Мои постоянные читатели знают, что я работала на флоте. В общей сложности 32 навигации. Совсем недавно в статье, посвящённой Дню речника, я утверждала, что нисколько не тоскую о своей прошлой флотской жизни. Тем более, что я уже 10 лет, как пенсионерка на берегу.
И я сама в это верила. Но сегодня я поняла, что это не так. Поняла, что ничего не проходит бесследно, и мою прошлую жизнь забыть непросто. От неё невозможно отречься. Она остаётся где-то в глубине души или памяти?
А всё началось с того, что утром я включила телевизор посмотреть "Модный приговор". Люблю смотреть, как обыкновенных женщин превращают в красавиц.
Пока ждала начала передачи, стала смотреть по "Культуре" старый советский фильм "Без году неделя". Фильм о речниках снят на киностудии имени Довженко в 1982 году. Правда, там река другая, но реки, они все приблизительно одинаковые.
Капитана в фильме играет Николай Крючков, ему прислали вторым помощником механика юную выпускницу речного училища Настю Филимонову. Капитан отправил её на камбуз помогать повару и в надежде на то, что она сама сбежит с его теплохода.
В общем, я забыла про "Модный приговор". И вспомнилась мне моя флотская жизнь... Да, так вспомнилась, что я даже плакала, когда Настя осталась одна, капитан как раз отлучился на берег, и неожиданно начался шторм.
У меня тоже была похожая ситуация. Это, когда я работала в гидротехотряде в Усть -Илимске, на небольшом теплоходе - костромиче.
Мне было 22 года. Одну навигацию я была мотористом-рулевым. Кстати, единственная девушка.
А у нас был очень амбициозный начальник Иван Петрович, седой, с усами, как у Будённого. Он почему-то очень хотел, чтобы у него в комсоставе работали не только мужчины. Зимой меня отправили в ШКС (школу комсостава), которую я с блеском закончила. Учиться любила всегда, но это была теория, а для работы на реке нужна практика. Практика же была минимальная.
Капитан у меня был нормальный такой, в годах. Звали его Виктор Николаевич Ефремов, подпольная кличка, Хренов. Разговаривал мой капитан, в основном, нецензурными фразами, если я ему что-то говорила, он смотрел на меня непонимающим взглядом и мотористу приходилось переводить на понятный ему язык. Я тогда ещё была скромной и изъяснялась на правильном литературном, потом пришлось освоить и другую манеру общения. )))
Но мне крупно повезло с мотористом. Со мной стоял вахту бывший капитан Анатолий, временно разжалованный в мотористы за чрезмерное употребление горячительных напитков. Он был судоводителем от Бога. Он меня и учил, передавал, так сказать, свой богатый опыт.
А капитан часто отправлял меня на камбуз, потому что повара не было и приготовлением пищи за дополнительную плату занимались мотористы, а они относились к этой обязанности очень прохладно.
- Наташка, бросай штурвал! Иди лучше свари чего-нибудь, - выгонял он меня из рубки.
Мне нетрудно, я и сварить могла и упорно осваивала азы судовождения.
7 октября 1977 года страна впервые отмечала День Конституции, принятый при Брежневе. Эта конституция стала последней советской конституцией.
Наши семь теплоходов возвращались из Кодинска в Усть-Илимск. Такое событие наши капитаны не могли не отметить. Встали в деревне Рожково, сейчас этой деревеньки давно нет.
Отмечали с размахом. Наш Виктор Николаевич уснул на чужом теплоходе, и мой моторист Анатолий тоже где-то рядом с ним. В самый неподходящий момент из Кодинска возвращался на КС-ке (такой быстроходный катерок) наш начальник Иван Петрович. Он всем объявил выговор и приказал немедленно отойти от берега в рейс.
Я была на теплоходе со вторым мотористом, Валентином. Он тоже был очень нетрезвый. Мы отошли от берега.
На буксире у нас порожняя баржа. Впереди шивера Кашина, узкий судовой ход в камнях с сильным свальным течением. Теоретически я знала, как надо пройти эту шиверу, а на практике было страшно, но всё получилось.
Мы уже вышли из шиверы и шли по плёсу, когда нас догнал Виктор Николаевич на другом теплоходе. Он от волнения даже протрезвел. Анатолий появился позже.
Вот так старый фильм заставил вспомнить тот давний случай из моей флотской жизни и даже всплакнуть.
В фильме есть, конечно, небольшие косяки, которые заметят только речники. )))
А я поняла, что " Ничто на земле не проходит бесследно,
И юность ушедшая всё же бессмертна.
Как молоды мы были..."