Пришёл запрос на консультацию, давший повод поразмышлять.
Консультация ещë впереди, позднее расскажу непременно, совпали ли мои мысли с реальностью.
Суть такая: подростку купили щенка аборигенной породы. Мальчик занимается с щенком самостоятельно. По словам родителей, они совершенно не вмешиваются. Собака, очевидно - часть воспитательного процесса, зона личной ответственности юного хозяина.
Инцидент описан так: щенку почти пол года, на прогулке он "ни с того, ни с сего" начал прыгать и кусать парня в руку.
О встрече мы договорились, а я, в общем-то, уже работаю - простраиваю наиболее вероятные версии, чтобы потом их уточнить, ничего не упустив. И, по ходу размышлений, рисуется следующая концепция.
Щенок приблизился вплотную к подростковому возрасту. Поскольку это абориген, вероятность того, что характер собаки стремится к некоторой доле независимости - довольно высока. Аборигенные породы формировались практически в естественной среде, без искусственного отбора. Можно сказать, что они не столько работают для человека, сколько с человеком. Если, например, немецкая овчарка (у которой очень высокая степень ориентированности на своего человека) может проявить поразительное долготерпение к ошибками хозяев, то аборигены способны "затеять бунт" намного раньше. На мой взгляд, это связано с низкой толерантностью к нарушению видовых потребностей.
"Наш" самоед - упряжная собака. Это можно трактовать, как довольно высокую "встроенную" физическую выносливость, энергичность и значимость наличия лидера, задающего "вектор движения" в сообществе. А лидер - что? Лидер заботиться о благополучии сообщества, а не только показывает куда тянуть. По моим наблюдениям, проблемы с такими собаками чаше всего возникают там, где иерархия (не путать с "доминированием", путём подавления других особей) недостаточно выражена, правила общения между всеми не установлены, сообщество не ведёт себя, как единый организм, в котором функции определены и логичны, с точки зрения собаки.
Каким бы умненьким и эмансипированным не был подросток, основные функции в человеческом сообществе ему всë равно не принадлежат. И собаки это прекрасно понимают. Кроме того, живя с людьми, псы стремятся выстроить отношения с каждым членом семьи. И если персоны с ведущими ролями уклоняются от выстраивания отношений с собакой - последняя испытывает тревогу высокого уровня.
Довольно распространëнные жалобы даже от взрослых людей: "я кормлю, выгуливаю, играю, а пëс беспрекословно слушается только мужа" или "с женой собака на прогулке идеальна, а со мной сходит с ума". Обычно так бывает, когда один человек обеспечивает больше предсказуемости, защищённости, уверенности, эмпатии к собаке, тот есть демонстрирует лидерское поведение, а другой - меньше.
В силу естественных причин, подростки имеют высокую концентрацию на себе и своих целях. А мальчики (в среднем по "больнице") меньше придают значения эмоциям и потребностям окружающих, чем девочки. К тому же, большинство родителей признАют, если будут честными, что человеческий подросток - существо специфическое, отличается высокой подвижностью эмоциональных процессов, от неожиданной взрослости, до совершенно взбаломошного детского поведения.
Для эмпатичных (а они все очень эмпатичны) собак такое положение вещей весьма дискомфортно, поскольку...
Стоп! Вернёмся к собаке из запроса.
Собака тоже входит в пубертатный возраст! И, представьте себе, с ней происходит то же самое. Концентрация на своих потребностях и целях, проба взрослых моделей поведения, прощупывание границ возможного и дозволенного... И чувствительность к видовым потребностям растëт до максимального уровня. А саморегуляция ещë очень посредственная. Вообще-то, даже щенки с хорошей воспитательной базой начинают вести себя "взбалмошно" и "нагло", когда переходят из "младшей" группы в "среднюю", от "детства" к "отрочеству".
В сегодняшнем моëм представлении, источник проблемы именно в том, что " коса нашла на камень ", два здоровых возрастных эгоизма, человеческий и собачий - сошлись в одной точке. К тому же, у мальчика нет опыта воспитания собаки. Возможно, обоюдно перейдены границы в определении степени допустимой жëсткости. И сейчас им очень нужен регулятор, в лице единого авторитета. Отстранение взрослых от процесса воспитания собаки, в этих условиях - не самое удачное решение.
Конечно, на консультации будем разбирать, как щенок развивался до сих пор, посмотрим психогигиену и характер взаимодействия. Рекомендации будут строиться с учётом участия взрослых.