Найти тему

Знаменитая книга «Психоаналитическая диагностика» Ненси Мак-Вильямс в одной статье

В данной статье я постарался кратко изложить суть современного базового учебника по психоаналитической диагностике личности, от всемирно известной доктора философии, преподавателя, аналитика и психотерапевта Ненси Мак-Вильямс. Учебник содержит стройное синтезированное изложение существующих психоаналитических подходов к структуре личности и конкретные практические рекомендации по проведению психоаналитической терапии с разными типами клиентов.

Придерживаюсь языка и терминологии автора

Часть 1. Вводная.

Ненси Мак-Вильямс убеждена, что необходимо обнаруживать и обобщать индивидуальные различия клиента для выбора терапии и прогнозировании результата.

-2

Терапевт помогает клиенту изменить проблематичное поведение и состояние, старается помочь ему принять себя с собственными ограничениями и повысить общую жизнестойкость, чувство силы, толерантность к широкому диапазону мыслей и эмоций, непрерывность Я, адекватную самооценку, способность к близости, чуткость к морали и осознание того, что другие люди обладают отдельной субъективной природой.

Классическая психоаналитическая теория рассматривает личность в двух плоскостях: попытка понять личность на основе фиксации (на какой фазе раннего развития психологически застрял человек?) и размышления о личности как о проявлении функционирования различного рода защит (каковы типичные способы данного человека противостоять тревоге?).

Первоначальная теория личностного развития Фрейда была биологически обоснованной моделью (теория влечений), которая концентрировалась на центральном положении инстинктивных процессов и описывала человеческие существа как проходящие через правильную последовательность фаз направленности внимания на зоны тела: от оральной к анальной, затем к фаллической и генитальной стадии. Он полагал, что что в младенчестве и раннем детсве естественные потребности человека сконцентрированы вокруг проблем выживания, которые впервые проживаются в теле младенца на глубоко чувственном уровне и далее в детских фантазиях о рождении и смерти, а также о сексуальных связях между родителями.

В 1923 году Фрейд представил новую (Эго-психология) структурную модель психики (можно встретить личности, в книге - разума) состоящую из трёх компонентов Ид, Эго и Суперэго (можно встретить в переводе как «Оно», «Я» и «Сверх-Я»).

Ид, это часть психики, которая содержит примитивные влечения, импульсы, дорациональные стремления, комбинации желания-страхи и фантазии. Эта часть ищет лишь сиюминутного вознаграждения и полностью «эгоистична», действуя в соответствии с принципом удовольствия. На уровне сознания она довербальна и выражает себя в образах и символах. Она также дологична, не обладает концепцией времени, смертности, ограниченности или недопустимости сосуществования противоположностей. Современные нейробиологи поместили бы Ид в миндалевидное ядро, древнюю часть мозга, которая вовлечена в примитивное эмоциональное функционирование.

Эго, по Фрейду, это набор функций, которые адаптируются к нуждам жизни, находят приемлемые для семьи и культуры способы справляться со стремлениями Ид. Эго развивается в течении всей жизни, и работает в соответствии с принципом реальности и представляет собой почву для последовательного, логичного, ориентированного на реальность мышления. Оно, таким образом, посредничает между требованиями Ид и ограничениями реальности и морали. Сознательные аспекты Эго похожи на то, что большинство из нас имеют в виду под словом Я, в то время как бессознательные аспекты включают такие защитные процессы, как вытеснение, смещение, рационализация и сублимация. Концепция Эго относительно согласуется с современными знаниями о префронтальной коре и ее функциях.

Теперь, на некоторую личностную патологию можно смотреть как на защитные механизмы Эго, которые приспособлены к нашим конкретным условиям детства, но могут оказаться дезадаптивными позже в большом мире. Стало отмечаться, что во время лечения «наблюдающее Эго», сознательная и рациональная часть психики, может комментировать эмоциональные переживания, устанавливать альянс с терапевтом для совместного понимания всего Я, в то время как «переживающее Эго» отвечает за интуитивные ощущения происходящего в терапевтических отношениях. Эта способность «наблюдающего Эго» стала рассматриваться как необходимое условие эффективной терапии и, если оно не выполнялось, то вначале терапии нужно было «развить» такую способность у клиента. Базовая роль Эго в восприятии реальности и адаптации к ней – «сила Эго», которое означает способность человека признавать реальность, даже когда она крайне неприятна, не обнаруживая более примитивных защит вроде отрицания.

Суперэго будучи, примерно, синонимичным «совести», является частью психики, которая хвалит нас за усилия и критикует, когда мы не соответствуем собственным стандартам. Это часть ощущается как отдельный внутренний голос и формируется через идентификацию с родительскими ценностями, но большинство современных аналитиков считают, что оно берет начало в ранних, примитивных детских представлениях о том, что хорошо, а что плохо. Суперэго, подобно Эго, из которого оно появляется, частично сознательно и частично бессознательно.

Идея о том, что первичной функцией эго является защита Я от тревоги, возникающей вследствие мощных инстинктивных стремлений (Ид), болезненных переживаний реальности (Эго) или чувства вины и связанных с ним фантазий (Суперэго), была изложена Анной Фрейд.

В 1983 году в работе Д. Гринберга и С. Митчелла было положено начало разделения психологических моделей влечений и Эго с теориями отношений (межличностной, теорией объектных отношений, психологией самости). Психоаналитики, принадлежащие теории отношений, больше интересуются терапевтическим процессом, чем такими гипотетическими структурами, как личность; на самом деле многие выражают явные опасения, что говоря о личности как о структурированном, фиксированном феномене, мы игнорируем свидетельства нашего продолжающегося конструирования опыта и переживаний Я, которые зависят скорее от состояния, нежели от личности. Работая с моделями отношений, аналитики открыли дверь признанию вклада личности не только пациента, но и терапевта в понимании того, что происходит между ними во время терапии.

Кроме теории влечений, эго-психологии, теории объектных отношений, психологии самости и «разворота к отношениям» существует несколько других теорий в русле психоаналитического течения, которые влияют на наши представления о личности. Они включают: идеи Юнга, Адлера и Ранка; «персонологию» Мюррея, «современный психоанализ» Спотница, «теорию сценариев» Томкинса, теорию «контроля-овладения» Сэмпсона, эволюционные биологические модели, современную теорию пола, и работу Жака Локана, «теорию Хаоса» Стивена Зелигмана.

Аналитические теории делают акцент на темах и динамизме, а не на трайтах; именно поэтому продолжает применяться слово «динамический». Именно внимание к изменяющимся в своем ритме паттернам делает аналитические представления о личности богаче и клинически уместнее, нежели списки статических атрибутов, которые можно найти в большинстве справочных пособий и в руководствах наподобие DSM. Личность человека формируется вокруг значимого для него параметра и обычно содержит две его крайности.

В следующих двух частях будут описаны уровни личностной организации и возможная терапия клиентов этих уровней, первичные и вторичные защитные процессы психики, а также, типы организации личности и возможная терапия клиентов этих типов.