Наконец добрался до бокса с битловским Revolver, выпущенного еще в 2022 году и ставшего шестым "коробочным" переизданием альбомов The Beatles.
Размеры боксов всех предыдущих переизданий отличались, но в случае с Revolver он идентичен Abbey Road.
Внутри - большой буклет, но, скорее, его можно назвать книгой в твердой обложке, и отдельный "конверт" с дисками.
В книге много интересной информации о записи альбома и песнях, понятно, что для тех, кто не владеет английским, это просто будет книжка с картинками, но если язык не проблема, то информация в ней очень детальная.
Одно из главных "контентных" отличий от предыдущих коробок - отсутствие в составе бокса Revolver блю-рея с многоканальным миксом и хайрезами основного материала, вариант в Dolby Atmos в 5.1 все же выпустили, но только в цифре.
А теперь переходим к музыкальному содержанию, лейблы на дисках, кстати, повторяют оформление оригинальных пластинок.
CD1 - New Stereo Mix
На первом диске - новый стерео-микс альбома, который радикально отличается от того, что было до него. Revolver записывался на четырехдорожечном оборудовании, но так как большая часть песен требовала больше дорожек из-за сложных для того время времени аранжировок, то на одну помещали сразу несколько партий. Пленка стоила дорого, поэтому в архивах остались только такие "сцепленные" миксы, которые раньше было невозможно перемикшировать, но несколько лет назад режиссер Питер Джексон для создания документального фильма "The Beatles: Get Back" использовал совершенно новую технологию с искусственным интеллектом MAL, позволявшую аккуратно выделить определенные фрагменты из таких миксов. Благодаря ней продюсер Джайлс Мартин, сын Джорджа Мартина, смог наконец "развести" все инструменты и вокал, чтобы создать новую версию альбома.
И хотя на словах все это звучит сомнительно, но получилось качественно, и теперь Revolver звучит по-другому. Миксы стали современнее, в хорошем смысле, и пусть они полностью не заменят оригинальных, послушать их интересно, тем более, что стали заметны фрагменты, скрытые в "старой" стерео-версии.
CD2 - Sessions
На этом диске начинается самое интересное, хотя и часть материала пересекается с тем, что выпускалось на второй части битловской Антологии, многие треки издаются впервые, особенно интересны те, которые звучат по-другому в отличие от финальных вариантов. Например, моно-микс "Got To Get You Into My Life", в него еще не добавлены духовые, зато отлично слышно гитару с фуззом, скрытую в оригинале. Те, кому не нравятся увлечения Харрисона индийскими инструментами, могут послушать акустическую версию "Love You To", песня тогда еще называлась "Granny Smith" (в честь любимого сорта яблок звукорежиссера Джеффа Эмерика). Инструментальную "Rain" на оригинальной скорости записи - для сингла ее замедлили, также здесь можно услышать и легендарный микс "Tomorrow Never Knows" (RM 11), с которым издали первый тираж моно-пластинки, но по просьбе Джорджа Мартина поменяли на последующих изданиях на другой, ставший "классическим".
CD3 - Sessions
Продолжение неизданного материала с сессий к Revolver, самое интересное: сыгранная в другом ритме "And Your Bird Can Sing", быстрый вариант "I'm Only Sleeping", замедленный на альбоме, инструментальная "For No One", несколько версий "Yellow Submarine", показывающих эволюцию песни, включая акустическое демо Джона Леннона.
Среди неизданного материала, кстати, нет ни одной версии "Good Day Sunshine".
CD4 - Original Mono Master
На этом диске нет ничего нового - это оригинал уже издававшегося моно-микса, правда, с новым мастерингом.
CD5 - EP
На пятом диске всего четыре трека - новые стерео и оригинальные моно-миксы песен "Paperback Writer" и "Rain", выпущенных на сингле за два месяца до выхода Revoler, но записанных в одно время с материалом альбома. Стерео-варианты сильно отличаются по сведению от оригинальных - если у оригиналов вокал и инструментальные партии были разведены по левому и правому каналам, то у "обновленных" версий такой эффект отсутствует, делая звучание другим.
С одной стороны, переиздание получилось несколько спорным: нет аудио в хайрезе, а неизданного материала лишь на 80 минут, но с другой - интересный буклет, качественная подборка записей с сессий, которую интересно слушать, да и новый микс по-новому раскрывает Revolver.
Все релизы №1 The Beatles из чарта Родезии
Открываем и слушаем бокс The Beatles с переизданием альбома Let It Be