Он актер, режиссер и педагог из Советского Союза и России, получивший звание народного артиста РФ. Он известен своей связью с театром "Школа современной пьесы", где он работал последние 25 лет своей жизни. Среди множества фильмов, в которых он снялся, можно назвать его роли Константина Лавочкина в "Вам и не снилось...", Василия Чебана в "Тихони", нациста Шернера в драме "Тегеран-43" и мистера Бэнкса в "Мэри Поппинс, до свидания".
Детство Альберта Филозова пришлось на трудные послевоенные годы. Его отец Леонид Филозов, поляк по национальности, был расстрелян в 37-м году как враг народа. Альберту не исполнилось еще и шести месяцев, поэтому он не помнит своего отца. Как и многие его сверстники, выросшие без мужского присмотра, он был оставлен самому себе, проводил много времени во дворовых компаниях и мог попасть в неприятности, если бы не его прекрасные вокальные способности. Еще будучи школьником, Альберт вступил в местный детский хор и очень скоро стал его главным солистом. Руководитель хора старалась разнообразить репертуар коллектива и часто устраивала импровизированные музыкальные представления, в которых Альберту всегда давали главные роли. Именно она посоветовала Филозову, когда у него начались проблемы с голосом, попробовать себя в актерской профессии.
В то время Альберт уже закончил восьмой класс и устроился на шарикоподшипниковый завод токарем, чтобы помочь матери зарабатывать на жизнь. Но неожиданный приезд в Свердловск ведущих актеров МХАТа, которые искали среди талантливой провинциальной молодежи будущих студентов, полностью изменил его жизнь. Попав вместе с компанией на пробный отборочный тур, Альберт незаметно прошел все конкурсные этапы и был приглашен в Москву для дальнейшего обучения в школе-студии МХАТ.
Благодаря тому, что в детстве он проводил много времени в кинотеатре (его мать работала киномехаником) и любил слушать радиопостановки, Филозов был хорошо знаком с миром театра и кино. Он понимал, что с его обычной внешностью будет сложно конкурировать с известными актерами советского кино. Однако вскоре он стал одним из лучших студентов на курсе Виктора Станицына, где также учились Алла Покровская, Вячеслав Невинный, Татьяна Лаврова, Анатолий Ромашин и Александр Лазарев-старший.
После успешного окончания университета Альберта пригласили в труппу театра имени Станиславского. Он исполнял почти все роли Евгения Леонова, который в то время был занят съемками в кино и редко появлялся на сцене. Альберту приходилось копировать стиль известного актера, который был ему совершенно непривычен.
По этой причине через год молодой актер перешел в театр имени Ермоловой, худрук которого заметил Филозова еще на выпускном курсе и был рад принять его в свою труппу. После нескольких спектаклей Альберт ушел в армию, где полгода служил в саперных войсках и был переведен в музыкальную роту рязанского училища связи, где научился играть на альте. После двух лет службы он вернулся в театр Станиславского, где работал до 1984 года. Он также появлялся на сцене Таганского театра и уделял много времени и сил "Школе современной пьесы".
В начале 90-х годов Альберт Леонидович Филозов вместе с Арменом Джигарханяном преподавал актерское мастерство во ВГИКе и был одним из преподавателей режиссерского факультета РАТИ.
В 2007 году он дебютировал в качестве театрального режиссера, поставив спектакль "2х2=5" на сцене "Школы современной пьесы". Затем последовал второй спектакль, "Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей", который был хорошо принят критикой и публикой.
В начале своей карьеры в кинематографе у Филозова были проблемы. На третьем курсе его выбрали для одной из главных ролей в фильме "Зеленый фургон", съемки которого должны были проходить в Одессе. Однако по приезде он узнал, что съемочная группа не уведомила руководство института, и ему грозило отчисление. Филозов сбежал в Москву, оставив съемки, и на протяжении десяти лет был непопулярен среди режиссеров, которые считали его поведение непрофессиональным.
Только в 1968 году он появился на экране в неожиданной роли немецкого офицера в фильме "Сыны отечества" и сразу привлек внимание зрителей и киноведов. Постепенно он сформировал свою актерскую репутацию, в которой основной акцент делался на его природное благородство и интеллигентность с небольшим оттенком "буржуазности".
Его фильмография быстро пополнялась яркими и характерными ролями, включая отца Ромы в фильме "Вам и не снилось", нациста Шернера в "Тегеране-43", главу семейства Бэнкс в музыкальной сказке "Мэри Поппинс, до свидания" и многие другие.
За свою долгую творческую жизнь Филозов сыграл более ста пятидесяти ролей в кино и заслуженно был награжден почетным званием Народного артиста РФ.
Альберт Леонидович всегда открыто признавался, что испытывает интерес к женскому полу и не может остаться равнодушным к женской красоте и обаянию. Его партнершами на сцене и на съемочной площадке были такие прекрасные женщины, как Наталья Андрейченко, Любовь Полищук, Ирина Алферова, Ирина Мирошниченко, которые неизбежно становились объектом различных слухов и сплетен. Это стало причиной разрыва Филозова с его первой женой, врачом-анестезиологом Лидией, с которой он поженился в 1961 году.
Во втором браке с театроведом из ВГИКа Аллой, артисту родился сын Андрей в 1968 году. Взрослея, он стал писателем.
Этот союз также развалился после почти двадцати лет совместной жизни. Виновницей считали 30-летнюю украинку, помощницу режиссера Наталью Стоцкую, с которой 50-летний Филозов познакомился во время съемок в Киеве в 1986 году.
Артист покинул семью и начал жить с Натальей в гражданском браке, позже они официально поженились. В этом браке у них родились две дочери - Аня (1994) и Настя (1998).
Коллеги Альберта в театре не любили его жену: она не работала, но часто отвлекала актера от репетиций, ссылаясь на домашние дела - он сопровождал дочерей в школу, покупал продукты. Сам актер спокойно относился к сплетням и старался не обращать на них внимание. Будучи скрытным человеком, он не распространялся о своей семье в прессе.
27 марта 2016 года Альберт Филозов сыграл свою последнюю пьесу. Еще до начала представления у мужчины стало плохо, но он отказался от предложения заменить его другим актером. Актер уже давно предчувствовал свою смерть - в 2011 году у него был диагностирован рак, терапия помогла, но затем болезнь вернулась и распространилась по всему организму. После спектакля Альберта Леонидовича госпитализировали.
Филозов очень любил своих "девочек", но умер в квартире своей бывшей жены, на руках у сына. Наталья отказалась заботиться о своем смертельно больном муже с раком и забрать его из больницы, практически выгнав Альберта Леонидовича из его собственной трехкомнатной квартиры, которую он передал ей и дочерям незадолго до этого.
11 апреля 2016 года актера не стало. Панихида по народному артисту прошла в его родной "Школе современной пьесы". Его похоронили на Актерской аллее Ваганьковского кладбища.