142,4K подписчиков

Откуда такая неравномерная торговая наценка ?

1,3K прочитали

В эфире радиостанции Говорит Москва Михаилу Хазину был задан вопрос:

У меня вопрос к Вам по внутренней экономике, все по той же торговой наценке. Сигареты в соседнем супермаркете продаются с наценкой 10%, коньяк продается с наценкой 30-40%. Яйца могут стоить от 50 до 100% наценки. Все-таки как отрегулировать, чтобы все продавалось с наценкой 10-15%?

Ответ Михаила Хазина:
«Понимаете, Вы задаете сложный вопрос, потому что, во-первых, не все должно продаваться с наценкой 10-15%. Есть инфраструктурные товары, которые могут продаваться даже ниже себестоимости. Государство может дотировать их продажу.

Продавец может не согласиться с такой постановкой вопроса
Продавец может не согласиться с такой постановкой вопроса

Есть товары, которые продаются с нормальной рыночной наценкой, это те самые 10-15%, о которых Вы говорите. Есть товары лакшери, у которых наценка может быть и 300%, и 500%, и 800%. Вы что думаете, что ювелирные украшения, которые продаются во всяких бутиках, их себестоимость близка к цене? Она может быть в 5 раз меньше.

По бриллиантам я вам могу сказать, что монополия «De Beers» стоимость на бриллианты завышает в 2,5-3 раза. Если убрать монополию «De Beers», то цены упадут в 3 раза. Ну и так далее, и тому подобное. Это, в общем, такая достаточно известная история.

По этой причине государство всегда как обычно делает? Оно берет некие социально значимые товары и контролирует их. Причем, контролировать оно их может двумя способами.

Способ первый – тупо следить за ценниками. Тут, правда, имеются опасности, связанные с тем, что товары могут исчезнуть из магазинов. Но тут бывает и противоположный вариант. Например, когда я был с делегацией российской осенью 1997 года в Брюсселе, и мы там... 

Знаете, там Площадь цветов, где этот знаменитый карнавал цветов бывает раз в год, где всегда снимают Брюссель, и от которой в 30 метрах этот знаменитый манекен мальчик писающий.

Так вот, там мы в лавочку заходили, и тогдашний губернатор Мордовии Николай Иванович Миркушкин смотрел на вещи, которые там в сувенирной лавочке продаются, и сказал владельцу: «Слушай, а я могу тебе поставлять вот это, вот это и вот это по цене в три раза меньше, чем ты продаешь.

Ты сможешь цену снизить немножко, в результате у тебя резко увеличивается объем, все туристы будут у тебя покупать, и, соответственно, мы с тобой сделаем бизнес». На что ему сказал торговец: «Вы что?! Я сижу в таком козырном месте только потому, что у меня договоренность с мэрией. И мэрия мне четко диктует цены. Они у нас у всех одинаковые. Если кто-то начнет снижать цены, то просто мэрия отберет у него магазинчик и все, и на этом все закончится». Вот это тоже способ контроля за ценами.

А есть еще один способ, если цены нужно понизить, – это способ, которым американское государство держит цены на бензин. Оно дотируют маленькие частные бензоколонки с тем, чтобы они держали низкие цены. И в результате крупные сети не могут поднять цены, потому что народ у них перестает закупать. Вот такая история.

Теоретически все это вещи сложные, и государство этим должно заниматься. Но в нашей стране государство этим не занимается. Для этого существует Антимонопольный комитет, который ничего не делает вообще. Но это и естественно, потому что он существовал в рамках либеральной логики. Напомню, что почти 20 лет Антимонопольный комитет возглавлял представитель партии «Яблоко» со всеми своими либеральными штучками. Ну и всё, никакого эффекта нет. Такая история.»

Почему президент проводит фазовый переход с небольшим запозданием?