Найти тему

Ставка на ядерную дубину сохраняется

Стремясь продлить свою гегемонию на планете, Америка толкает мир к войне.

В элитах англосаксонского мира растёт влияние кругов, считающих допустимым применение ядерного оружия, а посему исподволь провоцирующих ядерную войну. Свидетельств тому много. И наиболее свежим из них стало внесение изменений в национальную ядерную стратегию США. Зачем потребовались Вашингтону эти изменения и к чему они могут привести? На эти и другие вопросы в интервью «Красной звезде» ответил известный политолог член-корреспондент Академии военных наук Александр БАРТОШ.

Александр БАРТОШ
Александр БАРТОШ

– Александр Александрович, нашу беседу об изменениях в ядерной стратегии США, которые внёс в неё 7 июня Джо Байден, хотелось бы начать с того, что Америка – единственная в мире страна, применившая ядерное оружие…
– Да, это так. Напомню: 6 и 9 августа 1945 года США подвергли ядерной бомбардировке два японских города – сначала Хиросиму, а затем Нагасаки. В результате около 125 тысяч человек погибли сразу же, приблизительно такое же число людей скончалось в течение последующих шести месяцев от лучевой болезни. Итог – 250 тысяч человек, причём к ним следовало бы добавить тех, на которых десятилетия спустя сказались страшные последствия это жуткого преступления.
Эти удары по мирным жителям были продиктованы вовсе не военной необходимостью – императорская армия уже стояла на грани капитуляции. Вашингтон, принимая такое людоедское решение, исходил, надо полагать, из того, что есть возможность, как это ни чудовищно звучит, проверить на живых людях смертоносный потенциал нового класса вооружений. Кроме того, его прельщала возможность показать свою мощь и запугать весь мир, и прежде всего Советский Союз. Историки утверждают, что ещё до взрыва ядерной бомбы в пустыне Нью-Мексико только что ставший президентом Гарри Трумэн откровенно заявил своему окружению о политическом значении нового оружия в отношениях США с СССР: «Если она взорвётся, то у меня, конечно, будет дубина для этих парней».
С тех пор США, потрясая ядерной дубиной, стремились обеспечить себе мировую гегемонию, заставить человечество жить по ими придуманным принципам и правилам, от которых они сами с лёгкостью отказывались всякий раз, когда те в чём-то переставали соответствовать интересам американского истеблишмента. И в последние годы эти действия становятся всё очевиднее и агрессивнее, поскольку многие страны, особенно глобального Юга, отказываются жить по американской указке и желают строить новый мир, в котором они развивали бы отношения друг с другом на основе равноправия и взаимовыгодного сотрудничества. Естественно, это никак не устраивает Вашингтон, который пытается любыми силами сдержать столь неблагоприятное для него развитие ситуации. Речь идёт и о ядерном оружии.
– И об этом открыто говорится в официальных документах США…
– Совершенно верно, и в действующей ядерной стратегии, которая была принята в 2018 году, и в последующих документах, посвящённых политике США в отношении данного вида оружия массового поражения, подчёркивается, что РФ и КНР являются главным фактором в планах применения и развития ядерной триады Америки. Кроме России и Китая, ядерная стратегия США называет ещё две страны, которые считаются угрозами американским интересам, – КНДР и Иран. Правда, на фоне более могущественных противников США они как бы отошли на второй план. Учитывается, что Иран пока не обладает ядерным оружием, а посему США полагаются на неядерное превосходство для сдерживания региональной агрессии.
Указывая на Россию, Китай, Северную Корею и Иран в качестве основных своих противников, США вовсе не исключают возможности применения ядерного оружия и в отношении других стран, которые осмелятся угрожать американским интересам. При этом в доктринальных документах постоянно подчёркивается, что этот вид вооружений является средством сдерживания. Однако нельзя не заметить, что США оставляют за собой право применять ядерное оружие первыми. И хотя оно подаётся в завуалированной форме, суть от этого не меняется: использование ядерного оружия в превентивных целях на деле означает, что оно рассматривается не только средством сдерживания.
– Знакомясь с внесёнными Байденом изменениями в ядерную стратегию, нельзя не прийти к мысли, что поправки сделаны для того, чтобы она стала ещё более агрессивной…
– Куда уж больше. Тем не менее совершенно очевидно, что Вашингтон повышает ставку на ядерное оружие, несмотря на самые катастрофические последствия, к которым это может привести сегодня. Чтобы уйти от обвинений в свой адрес, Вашингтон вновь переводит стрелки на Москву и Пекин. По словам старшего директора совета национальной безопасности Белого дома по вопросам нераспространения Пранай Вадди, США, дескать, вынуждены учитывать растущую мощь России, Китая и КНДР и поэтому принимают меры по увеличению и диверсификации своего ядерного потенциала, а также по расширению его размещения.
Что касается увеличения ядерных сил, то Вадди отметил, что Соединённым Штатам пока нет нужды это делать, чтобы сравняться или превзойти всех противников, вместе взятых, и успешно их сдерживать. Но вполне возможно, допустил он, что США придётся развернуть больше стратегических ядерных вооружений, чтобы решать свои задачи на мировой арене.
Говоря о диверсификации ядерного оружия, Вадди заметил, что Вашингтон уже предпринимает, как он выразился, «разумные шаги» по изменению возможностей своих ядерных сил. В этой связи следует, очевидно, напомнить, что, согласно докладу Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), у США 1770 развёрнутых ядерных боеголовок и 1938 в запасе.
Из развёрнутых ядерных боезарядов 400 приходится на межконтинентальные баллистические ракеты, 970 – на баллистические ракеты подводных лодок, 300 расположены на базах бомбардировщиков в Соединённых Штатах, 100 тактических авиабомб – на европейских базах.

Соединённые Штаты приступили к широкомасштабной программе ядерной модернизации, общая стоимость которой может превысить 1,7 триллиона долларов
-2

Американцы осуществляют сейчас широкомасштабную программу ядерной модернизации, общая стоимость которой может превысить 1,7 триллиона долларов. В бюджете на 2025 год, проект которого был в марте представлен Белым домом конгрессу, 25 миллиардов долларов предлагается выделить министерству энергетики, занимающемуся в том числе военными программами – разработкой и производством ядерных боезарядов. Значительная часть этих средств пойдёт на разработку и производство новой ядерной авиабомбы В61-13.
Её мощность составит, как сообщают западные информагентства, 360 килотонн. Это в 24 раза больше мощности ядерной бомбы, сброшенной на Хиросиму, а радиус взрыва – примерно длину двух нью-йоркских Манхэттенов, то есть более 40 километров. В отличие от бомбы В61-7, которую заменит В61-13, новая бомба будет оснащена специальным хвостовым оперением, которое увеличит точность поражения цели. Сообщается, что В61-13 предназначена для использования бомбардировщиками В-2 и приходящими на замену им новыми бомбардировщиками В-21.
В бюджете США на 2025 год запрашивается также 49,2 миллиарда долларов на модернизацию ядерной триады. Они пойдут в том числе на производство уже упомянутого стратегического бомбардировщика В-21 «Райдер», модернизацию ракет подводных лодок «Трайдент-2», разработку новой межконтинентальной баллистической ракеты «Сентинел» и финансирование строительства серии стратегических атомных субмарин типа «Колумбия».
Особое внимание уделяется ракете «Сентинел», которая должна заменить МБР «Минитмен-3». Пока американская корпорация «Нортроп Грумман» имеет определённые трудности в её разработке и к испытательным запускам ещё не приступала. Предполагается, что «Сентинел» будет иметь меньший забрасываемый вес, чем у её предшественницы: соответственно 730 и 1150 килограммов. Она будет нести всего два боезаряда W-87-1/Mk21A в составе разделяющейся головной части индивидуального наведения. Намечается приобретение 659 ракет, включая 400 для шахт на базах в Майноте, Мальмстроме и Уоррене, а остальные – для замены и испытательных полётов (по три в год) в период до 2075 года.
– А что известно о расширении размещения ядерного оружия?
– В официальных сообщениях об изменениях в ядерной стратегии США об этом говорится лишь в общем плане. На сегодня за рубежом находятся, как я уже говорил, 100 тактических ядерных бомб. Это В61 которые хранятся на авиабазах Кляйне-Брогель (Бельгия), Бюхель (Германия), Авиано и Геди (Италия), Фолькель (Нидерланды) и Инджирлик (Турция). В настоящее время эти боеприпасы меняются на новейшую модификацию этой бомбы – В61-12. Её мощность может быть от 0,7 до 170 килотонн – в зависимости от типа поражаемой цели.
Известно, что в Великобритании идёт подготовка к размещению там американских ядерных бомб. Они вернутся в Британию спустя 15 лет. Бомбы В61-12 будут размещены на авиабазе в Лейкенхите. Туда же будут переброшены две эскадрильи тактических истребителей F-35.
О готовности принять ядерное оружие из США в чрезвычайной ситуации недавно заявил и премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон. По его словам, в военное время Стокгольм разрешит Вашингтону использовать свою территорию для размещения ядерного оружия. Этому примеру могут последовать Финляндия и Норвегия. Во всяком случае в заключённых ими соглашениях с США о сотрудничестве в сфере обороны, которые предусматривают дислокацию американских войск на территории этих стран, не содержится никаких запретов на счёт размещения ядерного оружия.
Развёртывая ядерное оружие на территории натовских стран, США имеют возможность передать его в случае возникновения крупномасштабного конфликта командованию объединённых вооружённых сил НАТО, а самим вроде как бы остаться в стороне. Учитывая традиционное коварство англосаксов, это вполне возможно. В рамках программы совместных ядерных миссий США уже давно подготовили экипажи ВВС ряда европейских стран к решению боевых задач, а на днях генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил о необходимости приведения ядерного оружия в состояние боевой готовности.
Ситуация на нашем континенте, приходится констатировать, крайне тяжёлая. На днях президент Сербии Александр Вучич в одном из интервью откровенно предупредил, что происходящее медленно, но верно ведёт нас к глобальному конфликту. Виктор Орбан, премьер-министр страны, которая входит в НАТО и Евросоюз, тоже с тревогой отмечает, что ЕС скорейшими темпами готовится к войне с Россией. Хорватский президент Зоран Миланович также говорит о том, что Европа стоит на пороге большого и опасного кризиса.
Виной тому, несомненно, является политика элит англосаксов, которая рассчитывает на то, что, как и в Первую, и во Вторую мировую войну, пострадает только континентальная Европа, а они останутся в выигрыше. Однако на этот раз так не получится – пламя ядерной войны, которую англосаксы пытаются разжечь, перекинется и на их территорию.

Владимир КУЗАРЬ, «Красная звезда»