При всей популярности Нила Стивенсона, лауреата премий Хьюго и Локус (и возможно, многих других за которыми я не слежу), обычно мне его произведения не заходят. В них всегда есть какие-то интересные моменты - необычное объяснение того, как работает энигма; сравнение принципов работы компьютера с орга́ном; детально проработанный мир и работающий мир. Но с таким же постоянством автор то уходит от основного сюжета в какие-то неинтересные мне ответвления; то завершает историю совсем скучно и банально; а то и высасывает концовку из пальца (вот объясните мне, откуда взялось мышиное войско в Алмазном веке?). Для меня это сводит на нет практически все плюсы произведения, дочитав книгу, я остаюсь с вопросом “а зачем я это все читал?”.
Решение прочитать Анафем тем более парадоксально, так как в свое время я получил что-то вроде анти рекомендации. Большой поклонник Стивенсона сказал мне, что забросил роман практически сразу. Отпугнули его большая справка по историческим событиям мира книги и словарь с выдуманными словами, пополняющийся по мере чтения. Мне почему-то подобный отзыв запал и я решил во что бы то ни стало пробиться через все сложности.
В Анафеме Стивенсон мелкими штрихами рисует мир будущего, в котором ученые большую часть времени изолированы от внешнего мира. Они заперты в стенах некого подобия монастырей, вынуждены сами себе выращивать и готовить еду, несут наказания за проступки и отход от Канона (свода правил, написанного, чтобы избежать разорений храмов, коих в этом мире уже насчитывается аж 3). Аки монахи они оборачиваются в простую одежду и совершают ежедневные ритуалы (которые, тем не менее, имеют практический смысл). А между делом изучают окружающий мир и придумывают что-то новое. Им запрещено использовать сколько-нибудь современную технику для своих работ т.к. окружающий мир боится и их самих и того, что они могут создать.
Именно из-за этого страха появилась сначала изоляция, а потом и море запретов и ограничений. Люди, слабо представляющие что происходит в стенах, пересказывают много слухов и легенд. Каждое сколько-нибудь загадочное явление списывают на проделки ученых. И всегда, в большей или меньшей степени есть опасность, что толпа разъяренных граждан придет расквитаться с учеными-отшельниками просто ни за что.
Мир Анафема проработан досконально. Тут вам и богатая история самого мира, по большей части рассказанная ненадежными источниками. И те же слухи и легенды. Со временем начинаешь понимать, как местные жители пришли текущему мироустройству и концепция изолированных храмов науки перестает быть чем-то совсем экзотическим. Тут нет ничего случайного и любая, пусть и самая бредовая небылица имеет свои истоки и свои последствия. Пару раз я возвращался в предыдущие главы, чтобы внимательнее перечитать абзацы, поначалу казавшиеся мне просто антуражем.
Сюжет описать без спойлеров достаточно сложно потому как до того момента, который лично я считаю основной сюжетной завязкой, идет пара-тройка глав о жизни в таком “монастыре”, о размышлениях о мироустройстве и критериях реалистичности событий, и о том как герои пробиваются к той самой завязке. Скажу лишь, что основная концепция близка к книге Грега Игана “Карантин”, и на мой вкус, Иган развил ее интереснее (хотя и Карантин не лишен недостатков - проработка мира тут гораздо хуже)
Через местный словарь пробиться не так сложно, как кажется на первый взгляд. Большинство слов появляются в тексте до расшифровки, но их можно понять из контекста. Со списком ключевых дат и событий немного сложнее т.к. голые даты и названия не говорят ничего и запомнить их сложно. Мне приходилось периодически возвращаться в начало книги, чтобы получить дополнительную информацию по текущим событиям.
Как итог, для меня Анафем - лучшая книга Стивенсона (из прочитанных мной на данный момент) и одна из лучших книг, прочитанных мной вообще. А мир, описанный на страницах книги, навсегда запал в мое сердечко. Субъективная оценка - 8/10