Найти тему
ТЕМА. ГЛАВНОЕ

Киргизская элита удачно продалась: утвержден проект железной дороги из Китая в Европу в обход России

Киргизия, бюджет которой практически полностью зависит сейчас от России, решила резко сменить спонсора. До сей поры главным экономическим и стратегическим партнером республики была Россия. Сейчас же местная элита решила резко переориентироваться на Европу.

После 27 лет обсуждений и споров, власти КНР, Киргизии и Узбекистана, наконец, заключили соглашение о запуске масштабного логистического проекта — одноименной железной дороги «Китай-Киргизия-Узбекистан». Тг-канал DTM проанализировал ситуацию и признал, что Киргизией управляют очень ловкие ребята.

Главное (и самое хитрое) действующее лицо в этой истории — Бишкек, который на перспективу задумал стать супертранзитной страной между Китаем и Европой. Прямо в подбрюшье дружественной России со всеми вытекающими — от диверсификации торговли и политики вплоть до переориентации на Запад.

Замысел Киргизии предельно серьезен по целому ряду причин.

Пока логистический проект позиционируется как сугубо внутрирегиональная инициатива — всего-то соединить три государства железнодорожной лентой. Но протяни эту магистраль чуть дальше и перед нами ещё один маршрут в обход России, дополняющий Срединный коридор — готовое окно в Европу с пропускной способностью Киргизии до 15 млн тонн грузов.

Второе — это колея. Китай использует «европейский» стандарт ее ширины — 1435 мм, В Киргизии и Узбекистане, по понятным причинам, российская «широколейка» — 1520 мм.

Обычно перевалка с одного стандарта на другой происходит на границе государств, но не в случае с дорогой «Китай-Киргизия-Узбекистан», бóльшая часть которой (280 км из 454 км) пройдет на территории Киргизии. «Переобувать» составы предполагается лишь через 169 км после пересечения границы с Китаем.

Таким образом, бóльшая часть новой дороги (участок Торугарт — Макмал) будет новой, заточенной под европейский стандарт, узкоколейной инфраструктурой, несовместимой с российским стандартом железных дорог. Какой колее Бишкек отдаст предпочтение в будущем, при дальнейшем развитии ж/д инфраструктуры или перестройке старой — большой вопрос.

Учитывая интерес Запада к развитию Срединного коридора в пику России и вообще — к усилению влияния на транспортные потоки в регионе, скажем прямо: Киргизию будет кому разворачивать от Москвы и убеждать будут знающие люди.

Бишкек, судя по его рвению, к этим уговорам готов и уже взял курс на отстранение от своего главного стратегического партнера — РФ. Соглашение о строительстве магистрали парламент ратифицировал сразу в трех чтениях, несмотря на замечания депутатов о том, что реализовывать проект Киргизия будет фактически в долг, с открытой датой завершения работ, а еще в соглашении нигде не указано, что киргизская часть пути будет принадлежать Киргизии.

Но это в республике мало кого волнует. Главное – получить гонорар за принятое решение здесь и сейчас, а там – трава не расти!