедия, в подробности которой вдаваться не хотелось бы.
Подчеркну, что во время работы в местах катастроф ни спасателя, ни собаку мы не пустим под опасные обломки. Когда я заходил в завал вместе с собакой, контролировал как свою, так и ее безопасность. Собака-спасатель это ценный ресурс, который помимо нашей эмоциональной привязанности, олицетворяет собой вложенные средства, умения, навыки, личный труд. За все время моей работы случаев гибели собак не было.
В Магнитогорске собака пригодилась для поиска тел погибших. Мы обнаружили последнего погибшего, после того, как мы вышли из завала, поисково-спасательная операция закончилась.
- Как обеспечивается безопасность собаки, которая работает в местах катастроф? Есть ли для животных специальные защитные устройства?
- На местах техногенных катастроф в результате взрыва или пожара на собак рекомендуется надевать специальную обувь. Мы делаем это нечасто, поскольку животные не понимают, что это такое, и неохотно в ней ходят. Например, мои коллеги из Казани были на месте пожара, где собака вынуждена была ходить, как по раскаленной сковородке. И там все животные работали в обуви. В лесу мы используем специальные ошейники и головные устройства. С их помощью мы можем отслеживать местонахождение собаки, а также анализировать покрытие зоны, чтобы с уверенностью назвать участки, которые уже обследованы.
- Недавно в Челябинске прошли масштабные соревнования собак-спасателей. Расскажите о них подробней, пожалуйста.
- Это уже пятые открытые соревнования кинологических расчетов Челябинской области. Они закончились недавно, 23 июня. Состязания проводятся для профессиональных аварийно-спасательных и добровольческих формирований. В этом году в них участвовало 13 команд, в каждой команде по два расчета – всего 26 участников из девяти регионов России, среди которых Челябинск, Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск – обширная география. Собаки и спасатели соревновались в таких дисциплинах, как поиск в природной среде, техногенном завале, проверка послушания и ловкости. Отдельный этап – имитация реального поиска. Состязания прошли на базе в районе Шершневского водохранилища, некоторые этапы проходили в Сосновском районе.