Не сказка, а быль о том, как я на себе кадровый голод испытала
Год назад сидела я у окошка, беременная и грустная, и размышляла о своей нелегкой судьбе. Учебный год кончился, пришло лето красное, за ним будет осень золотая, а мои ученики без преподавателя-то останутся. Вот родит Счастливый репетитор в сентябре ребеночка и уйдет в край неведомый, страшный под названием "Декрет" на срок неопределенный, а детки английский и позабудут. Бяда, как говорится, бяда и огорчение.
В общем, пришлось мне в один прекрасный день срочно искать себе замену, даже две замены на всякий случай, чтобы не растерять клиентов, пока я работать не смогу. Срочно потому, что летние каникулы наступили, как зима в декабре - неожиданно, да и календарь упорно показывал, что за августом обязательно придет новый учебный год. Я напрягла свои вяло шевелящиеся извилины и разместила везде, где могла, объявление.
Долго ждать не пришлось, Первый же отклик: "Здравствуйте, преподавателя английского еще не нашли?" пришел в Авито день на третий. За ним еще, еще и еще. Ух ты, да таким темпом я пару учителей найду себе за неделю, на стажировку потрачу ну, допустим, месяц и к августу уже с чистой совестью передам учеников в надежные руки! Так-так, и кто тут у нас...
Кирилл
А у нас тут Кирилл, 40 лет, живет в Крыму, образование переводческое - так и у меня ж переводческое - работает... секундочку, кем он работает? Переводчиком с русского, украинского, английского, французского и турецкого языков?! Стоп машина. Я, конечно, далеко не профессионал, но знаю, что качественно переводить человек может только с двумя, максимум тремя языками: одним родным и двумя иностранными, а здесь, извините, ну просто гений-полиглот какой-то! Ладно, не будем торопиться с выводами.
На просьбу описать опыт обучения детей Кирилл отправил мне свое резюме со внушительным списком образований, курсов повышения квалификации и проектов, на которых успел попереводить, только вот педагогикой там не пахло. "Я решил попробовать работать с детьми", - почувствовав, наверное, мое замешательство, написал вдогонку полиглот. Я представила, как буду учить сорокалетнее светило удерживать через экран внимание пятилетних попрыгунчиков, вздохнула и отказалась от этой радужной перспективы.
Марат
Следующий! Следующий - Марат, студент медакадемии из Москвы, работает репетитором 2 года, занимается с подростками - совсем другое дело! Созвонились, предлагаю к видеовстрече подготовить 20-минутный урок о животных и одну грамматическую тему для 5-го класса. Звонок в Зуме, худенький растрепанный парень в очках расслабленно и даже как-то развязно, что ли, говорит мне по-английски о себе. Манера речи уверенная, только мысли выражает слишком уж примитивно для репетитора - примерно как мой Руслан-шестиклассник. Переходим к уроку, и вуаля, всё становится на свои места. Марат не может без ошибок ответить ни на один вопрос по теме урока, не может объяснить свою грамматику, не выдерживает и выдает в конце: "Да я вообще-то только с другом занимался, он в 10 классе. Хотел бы попробовать работать с детьми". Спасибо, мы вам перезвоним.
Не теряя оптимизма, я прособеседовала еще пятерых девушек из разных городов в возрасте от 19 до 25, но ни одна из них не добралась до пробного урока. О них писать особенно нечего, только то, что после телефонных звонков, где мы обсуждали условия, они радовались и, очень довольные, обещали подготовить задание. Больше этих девушек я никогда не видела.
На этом месте уже стало ясно, что так просто я себе сотрудника не найду. Может быть, мне даже придется прибегнуть для этого к черной магии. А что делать, учить-то детей надо, а я при всем желании не смогу вести уроки с сердитым пищащим сверточком в руках.
Я уже почти записалась к ближайшему шаману на снятие сглаза, как появился ОН.
Он
Он - это Илья, 30 лет, человек, который в третий раз произносит по телефону сакраментальную фразу "хочу попробовать работать репетитором", но после трех месяцев неудачных поисков она пролетает мимо моего логического аппарата, как подросток на электросамокате. Я назначаю ему не то что пробное занятие - я зову его на свой настоящий урок посмотреть специфику работы с маленькими детьми. ОН соглашается, я счастлива, кладу трубку, и только тут из глубин подсознания пробивается здравый смысл. "Ой, я же не проверила, как Илья по-английски говорит!"
Не проблема, договариваемся завтра созвониться повторно. Я жду, как школьница, весь день, ведь он - это точно он, я чувствую! Конец твоим страдаааньям и разочароваааньям, и сразу наступааает хорооошая погооода!
Илья решил собеседоваться на иностранном языке на улице, пока шел домой с работы.
У Ильи, 30-летнего мужчины, который воспылал желанием учить детей, был уровень четвертого класса - уровень начальной школы.
Тут, собственно, можно опускать занавес. Конечно, я пыталась найти толкового студента-носителя английского из числа африканских гостей нашей Родины, но те, хоть и владели языком отлично, собирались учить маленьких детей презентациями с целыми страницами скопированного из учебников сплошного текста. Самое интересное, что у всех них уже были ученики!
Кстати, во время учебы в университете и после выпуска первыми в репетиторы и школьные учителя подались мои самые слабые в английском ровесники, так что удивляться мне было, честно говоря, нечему.
Что сказать этим хочу. Знаете, пока в нашей стране к работе репетитора, воспитателя и учителя будут относиться как в той поговорке про мед и пед, пока люди будут считать, что заниматься с детьми - это такой способ без вложений на дурака срубить легких денег, у нас не будет права осуждать этих самых детей за то, что они ничему не хотят учиться.
Чтобы было ясно, я предлагала уже на старте такую оплату труда, какую сама стала зарабатывать только спустя пару лет преподавания. Она, эта оплата, превышала сумму, которую в нашем регионе за час работы получают многие заводчане. В довесок я была готова научить всему, что знаю, предоставить свои материалы, помещение для очных занятий и платформу для дистанционных, но единственные кандидаты, в которых угадывался потенциал и серьезное отношение к делу, были африканцами.
И вот хочу в связи с этим спросить, может, кто знает. Граждане, а где же наши, родные кадры? Где студенты-лингвисты, которые в мою бытность в университете хватали любое предложение работы или стажировки? Где молодые учителя, чем занята наша талантливая молодежь?
После таких поисков нет-нет да и закиваешь, когда услышишь по телевизору про поглотивший Россию кадровый голод.
Правда, в августе преподаватель нашелся. Нашелся и преподал...