Несколько лет назад мы практиковали совместную игру с ребенком в майнкрафт. Знаете такую популярную игру? У нас были такие дочки-матери на троих. Я, муж и сын, только в виртуальном пространстве. На днях мой уже 14-ти летний подросток снова позвал меня поиграть... Эта история нашей любви с Майнкрафтом.
Мой сын очень рано ей заинтересовался, лет в 5 и пропал в ней. Я, как настоящий исследователь, отправилась вместе с ним узнавать, что это такое и в чем суть этого явления - большой любви детей этому "примитивному" на вид творению. Ну и маленький экскурс для родителей, который не понимают, что это за игра.
Создатели игры сделали хитрый для того времени ход, когда все гнались за графикой и реалистичностью (что требовало хороших мощностей), они сделали графику очень простой и "квадратной", отдав предпочтение проработке логики игры и заодно привлекли в игру пользователей маломощных компьютеров. Прошло уже 10 с лишним лет, и игра все еще квадратная, а логика в ней развивается все дальше и глубже.
Тогда я, погрузившись в нее, в детали и суть, для себя поняла, что за зомби и криперами (странными существами, с которыми вынужден сражаться герой по ночам, если не успел построить себе укрытие) есть потрясающая игровая механика и целый мир, имитирующий достаточно близко реальный.
Если родителя не спугнут эти "ужасы" про зомби и странных существ, то можно много классных и полезных навыков развивать в игре, познавая "что и как устроено" и создавая множество механизмов используя блоки игры, тренировать память, запоминая рецепты крафтов. В общем игре был выдан вердикт, что ребенку в нее играть можно, с некоторыми оговорками (зомбаков можно выключить и оставить только прекрасную суть без них в творческом режиме). Так мы направили фокус внимания ребенка в нужную сторону и на самом деле много вечеров проводили с ним вместе исследуя ее возможности по видео на ютубе.
Я до сих пор помню поразивший меня до глубины души "горно-добывающий завод", который построил один дядька с ютуба. Вторым моим потрясением был уже мой сын, который построил в игре огромного Стива (так зовут главного персонажа). Это было гигантское здание в форме Стива, совпадающее по цвету с ним и по форме (пропорции были точными), и внутри которого были залы, комнаты с лестницами, переходами. То есть ты заходил примерно в ногу, бродил по "внутренностям" и на уровне головы была смотровая площадка, где глаза персонажа были окнами. В тот момент я дала себе слово, что не буду противиться тому, чтобы он в это играл, потому что - это было гениальное инженерное сооружение спланированное в трехмерном пространстве, построенное 6-ти летним ребенком.
В майнкрафт можно играть совершенно иначе, тупо бегать и мочить всех подряд. Такого контента на ютубе тоже хватает, но мы как-то сумели научить ребенка "фильтровать" контент и выбирать то, что его развивает. Раз уж ты играешь, то бери оттуда хорошее.
Сценарий игры подразумевает "выживание". Герой оказывается с голыми руками в игровом мире и его задача добыть ресурсы, построить дом, кровать и организовать себе безопасный ночлег, иначе ночью он будет подвергнут нападению страшных существ. Если игроки объединяются, им намного проще это делать. Поэтому, конечно, популярен и сетевой вариант игры. Чем мы и пользовались в семейных играх. Если "безобразие" нельзя прекратить, его нужно возглавить! Папа ходил с ребенком на охоту и добычу полезных ресурсов, а мама сидела около дома и сажала огород, разводила домашних животных. Такая типовая ролевая модель - такой была наша первая версия игры в "дочки-матери" в майнкрафте.
В ту пору ребенку был важен сам факт присутствия родителей рядом, наша заинтересованность и одобрение этого увлечения, совместный интерес. Он часами мог нам рассказывать что из чего делается, рецепты, механики и открытия который он сделал сам или благодаря разными видео. Это, надо сказать, очень объемное исследование.
Когда ребенок там окончательно освоился и мы убедились в том, что он верно различает "что такое хорошо, что такое плохо" - он стал играть сам или с товарищами и у нас взрослых был большой перерыв от личного участия в игре, но не было информационного перерыва. Ребенок регулярно что-то показывал, рассказывал про обновления и улучшения, демонстрировал, что они с ребятами построили в игре, об их приключениях, но сами мы не играли.
Впечатлила меня одна история, когда они с приятелями построили мир, и какой-то игрок разрушил его часть. В майнкрафте есть взрывчатка TNT, которая разносит большую часть мира, если ее взорвать.
- И что вы сделали? - спросила я.
- Мы построили здание суда и судили его!
Я очень удивилась, потому что обычно дети делают "в бан" и все.
- И каков приговор?
- Он должен построить тюрьму и сидеть в ней Х дней, а потом восстановить то, что сломал, если хочет с нами играть дальше.
Как по мне крутое решение "конфликта" для 12-ти летних на то время детей.
Так что же сейчас. Сын настроил мне все сам, и мы пошли играть. Это очень интересно оказаться на территории, где твой подросток в 100 раз круче тебя ориентируется, его ловкость и ориентация в пространстве превосходит твою. Словно он тут взрослый, а ты ребенок. Он тебя учит, а ты учишься. И ты наблюдаешь (диагностично) ваши взаимоотношения шиворот навыворот. Мой вердикт такой - что я все сделала правильно.
Во-первых, я горда тем, что подросток вообще зовет тебя играть с ним! Папу он тоже зовет играть и берет в свою команду в "стрелялках".
Во-вторых, я кайфовала от того, как он заботился обо мне и моем благополучии. Быстро добывая какой-то игровой шмот, сначала отдавал его мне, потому уже себе брал. Всегда был рядом, провожал, сопровождал, и прибегал на помощь, если я терялась. Спасал мои вещи, когда меня убивали. Короче, хороший вырос парень.
Спустя пару часов я боялась, что больше не позовет, но спросил: А когда еще поиграем?
Ми-ми.... поиграем, обязательно ❤️