Из года в год на водоемах можно наблюдать все больше и больше маломерных судов. Не стоит забывать, что покупка лодки с мотором обязывает владельца знать и соблюдать определенные нормы поведения. О действующих правилах безопасности и эксплуатации моторных плавсредств расскажут эксперты интернет-магазина мототехники «Спорт-Экстрим».
Элементарные вещи
Проверка лодки и мотора. Перед каждым выходом на воду необходимо осмотреть судно на наличие повреждений, проверить исправность мотора и уровень топлива. Убедиться, что все системы работают корректно, и нет утечек технических жидкостей.
Оценка погоды и условий на воде. Проверка прогноза погоды – обязательный шаг перед выходом на воду. Поэтому следует убедиться, что условия благоприятны и нет угрозы сильного ветра и непогоды, которые могут усложнить навигацию.
Управление лодкой. При движении соблюдайте скоростной режим, особенно вблизи берега, других судов и купающихся людей. Следуйте правилам расхождения с другими судами и учитывайте особенности акватории, включая глубину и наличие подводных препятствий. Соблюдение скоростного режима важно как для малых лодок с подвесными моторами, так и для крупных катеров.
А документы в порядке?
Перед тем, как отправиться на водную прогулку на «моторке», удостоверьтесь, что плавание будет происходить на законных основаниях. Для этого нужно иметь при себе определенные документы.
Регистрация судна
В нашей стране действует закон о необходимой регистрации водной техники, в том числе лодок. От этой обязанности избавляются владельцы только следующих двух категорий судов:
- весом менее 200 кг без двигателя;
- весом менее 200 кг (вместе с мотором) и мотором мощностью до 10,88 л.с.
Но даже если лодка не требует регистрации, при встрече с инспектором, возможно, придется доказывать, что она принадлежит именно вам. Поэтому соответствующий документ или его копию лучше всегда брать с собой в прогулки по воде.
На прохождение регистрации закон выделяет 10 календарных дней с момента приобретения судна. Нарушение срока может повлечь за собой штраф. В пакет документов, который владелец должен предоставить в ГИМС (Государственную инспекцию по маломерным судам) входят:
- чек о покупке лодки или договор купли/продажи;
- технический паспорт на судно и мотор;
- паспорт владельца плавсредства;
- заявление о постановке судна на учет;
- квитанция об оплате госпошлины за регистрацию.
Права и техосмотр
Согласно действующим правилам, маломерное судно с двигателем мощностью более 10 л.с. требует наличия у капитана удостоверения на право управления. Следствием этого служит обязательное техническое освидетельтвование плавсредства (в случае если оно зарегистрировано). Лодки, которые не требуют регистрации, не нуждаются и в техосмотре.
ТО моторных лодок осуществляется уполномоченным инспектором. Во время процедуры проводится проверка на воде и на суше (новая техника — только на суше) по ряду параметров: плавучесть, управляемость, непотопляемость, состояние корпуса, силовой системы и др.
Прохождение технического осмотра требуется в следующих случаях:
- спустя каждые пять лет;
- при переезде в иной субъект нашей страны;
- при замене подвесного двигателя или установке стационарного мотора; просто по желанию владельца.
Что должно быть с собой всегда?
Опытные лодочники говорят: «Выходя на воду на час, готовься словно выходишь на весь день. Выходя на весь день, готовься словно выходишь на трое суток. Ну, а отправляясь на прогулку с ночевкой, готовся словно идешь на целую неделю». Резюмируя: лучше взять что-то лишнее и оно не пригодится, чем не взять то, без чего потом на водоеме при стечении неблагоприятных обстоятельств придется туго.
Итак, в список нужностей при выходе на моторной лодке или катере на воду стоит включить:
- спасательный жилет (или несколько — по количеству пассажиров);
- страховочная чека на двигатель (поможет его остановить, если что-то пошло не так);
- устройство для выхода на связь или подачи сигналов (мобильный телефон — лучше такой, какой не жалко случайно утопить, так называемый «сигнал охотника», радио или пр.);
- укомплектованная аптечка для оказания первой помощи;
- ЗИП для мотора (хотя бы минимально — свечной ключ и лоскут шкурки).
Нормы плавания и маневрирования
Ниже приведены основные правила, которые действуют в отношении моторных лодок на воде. Итак, запрещено:
- Отсутствие регистрации судна, прав, ТО (если эти документы требуются по техническим параметрам лодки).
- Управление маломерным судном в алкогольном или наркотическом состоянии;
- Находиться на моторном плавсредстве лицам, не достигшим 16 лет, без сопровождения взрослых.
- Выход на воду при скорости ветра более 10 м/с, а также во время тумана и ночью.
- Присутствие на борту большего количества пассажиров, чем предусматривает модель лодки.
- Отсутствие спасательных жилетов на всех присутствующих.
- Вставать на сиденья и борта судна, вытягивать руки за борт, нырять в воду с судна.
- Плавать вблизи плотин, земснарядов, шлюзов, местах отдыха людей.
- Останавливаться под мостами и в других местах передвижения крупных судов.
Незнание и несоблюдение основных правил эксплуатации маломерных судов на воде увеличивает риск несчастных случаев и аварий. Соблюдайте правила безопасности, и ваше время на воде будет незабываемым и безопасным!
Если вы планируете приобрести лодку с мотором или установить двигатель на свое плавсредство, добро пожаловать в каталог нашего интернет-магазина. В ассортименте — судна и моторы известных производителей, продукция имеет официальную гарантию изготовителя.
---------------------------------------
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать больше интересного и полезного о водной и моторной технике!