Недавно мы проиграли дело. Да, и такое бывает, а то подумаете, что у меня сплошные победы в суде. Причём я даже не знаю, как выглядел бы выигрыш по этому делу, даже если бы суд встал на нашу сторону. Было бы интересно знать ваше мнение, но сначала давайте по делу.
Представляла интересы бабушки, которая добивалась права видеться и общаться с внуками - мальчиком 10 лет и девочкой 12 лет.
Дети живут с мамой-папой в благоустроенной квартире, семья благополучная, достаток средний, иногда бабушка подкидывает деньжат как сыну (отцу детей) на семейные нужды, так и самим внукам на карманные расходы. Бабушка живёт в том же городе, в нескольких остановках от сына и внуков. Раньше общение было частым и довольно доверительным: сын привозил внуков к бабушке и вместе и поодиночке, иногда с ночёвкой. Бабушка иногда забирала их из садика, а затем - из школы, привозила к себе и помогала с уроками, после чего за ними после работы приезжал отец. Конфликтов не было, случаев травм или заболеваний в "бабушкино время" тоже не было.
Отношения испортились с сыном и невесткой, когда сын с невесткой решил купить квартиру побольше и потребовал выделить его долю в квартире бабушки деньгами либо сделать обмен квартиры - двушку на однушку, а разницу - ему. Бабушка отказалась и попросила дать ей дожить жизнь в родной квартире. Сын сказал "ок" и после этого разговоры о размене или деньгах больше не заводил, но отношения явно изменились.
Сын заезжал чисто формально узнать как дела. Сын с невесткой вежливо заезжали поздравить с днём рождения и с новым годом. А вот внуков она видеть перестала.
Досудебная битва за внуков
Сначала она пыталась поговорить и просто просила не наказывать её лишением общения с внуками. Сын отвечал, что ей кажется: ничего не изменилось, просто внуки выросли, и у них резко появились другие интересы. С бабушкой больше "не прикольно".
На вопрос, почему так внезапно и окончательно стало "неприкольно" с бабушкой, сын пожимал плечами и переводил разговор на другое.
Когда бабушка пыталась несколько раз поехать к сыну, чтобы пообщаться с внуками, они вежливо здоровались и демонстративно уходили к себе в комнату "делать уроки", либо убегали во двор по своим детским делам. Общения снова не получалось. Более того, сын потребовал не приезжать без приглашения, а то у них могут быть другие планы.
В итоге бабушка осталась без общения с внуками и заподозрила, что без влияния родителей здесь не обошлось. Но сдаваться не собиралась, и обратилась в орган опеки.
Орган опеки
Опека попыталась уточнить, препятствуют ли родители общению - и бабушка уверенно сказала "да". Потому что:
- не возят детей к ней;
- фактически запретили приезжать к ним;
- по телефону общаться не получается - не берут трубку.
Орган опеки вынес решение о порядке общения бабушки с детьми: два выходных дня в месяц с 9 до 18 часов у неё дома, в другие дни - по согласованию и по желанию родителей и детей. Предлагали "обязательные дни" установить чаще, но бабушка не желала навязываться и была бы рада хотя бы такому общению.
Однако сын и невестка проигнорировали решение органа опеки, т.к. "детям неинтересно, их нельзя заставить общаться с бабушкой".
Еще несколько попыток поговорить с родителями и самими внуками успеха не принесли. "Тогда я подаю в суд", предупредила бабушка. "Нам всё равно", - ответили "дети".
Суд
В суд мы пошли без особой надежды на выигрыш. Просили обязать ответчиков не препятствовать общению бабушки с внуками, а также установить график общения по аналогии с решением органа опеки.
Я сразу предупредила, что суд будет опрашивать обоих детей и учитывать их интересы и мнение. Если их действительно настроили против бабушки, пусть бабушка будет готова к отказу внуков от общения.
Формально у истицы всё было в порядке: в квартире все условия для пребывания детей, она вся насквозь положительная, не состоит, не замечена, не привлекалась... Характеристик набрали с бывших работ, от соседей, из волонтёрской организации, где она помогала - в общем, отовсюду. Опека дала положительное заключение на наш проект общения и тоже похвалила бабушку.
На заседание пришли все: и ответчики, и дети, и их представитель. В коридоре до вызова в зал к бабушке дети не подошли, не поздоровались. Сын и невестка кроме "здрасьте" не сказали ничего.
Заседание прошло, можно сказать, бегом. Судья явно спешил, ответчики и представитель опеки выглядели равнодушно-раздражёнными. Детям было интересно - ещё бы, настоящий суд! Переживала за результат только бабушка и представитель ответчиков (потом выяснилось, что это его первый раз суд).
Истец поддержала требования. Ответчики возразили и сказали, что не препятствуют, но их семья имеет право на неприкосновенность семейной и личной жизни, в том числе со стороны бабушки.
Внук и внучка в судебном заседании пояснили, что с бабушкой общаться не хотят, почему - не знают, просто. Им не нравится, что "она настаивает, чтобы они приходили и сидели у неё, она с ними строго разговаривает и всегда ругается с папой из-за квартиры". им у неё неинтересно, неприятно, и они просят суд не заставлять их ездить к бабушке.
Их объяснения почти ничем не отличались. Даже словесные обороты одни и те же.
Бабушка заплакала, ответчики поджали губы, дети отвернулись в окно... Суд огласил материалы и перешёл к прениям. Стороны выдали формальные реплики, суд удалился-вернулся и огласил резолютивку: отказать.
Глядя на хлюпающую носом бабушку, суд снизошёл до неформального объяснения и сказал, что руководствуется мнением и интересами детей. Бабушка она наверняка прекрасная, но заставить детей против их воли общаться с ней не отвечает их интересам. Их нужно понять.
С одной стороны, суд прав, если руководствоваться мнением детей. Их нельзя заставить ехать и сидеть у бабушке два выходных дня в месяц, если они не хотят.
С другой - мог бы обязать родителей не чинить препятствий общению. В данном случае препятствия ведь не только в том, что бабушке запрещают приезжать в дом сына и угрожают не пустить на порог. Это выражается и в том, что детей явно убедили не видеться с бабушкой: особенно заметно это стало в процессе опроса детей в суде. Но нет, суд не усмотрел препятствий.
Бабушка поникла и отказывается идти дальше. Я тоже не вижу перспектив, ибо проблема не решится судебным актом: никто не заставит детей разговаривать с бабушкой, нельзя проследить и пресечь влияние родителей на мнения и желания детей в отношении общения с ней.
Как думаете, стоит обжаловать решение? Можно ли заставить детей общаться с бабушкой, даже если выиграем апелляцию? Пишите свои мнения в комменты!