Найти тему
Yur-gazeta.Ru

Конституционный суд России: многодетную семью можно ограничить в праве на бесплатную землю

Оглавление

Законом Москвы № 73/2011-ОЗ установлено особое условия получения бесплатной земли многодетными семьями. Заявители вправе претендовать на поддержку, если с момента вступления в силу нормативного акта они не отчуждали участки в собственность третьих лиц. Ограничение направлено на пресечение практики злоупотребления социальной помощью. Конституционный суд России признал такой пункт законным и обоснованным.

Одним из условий пользования льготами является добросовестность. Меры государственной поддержки не могут служить средством извлечения прибыли. Если в действиях заявителя усматривают признаки злоупотребления, в помощи отказывают. Такой позиции придерживаются отечественные суды. Правило распространяется на все категории граждан, включая многодетные семьи.

Суть спора

Многодетная семья обратилась к чиновникам города Химки с заявлением о предоставлении бесплатного земельного участка. Мера поддержки предусмотрена законом Москвы № 73/2011-ОЗ от 01.06.2011. Этим же нормативным актом введено ограничение. Если с момента вступления закона в силу один из родителей отчуждал или делил землю площадью свыше 0,06 га, воспользоваться правом не получится.

При проверке документов чиновники выяснили, что отец семьи продал сразу два участка. Сделки совершались до приобретения статуса многодетности. Заявление о предоставлении земли отклонили.

Семья с решением не согласилась. Отказ попытались обжаловать в суде. Однако все инстанции позицию чиновников посчитали обоснованной. В итоге материалы оказались на рассмотрении Конституционного суда России. Заявители ссылались на недопустимость пожизненного ограничения прав, указывали на давность сделок.

Добросовестность в приоритете

Конституционный суд России жалобу многодетной семьи отклонил. В определении № 1122-О от 16.05.2024 высшая инстанция отметила следующие моменты:

  1. Реализация мероприятий по защите материнства, детства и отцовства отнесена к совместной компетенции федерации и регионов. Порядок предоставления земельных участков в рамках поддержки определяется нормативными правовыми актами. Издание таких законов, установление основных правил, ограничений и условий входит в полномочия субъектов России.
  2. Конституцией не закреплены точные способы оказания социальной поддержки, не определены ее объемы. Бесплатное выделение земли основным законом страны не гарантируется.
  3. Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минрегионразвития России № 372 от 09.09.2013, прямо предусмотрена возможность установления спорного ограничения. Регионы вправе вводить запрет на предоставление участков семьям, ранее отчуждавшим земли в собственность третьих лиц.

Проанализировав ситуацию, Конституционный суд России пришел к выводу о законности ограничений. Нарушения принципов равенства в положениях регионального закона не усмотрели. Практикующие юристы положительно оценивают позицию. Такое толкование будет способствовать пресечению практики злоупотребления льготами и мерами социальной поддержки.