Флэш игры стали культовым феноменом начиная с 2000-ых годов, когда на таких сайтах как Newgrounds и Miniclip из года в год выходило очень много браузерных игр сделанных на движке Adobe Flash, безусловно было много откровенного мусора и трэша разного уровня сумасшествия, странности и кринжа из-за отсутствия должной модерации и правил. Но среди такого мусора было достаточно много хороших игр, которые обрели большую популярность и культовый статус за необычные идеи и увлекательный игровой процесс, далеко ходить не нужно: Happy Wheels, N, Meat Boy, Earn to Die, Samorost, Swords and Sandals и ряд других.
Данная статья посвящена памяти одной флэш игре, которая без преувеличения заслуживает место наравне с другими флэш играми, которые получили культовый статус и признание.
Цель данной статьи является обзор двух частей игр Gretel & Hansel и выясним почему спустя более 10 лет третья часть так и не вышла. Предупреждаем, в этой статье возможны спойлеры игры и субъективное мнение автора.
Gretel & Hansel
Первая часть игры вышла в 2009 году на Newgrounds, основным источником вдохновения послужила народная немецкая сказка от Братьев Грим – Гензель и Гретель (в оригинале на нем. Hänsel und Gretel). Фактически первая часть игры повторяет завязку сюжета детской сказки, но авторы дополнили своими идеями для игрового процесса, однако подробности чуть позже.
По сюжету: дети живут в бедной семье, где отец работает дровосеком, а его вторая жена является озлобленной мачехой, последняя хочет избавиться от "своих" детей, оставив их в лесу умирать, поскольку семья из четырех человек долго не проживут из-за голода. Отец под угрозой голода и давлением своей жены соглашается на это тяжелое решение, хоть очень не хочет бросать своих детей. Данный разговор подслушала Гретель и сообщает этот разговор своему брату, Гретель придумывает план как вернуться домой: нужно по окрестности дома собрать камушки и после того когда семья отправится в лес нужно разбросать камни что бы найти дорогу домой. В конце сюжета герои спят на опушке леса под горящим костром и за ними наблюдает черный ворон.
В целом сюжет игры получился коротким и лаконичным, но он хорошо передаёт атмосферу оригинальной сказки, да и стоит отметить, что в рамках браузерных флэш игр сюжет вышел вполне достойным.
В плане геймплея Gretel & Hansel это квест с элементом приключения, в этой игре нужно бродить по локациям, собирать предметы и решать загадки. В целом игра такая же короткая в плане игрового процесса, её можно пройти за 20-30 минут без каких либо трудностей, максимум может затянуть на час, главная задача в игре - собрать 10 камушков, к слову в игре их 11, но последний камень можем по нашему удобству достать в одном или другом месте (т.е. вариативность). Загадки в целом не сложные, нужно быть внимательным и правильно применять найденные предметы в интерактивных местах, некоторые сделаны чисто для галочки, что бы набирать достижения в игре. К слову в этой игре если совершить какую-либо ошибку или неправильный шаг то Гретель будет подвержена ряд очень жестких и кровавых сцен где её убивают, это стало визитной карточкой для этой флэш игры. В неё становиться интересно и увлекательно играть, когда нужно взаимодействовать с миром и умирать от неправильного решения задач, в некоторых моментах можно проиграть весьма не одинарно: целовать кролика до смерти или найти ключ из часов, попытаться открыть дверь в другую комнату дома, а уже придет мачеха с топором и максимально жестоко нас убьет.
Вообщем в плане игрового процесса Gretel & Hansel получилась короткой и простой, но увлекательной и затягивающей, в игре приятно взаимодействовать с окружающими локациями, искать пасхалки, собирать достижения и забавно смотреть на сцены жестокой смерти главной героини.
В плане визуальной составляющей Gretel & Hansel также смогла выделиться среди других флэш игр - игра выглядит как акварельная картина из детской сказки, что выглядит весьма аутентично и симпатично, несмотря на то что в основном используются яркие краски и белый фон, она все равно ощущается мрачной и жестокой, но в тоже время передается атмосфера из оригинальной немецкой сказки. Отдельно можно похвалить проработанные анимации, хорошо срежиссированные катсцены, анимированные переходы и всплывающие комикс-облака. Вообщем в плане графики Gretel & Hansel прошла проверку времени и она до сих пор выглядит симпатичной и невырвиглазной в рамках флэш игр. Подобных игр где используют стиль акварельных рисунков я не могу вспомнить, причем грамотно нарисованных, поэтому эта игра сильно выделяется среди других.
Подводя итоги Gretel & Hansel вышла отличной флэш игрой для 2009 года. Данная игра однозначно понравится любителям оригинальной немецкой сказки, а также тем кто любит игры в жанре квестов с элементами хоррора и мистики. Однозначно рекомендую попробовать тем кто не играл, а те кто играли рекомендую перепройти, таких обаятельных флэш игр нынче являются редкостью.
Gretel & Hansel 2
Gretel & Hansel 2 вышла в 2010 году на New Grounds, на данный момент это последняя часть серии Gretel & Hansel, является прямым продолжением первой части, но при этом вторая часть подверглась ряд изменений в повествовании сюжета и истории оригинальной сказки и сеттинга в целом, что для любителей немецкого произведения покажется кощунством, но обо всем по порядку.
Сразу хочу сказать что сюжет во второй части стал длиннее и более насыщенным, но ясно рассказать будет сложно, дело в том что в этой серии игр отсутствуют диалоги или какая-либо нормальная подача, поэтому понятно объяснить что происходит в сюжете и как таковой лор сложно, но попытаюсь по своему его интерпретировать.
Сюжет начинается с той опушки леса, где оставили наших главных героев, Гретель и Гензель пытается найти дом по камням но их забирает ворона, по дороге Гретель проваливается в яму, а Гензель следует за феей. Гретель провалилась в странное убежище, где им заправляет хозяин в виде дерева, пленники убежища рассказывают, что в этом лесу распространено проклятие, которое убивает их при помощи дерева и растений. Гретель спасается из плена и убивает хозяина, далее выбирается из убежища и ищет своего брата. По дороге в поисках нашего брата и предметов для прохождения мы узнаем, что в этом лесу проживает торговец у которого мы можем купить необходимые предметы за монеты, деньги нужно искать в лесу, те предметы которые предлагает торговец необходимы для продвижения сюжета. Также в этом лесу валяются обломки сгоревшего дома и статую дамы, при помощи волшебных очков мы узнаем что в этом доме жила жена и ее муж, но когда муж вернулся домой он был не в себе, он при помощи топора тяжело ранит свою жену и скрывает орудие в земле. Когда дама пытается выбраться из дома, приходит к ней нечисть и забирает у нее душу. В итоге мы находим топор и рубим преграды, пробираясь на другую локацию, там мы встречаем своего брата и фей. Когда Гретель изучает эту местность у нее забирают душу вместе с лицом ещё одна нечисть, феи совместно с Гензелем обезвреживают нечисть и возвращают лицо и душу на тело Гретель при помощи волшебного зеркала. В дальнейшем нужно найти три элемента для двух статуй похожих на горгулий которые находятся у пропасти, вставив три элемента образуют мост на другую сторону где нас поджидает агрессивный волк, мы либо убиваем при помощи стрелы или отвлекаем бросив кость. Параллельно с этим квестом мы можем помочь даме вернуть душу и лицо при помощи зеркала, правда после этого она испариться и сюжетная линия на этом закончится. Также мы можем помочь старику вернуть его душу с лицом, а также его шляпу, за это мы получим внутриигровое достижение и его музыку. В конце сюжета Гензель и Гретель переходят на другую сторону леса и их ведет белоснежная птица (в конце вообще превращается в черную ворону), герои пребывают судя по всему в домик ведьмы-людоедки и игра на этом заканчивается с достижением "Till part 3" (до третьей части).
Что ж сюжет получился намного длиннее и более насыщенным, но все равно к нему много вопросов.
Первая претензия заключается в лоре игры, дело в том что в игре добавили больше мистики и фэнтези элементов, но при этом игра их не раскрывает или не объясняет. Например в начале игры мы попадаем в убежище где им распоряжается хозяин в виде дерева, он держит своих пленников за столом и скармливает их блюдами связанное с растениями, пленники говорят что это не надо есть иначе тебя убьет какое-то заклятие. Но когда мы выбираемся отсюда то просто эта линия сливается и оставляет вопросы: что за хозяин убежища, почему их держит в плену, что за заклятие которое убивает деревьями, что за подвешенный человек в комнате с печью, игра на это не дает ответы. Или почему за нами наблюдает черный волк с красными глазами, что за существо которое замерзло в леднике, что за 2 феи и их видимо лидер, почему и зачем какая-то нечисть высасывает души с лицами у людей, что за таинственный торговец (судя по музыке это неместный) и куча других вопросов связанные с лором игры. Я понимаю что искать объяснение сюжета и лора в флэш игре это полное сумасшествие, но игра на это нацелена, а значит она обязана проработанной в этом аспекте, но как вы поняли она этим грешит.
Вторая претензия это сеттинг, вторая часть как я уже сказал, стала ощущаться более фэнтезийной и мистической, из-за чего пропало ощущение что это игра по немецкой сказке и даже поменялось повествование: в оригинальной сказке после первого захода герои возвращаются домой по камням, а попадают в сладкий дом ведьмы после 2 захода, когда вместо камней обозначали дорогу крошками хлеба. В игре никуда не возвращаются после первого захода и сразу пребывают в дом ведьмы людоедки, 2 акт вообще состоит из фантазии и идей авторов игры так как в оригинальной сказке естественно такого не было, видимо для того что бы растянуть сюжет, только 1 и 3 акт нам напомнил что это игра по сказке от братьев Грим. То есть вторая часть игры сильно опирается на фэнтези чем сказку, причем как фэнтези игра опять же не проработана, характеры и мотивации персонажей не раскрыли (тот муж, торговец или хозяин убежища); лес кишит мистикой, тайнами и странностями, а объяснений ко всему происходящему просто нет, в игре ничего об этом не рассказывают или показывают. Также в игре появилось больше предметов, которых не могло чисто исторически существовать в сказке средневековья, например: колесо для качелей, капкан, фетровая шляпа, платье дамы и другие вещи выбивающиеся из средневекового сеттинга.
Но, несмотря на это сюжет все равно вышел неплохим, даже хорошим в рамках флэш игр, просто те минусы которые были в первой части их исправили (например, продолжительность), но с другой стороны добавили те минусы, которых не было или же некритичными были в первой части. А так сюжет получился насыщенным и самодостаточным.
В плане игрового процесса Gretel & Hansel 2 это все тот же квест с элементами приключений, но теперь игра проходиться минимум за 1 час и в ней много интересных изменений и нововведений.
Во-первых, игра стала сложнее, теперь она особо не водит за ручку и нужно самостоятельно подумать куда идти, что взять и где примерить. Также необходимо внимательно исследовать локации что бы находить предметы, они либо хорошо спрятаны, либо незаметны на видном месте. Загадки также стали более сложными, конечно это все еще решение в стиле: "найди где-то предмет и примени его куда-то", но это заставляет немного напрячь логику, что-бы догадаться где применить и как. В игре стало больше вариативности, мы можем за одно прохождение выбраться из плена подземного убежища одним способом и что-то интересное узнать, а можем выбрать каким способом избавиться от красно-глазого волка (либо стрелой, либо косточкой), также есть второстепенные квесты, например вернуть лица и души даме или деду, все в зависимости от нашего желания.
Во-вторых, в игре появилась валюта, теперь нужно исследовать локации и собирать монеты, что-бы купить у торговца вещи для продвижения сюжета.
В-третьих, появились волшебные очки при помощи которых можно найти подсказки, пасхалки и другие скрытые вещи в игре.
В-четвертых, в игре расширили взаимодействие с миром, появилось больше интерактива и пасхалок, в игре стало больше локаций и их интересно изучать в поиске какого-либо интерактива, способов проиграть и умереть стало больше, смерть во второй части стали куда более жестокие и душераздирающие, например: прыгнуть в кислоту и испариться, быть съеденным волком или медведем. Неочевидные способы проиграть также остались и стали более изощрёнными, например: Гензель может съесть ножницы и умрет от этого, играя за фею, Гензель может разрезать её по полам, Гретель может столкнуть брата с обрыва или случайно упасть в пропасть где есть шипы. В игре также есть прикольная пасхалка: когда мы проиграем всеми возможными способами в игре, мы должны прийти на локацию с чёрным деревом, внутри которого находятся черепа (пополняются после каждой смерти), нам открывается секретная комната с двумя роботами, один из них говорит что 2 часть заняла много сил и времени и извиняется, также говорит что скоро 3 часть, после чего отрывает голову, а второй робот сидит за компьютерами играет или разрабатывает под названием "Gretel & Hansel", а играбильные персонажи стали механезированными.
Таким образом, Gretel & Hansel 2 в плане игрового процесса стала более затягивающей, увлекающей, насыщенной и разнообразной, в игре очень интересно исследовать локации в поисках секретиков, пасхалок и интерактива. Способов проиграть стало больше, смотреть на смерти главных героев стало по-настоящему душераздирающе и жутко, но все равно интересно и забавно одновременно.
В плане визуального стиля Gretel & Hansel 2 все также выглядит как акварельная картинка из детских сказок, можно только отметить, что в игре стало больше красок и разнообразной цветовой палитры на конкретной локации, что бы отразить атмосферу происходящего, а также в игре используется больше штриха традиционной анимации не только для комикс-облаков, но и для других объектов, например на персонажах или природе. Также объекты нарисованы куда более аккуратно и выразительно, локации нарисованы красиво и запоминающиеся как и сами персонажи выглядят выразительно, аутентично и запоминающийся. В игре также появились отражения на воде и льде, а тени стали более проработанными. Также в этой игре стало больше проработанных и незаметных деталей, поэтому изучать локации одно удовольствие, особенно при помощи волшебных очков искать скрытые детали. В игре добавили больше музыки, её всё ещё мало, но каждая из них запоминающаяся и она подходит под происходящее в сюжете.
В общем Gretel & Hansel 2 выглядит симпатично и аутентично как для своего времени, так и сейчас, несмотря на яркие краски и белый фон все также ощущается мрачной и жестокой, а из-за того что в игре добавили фэнтези жанр, игра стала чувствоваться более таинственной, жуткой и мистической. Но в тоже время не потеряла атмосферу и идентичность оригинальной сказки, хоть и немного с ней контрастирует.
Подводя итоги Gretel & Hansel 2 во всех аспектах превзошла первую часть, благодаря нововведениям и доработкам к игровому процессу, в нее увлекательно играть и наслаждаться атмосферой и сюжетом. Если вам понравилась 1 часть Gretel & Hansel, уверен вам понравиться и 2 часть, однозначно рекомендую поиграть.
Gretel & Hansel 3?
К сожалению 3 часть Gretel & Hansel так и не вышла, по сей день нет точной причины почему не вышло продолжение. Можно только отметить что в Gretel & Hansel 2 было много намёков и пасхалок на 3 часть и возможно команда разработчиков действительно имели планы на триквел, вероятно это была бы завершающая часть сказки, но к сожалению все оборвалось на самом интересном моменте. Даже каких либо предпосылок на отмену 3 части (как я думаю) и не могло бы быть на 2010 год, флэш игры все ещё выходили и хоть к тому времени был спад, они всё ещё оставались актуальнами. Можно предположить, что разработчики поменяли курс своей деятельности и ушли на другие инди-проекты или на мобильный гейминг, а разработку 3 часть Gretel & Hansel просто забросили.
Интересно что на странице разработчика Newgrounds некоторыми периодами выходили концепт-арты и какие-либо посты о том что 3 часть будет, однако это были лишь арты и слова, но никаких билдов или строк кода не опубликовали. Сказано еще что даже проходила бета тестирование, но что из себя она представляла, как выглядела и как работала не нашел. К слову кроме Gretel & Hansel makopudding ничего больше не разрабатывал, по крайней мере ничего кроме этих игр не нашел в интернете, а второй разработчик с ником djkingdb, который выступал художником 1 и 2 части вообще ничего не выкладывал с 2010 года. Возможно 3 части Gretel & Hansel никогда не выйдет в связи с прекращением поддержки Adobe Flash Player в конце 2020 года и тем что многие разработчики флэш игр просто поменяли курс своей деятельности – ушли в инди студии на работы сторонних проектов.
В конце выскажу следующее: серия Gretel & Hansel – одна из самых необычных по задумке и реализации среди флэш игр, она брала первоисточник немецкой сказки, реализовали в виде квеста и добавили изюминку и фишку флэш игр – жестокость и кровавость. Эта игра своего времени у которой есть небольшая фанбаза, но не приобрела такой же популярности и культовости как другие флэш хиты, которые в дальнейшем развивались, выходило много продолжений и даже выкладывали в Steam. Считаю, что эта игра заслуживает второе дыхание в виде ремастера или переиздания, но или в самом лучшем случае на реализацию 3 части игры, которая будет сюжетно-завершающей.
Для тех кто хочет поиграть в эти игры, оставляю ссылки на Newgrounds:
(предупреждаю могут быть ошибки или другие тех. трудности из-за несовместимости систем).
Дополнительно рекомендую посмотреть на You Tube летсплеи по этой игре от
PewDiePie:
Gretel & Hansel Part 1- Gretel & Hansel
Gretel & Hansel Part 2 (1 часть)-Gretel & Hansel (2) - THIS GAME IS BRUTAL!
Gretel & Hansel Part 1 (2 часть)-Gretel & Hansel (3) - THE WITCH'S HOUSE
Kuplinov ► Play:
Gretel & Hansel Part 1 - ГРЕТЕЛЬ И ГЕНЗЕЛЬ
Gretel & Hansel Part 2 (1 часть) - ГРЕТЕЛЬ И ГЕНЗЕЛЬ 2
Gretel & Hansel Part 1 (2 часть) - ГРЕТЕЛЬ И ГЕНЗЕЛЬ 3
На этом всё, спасибо вам за внимание, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите в комментариях ваше мнения по этим играм, если в каких-то моментах не прав или допустил ошибки в обзоре обязательно пишите, всем пока!
Рекомендую почитать предыдущие статьи на моем канале:
—Все мультсериалы про Бэтмена Часть 1 (От зарождения до расцвета)
—Все мультсериалы про Бэтмена Часть 2 (от расцвета до застоя)