Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!
В прошлый раз я обещала вам в продолжение темы рассказать про живопись на камне. Тема эта настолько редко освещается, что вряд ли вы догадались, какая красота скрывается под этим названием. Вас ждёт знакомство с самой настоящей, классической масляной живописью на полудрагоценных и поделочных камнях!
Лучшие художники эпохи Высокого Возрождения писали маслом, в том числе - настоящие ста́нковые картины на камне. И мы будем смотреть... вот ведь какая незадача, полотнами их назвать никак нельзя! Будем смотреть глыбы известных европейских мастеров, и каждый раз акцент будем делать именно на основу - какой камень был взят.
Эта традиция возникла неожиданно (а, может, наоборот, ожидаемо) и просуществовала сравнительно недолгое время, 100-150 лет. До конца 17-го века художники активно использовали для своей живописи поверхности разных видов камня вместо привычных им деревянных досок и холстов.
На камне - холодном, тяжёлом, сложном в обработке, неудобном в обращении и в транспортировке они вдруг начали создавать потрясающие портреты, мифологические сцены, библейские сюжеты.
Что же заставило их обратиться к столь экстравагантным каменным основам? Моё личное мнение - особенно актуальным это стало после разграбления Рима в 1527 году.
Искусствоведы обычно отмечают, что "создание "вечной картины" для художников Возрождения было таким же соблазном, как поиски философского камня в Средние века."
Кроме написания самих картин, живописцы прошлого постоянно стремились к усовершенствованию технологии. Они искали совершенные материалы, нетускнеющие краски, прозрачные лаки. Также художники стремились найти для своих будущих произведений идеально прочные основы: такие, чтобы ух!!! Чтобы обессмертить своё имя через свои картины на века, а лучше - на тысячелетия!
И, вот же оно, решение проблемы — камень вместо дерева или холста для картин! Камень, который нельзя ни порвать, ни сжечь: вот он, вечный материал для живописи. Хорошо обработанные благородные породы мрамора, агат, алебастр, полудрагоценные камни должны были стать нетленной основой, способной пережить века...
А стали всего лишь экзотической страницей истории искусства итальянского Возрождения, о которой сейчас широкому кругу любителей и ценителей живописи мало что известно.
Идея писать картины на камне нашла отклик у множества художников, были опробованы и использовались десятки видов камня, но... То ли холодность самой поверхности камня и слабое сцепление с краской, то ли причины более простые — трудность обработки, перемещения тяжелой основы — остудили запал художников, и "вечные картины" так и остались воплощенной метафорой.
Себастьяно дель Пьомбо (1485-1547)
Рим, 1511 год. Художнику Себастьяно Лучани (Дель Пьомбо) 26 лет.
Молодой, но уже опытный и амбициозный, Себастьяно приезжает из Венеции в Вечный город в поисках заказов и признания. Он получает прозвище Венециано ("Венецианец") и сталкивается с атмосферой громадной конкуренции. В Риме "царствуют" его ровесник, любимец богов и римских пап, Рафаэль и Микеланджело, у каждого из них в управлении большая мастерская со штатом помощников, они собирают практически все заказы. Эксперименты и новаторство — вот действенный способ привлечь к себе внимание и бросить вызов конкурентам! В то время велись жаркие дебаты, в первую очередь между Леонардо да Винчи и Микеланджело, о том, скульптура или живопись является высшим видом искусства? Сторонники скульптуры подчеркивали ее бо́льшую долговечность, поскольку она могла быть изготовлена из более прочных материалов, таких как камень.
По этим причинам в 1520-х и 1530-х годах Себастьяно работал над усовершенствованием техники, которая позволяла краске надежно прилипать к камню, создавая нечто "вечное", как это описывали современные писатели.
Эти же авторы задокументировали использование художниками многих типов камня — мрамора, алебастра, порфира и сланца, хотя большинство сохранившихся образцов этого раннего периода были написаны на сланце. Поначалу художники закрашивали весь камень целиком, не пытаясь использовать его природный цвет, вкрапления и прожилки.
Сланец образуется, когда осадочная порода, содержащая много глины, сжимается под тектоническим давлением и приобретает плоскую метаморфическую структуру. Это позволяет раскалывать его на очень гладкие, тонкие листы, идеальные в качестве основы для живописи. Темно-серый или черный цвет большинства сланцев объясняется большим количеством углерода в составе.
Себастьяно дель Пьомбо (1485–1547), Италия
Портрет молодого Ипполито Медичи
Портрет лаконичный, строгий, графичный - тем самым автор подчеркивает силу образа. Ипполито Медичи был членом могущественной флорентийской семьи, правившей городом в 16 веке. Нарисовав портрет на камне, художник сделал изображение мощным символом непреходящей власти, хотя камня не видно.
А́спидная доска, грифельная доска или просто грифель - обозначения пластины из чёрного твердого сланца, аспида.
Софони́сба Ангвиссо́ла (1532-1625), итальянская художница
Портрет юноши
Я очень люблю эту художницу, невероятно талантливую, несравненную, яркую! Сделавшую головокружительную карьеру наравне с художниками-мужчинами в ту эпоху, когда женщине даже просто художественное образование получить было очень и очень сложно! Выбор камня, как основы, вообще-то для неё не свойственен. Это может говорить о том, что заказчики портрета стремились почтить память этого юноши и создать "вечную" картину. На такую мысль наводит и его задумчивость, и созерцательный взгляд не на зрителя, а в сторону, они как бы говорят об утрате или воспоминаниях. Надпись в книге это первые строки трактата древнеримского оратора Цицерона "Об обязанностях". Что они могли означать? Нам теперь остаётся только догадываться.
Перейдем к следующей картине. Она такая необычная, что если хоть раз её видишь, то она запоминается надолго. Наверняка многим из вас она попадалась на просторах интернета.
Лукас де Хир (1534-1584), фламандский художник
Портрет в три профиля
Картина совершенно загадочная и для меня непонятная. Учёные лишь недавно приписали эту работу Лукасу де Хиру, нидерландскому художнику — почему именно ему? Провенанс у картины не просто скудный — его нет, всплыла на аукционе в 1966 году, а где раньше находилась?
Троих изображённых на портрете мужчин называют миньонами французского короля Генриха III (1551-1589). Помните, эту тему, включая и душераздирающую сцену дуэли, где они устроили групповуху и перебили друг друга, подробно описал Александр Дюма в романе "Графиня де Монсоро"?
Предположительно впереди Жак де Леви, граф де Келюс; затем Луи де Можирон, маркиз д’Ампуи и де Сен-Сафорин. Третий –Жорж де Шомберг, барон де Страсбур.
Якобы, это профили тех троих, погибших, которых потом долго и неутешно оплакивал Генрих III, а потом заказал эту картину. Идея интересная, но пока не доказана.
Фавориты короля шокировали двор своими дерзкими выходками, шумными застольями и амурными похождениями. Постоянным объектом насмешек служили женоподобные наряды миньонов и обилие драгоценностей. Золотая молодежь, мажоры - сказали бы мы сейчас.
При этом молодые люди и на дуэлях дрались, и воевали. Де Келюс участвовал в осаде Ла-Рошели и сражался в битве при Дормансе. Луи де Можирон принимал участие в войне с Испанией, участвовал в двух осадах: Ла-Шарите-Сюр-Луар и Иссуара. Во время последней он потерял глаз, отчего заработал прозвище "кривой храбрец". На рисунке ниже ему 17 лет; место отсутствующего глаза прикрывает неестественно низко надвинутая шляпа с плюмажем... и до той роковой дуэли остаётся всего один год.
В общем, чьи бы это профили не были, одно мы знаем точно: картина написана на черном сланце - но его снова не видно, поверхность камня полностью покрыта краской.
Живопись на камне развивалась поступательно. Новые виды камня живописцы осваивали не сразу. Зато когда освоили, они стали использовать их цвет, структуру, их природную красоту и оставлять большие участки поверхности камня открытыми, органично включая их в свою композицию.
Джузеппе Чезари, прозванный кавалером д'Арпино (1568–1640), итальянский художник
Персей, спасающий Андромеду
Первую версию этого сюжета Джузеппе Чезари написал на прямоугольном сланце. А эту, овальную — на лазурите, и здесь слова излишни. Здесь поверхность и цвет камня - и небо, и пучина морская, глубоки и насыщенны. Эта версия так понравилась всем, кто видел её, что художник впоследствии сделал ещё 12 её повторений.
Сигизмундо Лейрер (1552/53–1639), Германия
Благовещение
Сигизмундо Лейрер выбрал кусок агата с броским светлым овалом с кольцами. Он написал на нём две композиции с обеих сторон: "Благовещение" и "Воскресение Христово". На лицевой стороне архангел Гавриил словно спускается к Марии в облачном овале, а на оборотной стороне — воскресший Христос, возносящийся из того же места к небу. Прозрачность агата придает воздушность, лёгкость обоим изображениям. Проходящий через полупрозрачный агат солнечный свет придавал живописным композициям большую значимость.
Сигизмундо Лейрер
Воскресение Христово
Художник изобразил триумф Иисуса над смертью, когда Он воскрес на третий день после распятия. Естественные линии и круглые формы агата создают ощущение движения и усиливают ощущение предстоящего вознесения Иисуса в божественное царство.
Художники стали включать в свои композиции открытые участки камня, и некоторые отдавали предпочтение не красочным, светлым, а черным камням, таким как сланец. Отражающие свойства его тёмной полированной поверхности добавляли визуальную силу и глубину их картинам.
Алессандро Турки (1578–1649), итальянский художник
Явление святого Петра и ангела святой Агате в темнице
Это одна из самых совершенных в техническом плане картин художника Алессандро Турки. Его выбор темно-серой поверхности сланца и фрагментарное использование сияющего света создают ощущение трехмерной глубины пространства и фокусируют взгляд на главной героине.
Друзья, пора завершать статью, невозможно объять необъятное. Если вам интересна эта тема и вы хотите узнать, на каких ещё камнях писали свои картины художники эпохи Возрождения, дайте знать в комментариях.
В завершение покажу вам последнюю картину, наверняка вы сами догадаетесь, на каком камне она написана.
Рама этой картины - отдельное произведение искусства. И вот её фрагмент.
До скорой встречи, друзья!
Всем добра!