Сценарий театрализованного представления или праздника характеризуется в первую очередь своей синтетичностью. Так как в данном виде представления мы используем все возможные виды и жанры искусства.
Синтез искусств – это создание качественно нового художественного продукта посредством органичного соединения искусств или видов искусства в единое целое. Конечное явление не сводится к сумме составляющих его компонентов, оно обобщает такие их свойства как идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общность участия в художественной организации пространства, времени и другие, позволяя оказывать многостороннее эмоциональное воздействие на восприятие человека. Объединение искусств в новый синтетический вид происходит из-за потребности общества в более широком, всеохватывающем освоении и изображении действительности.
Синтез искусств в сценарии театрализованного представления и праздника имеет то же значение. Мы используем в своем сценарии все виды искусства – как выразительные средства режиссёрского замысла. Выразительные средства – одни из ведущих компонентов любого вида искусства. Это пути (каналы), механизмы, инструменты и способы передачи содержания, идей, событий, фактов, жизненных примеров в целях оказания влияния на сознание, чувства и волю зрителей. Выразительные средства эстрадного искусства можно классифицировать следующим образом: разговорные – живое слово, сценическая речь; печатные – журналы, газеты, сценарии, драматургические материалы, художественная литература; средства массовой информации – радио, телевидение, газеты; технические средства – усилительная, световая, звуковая аппаратура, диски, компьютеры и т.д.; специфические выразительные средства присутствуют в каждом музыкальном, хореографическом, оригинальном жанре.
При рассмотрении данного вопроса следует учитывать два обстоятельства: во-первых, зависимость восприятия от визуальной способности зрителя, зависимость эффекта соучастия от объёма зрительского внимания, которое регулируется спецификой условности данного вида искусства; во-вторых, фактор публичности, массовость как его существенные признаки. Следовательно, изучение специфики зрелищности предполагает рассмотрение особенностей эмоционального воздействия на зрителя.
Каждое выразительное средство придаёт особую эмоциональную окраску содержанию. Поэтому в зависимости от характера содержания и назначения номера выбираются соответствующие средства или, чаще, набор средств, поскольку их арсенал огромен и разнообразен.
Нельзя не сказать о синтетичской особенности театра, о которой пишет Захава. Так как данное определение можно также отнести и к театрализованному представлению: театр — синтез многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. К ним принадлежат литература, живопись, архитектура, музыка, вокальное искусство, искусство танца и т. д. В числе этих искусств находится одно такое, которое принадлежит только театру. Синтез искусств в театре — их органическое соединение в спектакле — возможен только в том случае, если каждое из этих искусств будет выполнять определенную театральную функцию. При выполнении этой театральной функции произведение любого из искусств приобретает новое для него театральное качество. Ибо театральная живопись не то же самое, что просто живопись, театральная музыка не то же самое, что просто музыка, и т.д. Театрализованное представление или праздник несет те же характеристики относительно синтеза искусств. В сценарии ТП любой вид искусства – это одно из слагаемых, сумма которых дает нам желаемый результат, а именно отвечает режиссёрской идее. Иными словами – сценарий ТП – это некий коллаж из отдельных лоскутов, создающих цельную яркую картину, имеющую свой смысл.
К примеру можно привести отрывки из театрализованного представления Кальман –Гала. Где сочетаются живой оркестр, воздушная гимнастика и видео-проекция. Обсалютно различные меду собой виды искусства дают нам следующую картину – вокалисты исполняют песню тех времен под живой оркестр, на экране прецируются кардры блокадного ленинграда и военные письма. На полотнах работают воздушные гимнасты в белых костюмах, их пластика на сцене выстроена определенным образом – они будто души или ангелы блокадных героев. Мы понимаем , что вокалисты – и есть те самые герои блокады.
Ещё один пример синтеза искусств можно привести из моего сценария циркового представления. В эпизоде о тренерах цирковых артистов есть следующая картина: на сцене стоит гончарный станок и гончар лепит из глины некую форму, за ним чуть выша девушка исполяет номер каучук – она такая же гибкая, как и глина в руках у мастера, а на экране идут кадры тяжёлых тренировок, где воспитанники выполяют сложные элементы под руководством знаменитых тренеров.
В завершении стоит сказать, что сочетаться между собой могут совершенно любые виды искусств. Главное, чтобы выразительные средства соответсвовали идейному сдержанию. Именно идея и тема мероприятия являются главным критерием выбора выразительных средств, определяют характер массового театрализованного действия, его тон и атмосферу. Средства идейно-эмоционального воздействия призваны художественно акцентировать его идею. Выразительные средства важны не сами по себе, а только соотнесенные с идеей праздника.