Найти тему
Пульт.ру

DALI — акустическая симфония для любителей отличного звука

Оглавление

История музыкального бренда DALI начинается в первой половине 80-х годов прошлого века, когда датский аудиоинженер Петер Линдорф решил основать небольшую компанию для продажи качественных Hi-FI аудиосистем по приемлемым для простых людей ценам.

Начинал бизнес Линдорф с выставленными в небольшом зале усилителями NAD и колонками Cerwin-Vega. Довольно быстро его маленькое скромное предприятие под названием Danmarks Нi-Fi Klub вышло на неплохие обороты, и он открывает в Копенгагене три демо-зала — саму продукцию Петер отправлял заказчикам почтой.

В 1983 году Петер Линдорф с группой энтузиастов-партнеров решил запустить собственное производство акустических систем. Была открыта новая компания под названием DALI, которое расшифровывается как Danish Audiophile Loudspeaker Industries.

Поначалу фирменную скандинавскую акустику собирали рабочие и инженеры, работавшие ранее с Петером над перепродажей техники американского бренда Cerwin-Vega, причем мастерская располагалась в подвале жилого дома Линдорфа. Но вскоре стало очевидно, что без расширения производственных мощностей дело не пойдет. И спустя три года после открытия Линдорф запускает полноценную фабрику в отдельном здании в местечке Норагер, расположенного неподалеку от второго по величине города Дании — Орхус.

-2

Исторический момент закладки фундамента будущего производства DALI в местечке Норагер

Расширение производства и первая аппаратура под брендом DALI

На новой фабрике разместилась собственная акустическая лаборатория компании, в цехах также собирались и модели Cerwin-Vega для европейского рынка.

Изначально Линдорф продавал колонки под брендом NAD. Собственная акустика появилась позже — ей стала полочная модель DALI 2, в которой разработчики воплотили идею бюджетной аппаратуры с широким динамическим диапазоном, повышенной четкостью звука и не очень гулким басом. У дебютной двухполосной акустики был 6,5-дюймовый СЧ/НЧ-динамик с диффузором из ламинированной древесной массы и поливинила, а также дюймовый твитер с мягким куполом, выдающий 20 кГц.

Вскоре после первых релизов компания презентовала более крупные системы этой модельной серии: полочные DALI 3 и напольные DALI 4, DALI 6 и DALI 8. Корпуса всех колонок обклеивались шпоном.

-3

Основатель DALI Петер Линдорф

Первой моделью класса High End у бренда стала DALI 40 — крупногабаритная акустическая система весом в 68 кг, у которой в каждой колонке по семь излучателей. За воспроизведение низкочастотного диапазона в акустике отвечало специальное акустическое оформление под названием L. Два динамика у этой модели были расположены на фронтальной панели и, находясь в общем объеме, работали на фазоинвертор. В то же время расположенные внутри корпуса дополнительные два динамика играли противоположно первым двум в отдельные камеры.

Сконструированная таким образом система позволяла низкочастотным динамикам эффективно гасить вибрации друг друга и воспроизводить звук от 25 Гц без искажений.

Наглядная работа ретроакустики DALI 40:

Модель DALI 40 была достаточно популярной среди меломанов в свое время. И неудивительно, что спустя почти 10 лет после релиза компания запустила в продажу акустическую модель DALI 40 SE. Это специальная версия DALI 40, сконструированная по более современным технологиям. К примеру, у средне- и низкочастотных динамиков DALI 40 SE вместо пылезащитных колпачков в центре установлена вентилируемая сетка, а используемые магниты способны генерировать линейное поле.

Компания DALI в 90-х — новые успехи и заслуженные похвалы мировых экспертов

В 1990 году DALI снова расширяет производство за счет запуска собственной деревообработки: уже через год на собственных мощностях бренд выпускает до 95% корпусов своей аппаратуры. Тогда же по распоряжению Петера Линдорфа была открыта комната прослушивания по стандартам IEC (International Electrotechnical Commission) c кирпичными стенами и подвесным изолированным полом. К 1994 году площадь фабричного пространства DALI составляла уже 18000 кв. м. На производстве были размещены в том числе отделы разработки и исследований, цеха по сборке корпусов кроссоверов и акустических систем, а также большой центральный склад.

Одной из знаковых моделей первой половины 90-х годов стала акустическая система Skyline, запущенная в производство в 1992 году. В ней разработчики совмещали все ставшие в то время популярными подходы к созданию акустики — DALI Skyline была дипольной и ленточной.

Инженеры компании стремились создать универсальную акустику, звучание которой не зависело от окружающего пространства. Открытое акустическое оформление позволяло DALI Skyline «распространять» звук в разных направлениях. Благодаря чему, по утверждению инженеров, возникало ощущение трехмерности звучания вне зависимости от расположения колонок. В эту линейку вошли две модели: Skyline 1000 и 2000.

В 1996 году свет увидела акустическая система Megaline — крупная модель высотой 2,3 м из линейного массива. Корпус этой акустики разделен на три расположенных друг на друге секции: в них размещено двенадцать 6,5-дюймовых динамиков и три 30-дюймовых ленточных твитера.

Изначально эту модель изготовили в ограниченной линейке для презентаций на выставках и музыкальных шоу-мероприятиях. Однако DALI Megaline настолько зашла меломанам-любителям, что было решено отправить ее в серийное производство. В 2004 году DALI MegaLine удостоилась престижной награды Golden Ear Award, присуждаемой американским журналом The Absolute Sound.

-4

Акустика DALI Megaline

В 1996 году компания запустила в производство High End-серию линейки Grand, в которой было представлено две модели — напольная Grand и полочная Grand Coupe. Эта линейка также была отмечена хвалебными отзывами и престижными наградами от специализированных изданий во всем мире. Так, немецкий журнал «Stereoplay» выделил DALI Grand в качестве «лучшей акустической системы 1997 по цене свыше 5000 марок». Эксперт солидного музыкального издания в Австралии «Electronics» высоко оценил модель, написав, что «если вы ищете бесподобно играющую и элегантную по внешнему виду акустику, то тогда DALI Grand — лучший выбор ценителей».

Открытие иностранных представительств DALI и новые продуктовые линейки

Первые 15 лет DALI продавала оборудование исключительно в собственных магазинах на родине, однако в какой-то момент Петер Линдорф решил, что пора выходить и на международный рынок. И в 2001 году компания открывает в Германии первый зарубежный офис продаж. После чего началась активная внешняя экспансия бренда — к 2006 году филиалы компании были уже открыты в 50 странах мира.

В 2002 году бренд представил для любителей и профессионалов акустику серии Euphonia, в которой впервые появилась ставшая позже фирменной особенностью гибридная система твитеров. В DALI Euphonia за воспроизведение высоких частот отвечает модуль из классического твитера с мягким куполом. В этой же модели конструкторы компании впервые представили коричневые динамики из древесного волокна. В дальнейшем этот материал станет фирменным атрибутом для диффузоров динамиков и других линеек.

Со временем Euphonia стала топовой линейкой компании. Особенность этой аппаратуры, собираемой вручную, в акустическом оформлении низкочастотного модуля, сочетающего в себе рупор с фазоинвертором.

-5

Модельный ряд акустики DALI Euphonia

После релиза и продвижения быстро ставшей популярной акустики Euphonia компания сосредоточилась на более бюджетных системах, и в 2004 году запустила серию Concept. В этой серии конструкторы для экономии вместо гибридного высокочастотного модуля использовали только купольный твитер. В модельный ряд DALI Concept входит три напольные акустические системы, две полочные, а также сабвуфер и акустика центрального канала. Таким образом из колонок Concept можно собрать домашний кинотеатр любого размера.

С презентацией серии DALI Helicon компания решила занять достойное место и среди среднебюджетной аппаратуры. Множество технических решений акустика DALI Helicon позаимствовала у ранней серии Euphonia, однако есть и ряд важных отличий. Так, был использован твитер с меньшим диаметром купола, вместо магнитов из редкоземельных материалов были установлены ферритовые, а оформляющая ВЧ-модуль накладка была вырезана из листа алюминия.

-6

Серия акустических систем DALI Helicon

Магниты в СЧ- и НЧ-динамиках DALI Helicon уменьшились, корпус изготовлен из многослойных листов МДФ, при этом для дополнительной устойчивости и виброзащиты в основание акустики инженеры вмонтировали гранитную плиту.

Запуск в производство первых топовых серий акустики

В 2007 году компания расширяет производственные мощности за счет открытия фабрики в китайском городе Нингбо. В фабричных цехах Поднебесной до сих пор собирают бюджетные линейки DALI и различные комплектующие, в то время как топовые модели по-прежнему делаются в Дании.

Таким образом теперь DALI начинает производить собственные акустические элементы. Если раньше специалисты заказывали динамики у таких компаний, как ScanSpeak, то отныне все необходимое оборудование выходит с конвейеров китайской фабрики.

-7

Производственные цеха DALI в Нингбо

Первой моделью акустической системы, в которой использовались собственные динамики, стала Mentor 6 SE, запущенная в продажу в 2010 году. Для колонок этой серии инженеры DALI разработали специальный НЧ-динамик и твитеры, а корпус серьезно усовершенствовали. Кроме того, колонки имеют комбинированный ВЧ-модуль, который состоит из твитера и ленточного излучателя.

Чуть позже появилась серия акустики Ikon MK2, совместившая особенности китайского и датского производства: корпуса для музыкальной аппаратуры изготавливались на заводе в Норагере, а динамики со всей начинкой — в Нингбо.

Такое партнерство позволило сделать серию Ikon MK2 достаточно бюджетной по сравнению с другими линейками DALI. При этом качество звучания сохранялось на высоком уровне: напольная модель Ikon 6 MK2 была удостоена награды Ассоциации европейских журналов EISA как лучшая европейская акустика 2010–2011 гг.

В 2012 году компания презентовала меломанам и аудиофилам акустическую модель Fazon F5 с необычным по дизайну корпусом, похожим на банан с ножкой. Такая геометрия была продиктована технической находкой инженеров, пожелавших избавиться от паразитных отражений и стоячих волн.

Корпуса моделей в этой серии сделаны из алюминия, сама фронтальная панель при этом изогнута — такое решение позволяло снизить до минимума количество отражений. В то же время твитер изолировался от создаваемых СЧ/НЧ-динамиками вибраций.

-8

Ознакомиться с характеристиками DALI Fazon F5 можно в каталоге Пульт.ру

В том же году бренд представил новую линейку бюджетной акустики Zensor, которая в техническом исполнении унаследовала лучшие решения High End-линеек DALI. В этой серии представлены четыре полочных и три напольных системы, что позволяет подобрать подходящую модель под требования любого помещения с реализацией самого разного формата оборудования — от стильной компактной стереосистемы до многоканального домашнего кинотеатра.

Удивительно, но во внешнем виде акустической системы Zensor нет ни намека на ее бюджетность. У корпусов напольных моделей имеется алюминиевый подиум, а передняя панель покрыта рояльным лаком. О скрупулезной тщательности, вниманию к техническому исполнению конструкции этой системы говорит тот факт, что в твитере реализовано внутреннее демпфирование. Под мягким излучающим куполом помещен звукопоглощающий материал, который гасит обратное излучение и снижает искажения.

-9

Ознакомиться с характеристиками Dali Zensor 7 можно в каталоге Пульт.ру

Также в 2012 была запущена в производство инновационная референсная акустическая линия Epicon. Для этой топовой серии DALI конструкторы разработали новый материал магнитной системы — мягкий магнитный компаунд SMC. Позже для снижения искажений СЧ/НЧ-динамиков его использовали и в других акустических линейках бренда, даже в бюджетных моделях: железные магниты ушли в прошлое.

Прочность корпуса моделей серии Epicon обеспечивается за счет многослойности, а изогнутая форма положительно влияет на звучание колонок. Вмонтированный в специальную алюминиевую пластину высокочастотный модуль придает звучанию широкую дисперсию.

-10

Ознакомиться с характеристиками акустики Epicon можно в каталоге Пульт.ру

Новые топовые серии акустики DALI и первые наушники

В 2013 году компания DALI запустила производство активной портативной акустической Bluetooth-системы Kubik Free + Xtra. Это был новый опыт по созданию инновационных мультимедийных колонок, и вполне удачный.

Система Kubik Free/Kubik XTRA представлена двумя компактными колонками-столбиками. В модели Kubik Free спрятана вся электронная начинка, что позволяет ей работать самостоятельно с озвучиванием сигналов стереоканалов. Пассивная модель XTRA превращает систему в полноценное стерео.

Алюминиевые колонки Kubik по весу достаточно приличны из-за того, что панели изготовлены из алюминия. Металл придает конструкции жесткость, а тонкие стенки увеличивают объем небольших кабинетов. На лицевой панели располагается пара фирменных драйверов DALI, которые встречаются в ранних HI-FI сериях датского бренда. Твитер 25 мм с тканевым куполом утопает в акустической линзе, а СЧ- и НЧ-динамики диаметром 133 мм оснащены полукруглым резиновым подвесом и диффузором, реализованным в этой модели колонок из спрессованной смеси бумаги и древесных волокон. Несмотря на первые шаги DALI в цифровом направлении, акустическая система получилась вполне добротной. Приятный дизайн, компактность, большой выбор входов, в том числе и беспроводной интерфейс Bluetooth AptX, простота настройки через пульт ДУ сделали эту модель поистине народной.

-11

Изучить характеристики полочной системы Dali Kubik Xtra можно в каталоге Пульт.ру

В 2018 году DALI запустил еще одну бюджетную линейку акустики под названием Oberon. Отличительная особенность аппаратуры этого модельного ряда в том, что в ней используется один твитер с увеличенным до 29 мм текстильным ультралегким куполом вместо фирменной гибридной системы. При этом СЧ/НЧ-динамики получили магнитную систему на базе материала SMC, который раньше использовался в топ-ассортименте музыкальных товаров DALI.

Важное отличие акустических систем Oberon от более бюджетных серий Zensor и Spektor в наличии мидбасового драйвера, изготовленного из целлюлозного состава с примесью древесных волокон. Форма корпусов акустики серии Oberon традиционна, сконструированы они из панелей MDF повышенной плотности. Акустическое оформление при этом без экспериментальных экстравагантностей — круглые фазоинверторы располагаются на задней панели.

-12

Посмотреть все модели серии DALI Oberon можно в каталоге Пульт.ру

За 30 лет своего существования DALI была сосредоточена на производстве акустических систем. Однако в 2019 году свет увидели и первые наушники бренда — беспроводные полноразмерные модели iO6 и iO4, одни с шумоподавлением, другие — без. Наушники также отличаются разными чипами усилителей. Обе модели получили динамики с фирменными диффузорами из древесного волокна и эксклюзивную настройку звучания.

Компания DALI в наши дни: философия четырех простых букв

В последние годы датский бренд не снижает производственные обороты, выводя на рынок новые серии качественной во всех отношениях акустики. К примеру, колонки DALI ALTECO C-1 считаются полноценно многоцелевыми как по дизайну, так и по функционалу. Специально разработанный кроссовер позволяет использовать их в качестве высотных колонок или же в роли классической стереофонической акустики.

-13

Выбрать подходящие колонки серии DALI ALTECO вы можете на сайте Pult.ru

Серия активных акустических беспроводных систем Callisto представлена двумя полочниками 2С и более дорогими напольными Callisto 6C. У моделей одинаковая ширина и глубина, они сконструированы из 25-мм плит MDF с внутренними переборками и однотипными скругленными лицевыми щитами.

Акустическое оформление полочной модели Callisto формируется настроенным на 46 Гц фазоинвертором. Напольные версии оборудованы сдвоенным фазоинвертором с пониженной до 40 Гц резонансной частотой. При этом каждая система работает на базе ЦАП Burr Brown PCM1796, который взаимодействует только с одним из двух каналов стерео в соответствии с заданными настройками.

-14

Выбрать модель из серии Callisto можно тут

Само название DALI Петер Линдорф выбрал для своей компании неслучайно. За каждой буквой бренда прячется вполне определенный концептуальный месседж. Danish — это указание на национальную идентичность, Audiophile — это подчеркивание целевой аудитории меломанов, Loudspeaker — приверженность к разработке и продаже основной продукции, то есть акустических систем. И, наконец, акцентированием на слове Industry Линдорф прямо говорит, что компания создает продукцию на основе передовых технологий и лучших комплектующих. Собственно, эта философия четырех букв и сформировала у DALI репутацию компании, производящей одни из лучших акустических систем в мире.

Познакомиться со всей актуальной продукцией бренда Dali вы можете по ссылке.

ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ