Давно нужно было поднять эту тему. Вижу многие задают один и тот же вопрос на различных вебинарах, форумах, а некоторые пишут мне в личку (чего я надо сказать категорически не люблю) — где лучше работать диагносту, как больше заработать диагносту. Поэтому я решила осветить этот вопрос с позиции своего личного опыта.
Впрочем, как и всегда, все что я публикую основано исключительно на моем личном профессиональном опыте, а он не ограничивается ковырянием гнилых ведер в гараже.
Ладно, обо всем по порядку. Постараюсь рассказать без эмоциональной окраски, чтобы как можно более объективно осветить все аспекты. А что для себя выбрать каждый сам решит. Начну с работы по найму. Тут есть два варианта, даже три, если быть точной:
- Работа автоэлектриком-диагностом в автосервисе по ремонту легковых автомобилей. Мультимарочный сервис или монобренд (дилер).
- Работа на предприятии, ремонтирующем свой собственный транспорт.
- Работа на себя (в своем гараже, на выезде).
Теперь немного остановлюсь на каждом из них.
В первом варианте оплата всегда сдельная (оклад не встречала). Здесь успех будет зависеть не только от качества, но и от скорости выполнения работы. Если вы будете по несколько дней вычитывать по автомобилю информацию в интернете, то ни вы не заработаете, ни автосервис. Вас никто долго терпеть не будет и скорее всего попросят на выход.
Для успешной работы по первому варианту необходимо иметь определенные знания, опыт, а главное чтобы как говорится, руки росли из нужного места. Ваши умения не должны ограничиваться подключением сканера, чтением ошибок и скрутками проводов.
Снять стартер, разобрать парприз, дверную карту, разобрать салон — все это вы должны уметь делать быстро и при этом ничего не сломать и не поцарапать! Иначе платить придется из своего кармана.
Второй вариант наиболее приемлемый для новичков, а также для тех, кто любит работать спокойно и не любит общаться с клиентами. Причем не надо думать, что здесь мало платят. В этом варианте есть несколько направлений.
- диагностика и ремонт собственного транспорта предприятия с небольшим автопарком. У таких компаний деятельность, связанная с транспортом не является основной. Пример — компании по производству воды с доставкой, а также служебные легковые автомобили.
- Диагностика и ремонт собственного транспорта предприятия с большим автопарком. Это всевозможные транспортные компании, имеющие собственную ремзону. Здесь диагност является важным звеном производственной цепочки.
Тут важна скорость работы и качество, однако работы в таких компаниях выполняются по регламенту. Будет трудновато, пока будете учиться, а потом все как на конвейере. И заработать здесь можно вполне приличные деньги (порой даже побольше, чем в первом варианте). Я лично знаю электриков, которые даже понятия не имели об осциллографах и мотор-тестерах, но это не мешает им зарабатывать суммы, превышающие размер дохода некоторых директоров мультимарочных СТО.
- Работа в своей мастерской. Успех, как в продуктовом магазине, зависит от местоположения вашего гаража. Каким бы классным специалистом вы ни были, если клиенту к вам будет ездить неудобно, он найдет автосервис с лучшим географическим расположением. Учитывая еще и тот факт, что в автосервисе ему подадут горячий шоколад и включат телевизор, а у вас возможно даже нет туалета..)). Выводы делайте сами. Единственное, в каком случае он к вам приедет сто процентов, это если вы супер спец, умеете и беретесь делать то, с чем его послали на стороннем СТО. А послали его скорее всего не потому, что не знают или не умеют (хотя и такое возможно), а потому, что брать в работу его ведро не выгодно сервису.
В любом случае вы будете с большой долей вероятности выполнять более сложные работы, чем автосервис. И тратить на это время. Да и новенький китаец вероятнее всего поедет к дилеру. А к вам приедет ведро или близкое к нему.
- Работа на выезд. Неплохой вариант, при условии, что вы включаете в стоимость работ время, потраченное на дорогу туда и обратно. Но стоит учитывать, что в городах, где днем пробки это время немаленькое.
Подведу итог. Однозначного ответа где и как лучше нет. В каждом регионе своя специфика, потребность в работниках, уровень заработка. Каждый случай индивидуальный. Но изначальный ресурс, данный вам жизнью оценивать стоит.
К примеру, если у вас свой большой гараж на проходном месте или маленькая цена на аренду мастерской, а добираться до ближайшего места работы территориально далеко или неподходящее предложение по оплате, но при этом вы действительно специалист, то вывод о выборе варианта работы напрашивается сам собой.