Найти тему
КиноБуква

Страсть, любовь или беспросветная глупость Юлии в советском фильме «Последняя жертва» по пьесе гения русской драматургии Островского

Оглавление

У Островского какую пьесу ни возьми, наткнешься на шедевр: «Гроза», «Доходное место», «Женитьба Бальзаминова», «Таланты и поклонники», «Бесприданница», «Без вины виноватые», «Бедность не порок», «Свои люди – сочтёмся». «Последняя жертва» – не исключение, а подтверждение таланта Александра Николаевича с горькой иронией показать драму человека.

«Пишу пьесу, собираю последние силы, чтобы её кончить. Трогательный драматический сюжет пьесы, в который я погружаюсь всей душой, ещё более расстраивает меня».
Из письма А. Н. Островского о «Последней жертве» драматургу и актеру Императорских театров Ф. А Бурдину, 1877 год.

Кадр из фильма «Последняя жертва», 1975 год, режиссер Пётр Тодоровский
Кадр из фильма «Последняя жертва», 1975 год, режиссер Пётр Тодоровский

Островский один из самых экранизируемых русских классиков – порядка пятидесяти фильмов, включая телеспектакли. Некоторые произведения, такие, например, как «Бесприданница», «Таланты и поклонники» экранизированы неоднократно.

«Последняя жертва» перенесена на экран всего лишь раз, Петром Тодоровским-старшим, режиссером, снявшим «Городской романс», «Военно-полевой роман» и «Любимая женщина механика Гаврилова».

🎬Последняя жертва (1975)

Кадр из фильма «Последняя жертва», 1975 год, режиссер Пётр Тодоровский
Кадр из фильма «Последняя жертва», 1975 год, режиссер Пётр Тодоровский

Обеспеченная вдовца купца Юлия Павловна Тугина (Маргарита Володина) живет скромной затворницей – светских мероприятий не посещает, лишь изредка принимает гостей сама. Единственное занятие Юлии – ждать у окна счастья. Есть у нее мечта – выйти замуж за своего тайного любовника, галантного обольстителя, Вадима Дульчина (Олег Стриженов).

Кадр из фильма «Последняя жертва», 1975 год, режиссер Пётр Тодоровский
Кадр из фильма «Последняя жертва», 1975 год, режиссер Пётр Тодоровский

К сожалению, Вадим Григорьевич гол, как сокол и капиталов не имеет. Он разорившийся дворянин, азартный игрок и ценитель красивой жизни. Он мастерски облапошивает всех богатых дам, включая влюбленную Тугину, готовую отдать ему все свои сбережения для оплаты карточных долгов. Вешая лапшу Юле о родовых имениях, кои уже заложены-перезаложены, он раз за разом скромненько просит денег. А если не просит, то Юля сама дает, ведь одухотворенный Вадим после ночи любви, потупив глазки, заявляет, что хочет сдаться в долговую «яму», а этого допустить ну никак нельзя. Вот сейчас она снова выдаст ему пачку банкнот, он решит все свои дела и они, наконец, поженятся.

Кадр из фильма «Последняя жертва», 1975 год, режиссер Пётр Тодоровский
Кадр из фильма «Последняя жертва», 1975 год, режиссер Пётр Тодоровский

Юлия Павловна хоть и была замужем и уже не девочка, но жизни вообще не знает и словно перманентно ходит в розовых очках. Но, к сожалению, очки бьются стеклами внутрь, и это всегда очень больно.

«Да вам и не след иметь деньги, это не женское дело-с. Женское дело – проживать, тратить; а сберегать капиталы, в настоящее время, и для мужчины довольно хитро, а для женщины невозможно-с».

Все свои капиталы Юлия спускает на Вадима, оказавшись на грани разорения. Так любит? Так ослеплена страстью? Так наивна или так глупа? Ведь даже её старая ключница Михеевна видит, что за фрукт хаживает к ним в дом.

Кадр из фильма «Последняя жертва», 1975 год, режиссер Пётр Тодоровский
Кадр из фильма «Последняя жертва», 1975 год, режиссер Пётр Тодоровский

Удивительно, но даже тогда она отказывается признавать очевидное – её любимый мужчина просто альфонс. «Последней жертвой» становятся с трудом добытые шесть тысяч, которые Вадим Григорьевич спускает в карты всего за полчаса, легко и непринужденно. И если бы не известие о том, что Вадим женится на почитательнице африканских страстей Ирине (Ольга Науменко), дочери еще одного «великого комбинатора и махинатора», шулера Лавра Мироныча Прибыткова (Леонид Куравлёв) и внучке миллионера Флор Федулыча Прибыткова (Михаил Глузский), дурочка Юлия таки пошла бы под венец с Дульчиным.

Кадр из фильма «Последняя жертва», 1975 год, режиссер Пётр Тодоровский
Кадр из фильма «Последняя жертва», 1975 год, режиссер Пётр Тодоровский

Но Ирина и сама оказывается под стать и Дульчину, и вообще всему лицемерному высшему свету. Мол, страсти страстями, но если у тебя денег нет, то нечего и начинать. Диалог между Ириной и Дульчиным – просто шедевр:

«– Но как же вы говорили, что вы ищете страстной любви.
– Отчего же мне не говорить?
– Но как вы смели обращаться с такими словами к девушке?
– Однако вы слушали мои слова очень благосклонно…
– Но какое вы имели право желать страстной любви?
– Всякий смертный имеет право желать страстной любви.
– Скажите пожалуйста! Человек, ничего не имеющий, требует какой-то бешеной, африканской страсти. Да после этого всякий приказчик, всякий ничтожный человек… Нет, уж это извините-с. Только люди с большим состоянием могут позволять себе такие фантазии, а у вас ничего нет, и я вас презираю.
– На ваше презрение я желал бы вам ответить самой страстной любовью, но… что вы сказали о мужчинах, то же следует сказать и о женщинах: на страстную любовь имеют право только женщины с большим состоянием».

Кадр из фильма «Последняя жертва», 1975 год, режиссер Пётр Тодоровский
Кадр из фильма «Последняя жертва», 1975 год, режиссер Пётр Тодоровский

Финал мощный. Все при делах, при женах и мужьях – и Дульчин, облапошивший вульгарную миллионершу в годах Пивокурову, и Юлия Павловна, отдавшая свою судьбу и возможность распоряжаться имуществом Флор Федулычу, и Ирина прогуливается с каким-то стариком, который наверняка имеет все права на африканские страсти.

Фильм хорош практически во всем:

Великолепная актерская игра, идеальная музыка Исаака Шварца и романс на стихи Булата Окуджавы «В нашем старом саду», диалоги.

Кадр из фильма «Последняя жертва», 1975 год, режиссер Пётр Тодоровский
Кадр из фильма «Последняя жертва», 1975 год, режиссер Пётр Тодоровский

«В нашем старом саду, там, где тени густые,
отчего же слова ты мне шепчешь пустые?
<…>
В нашем старом саду, где судьба мне тебя подарила,
разве сердце свое я тебе, милый друг, не открыла».

Кадр из фильма «Последняя жертва», 1975 год, режиссер Пётр Тодоровский
Кадр из фильма «Последняя жертва», 1975 год, режиссер Пётр Тодоровский

И смысл, конечно. Последняя жертва — это не только деньги.

А вы смотрели фильм, читали пьесу? Какие чувства вызывает Юлия Павловна?