Найти тему
АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ

Этим бусинам, покрытым киноварью, 7000 лет

Неолитический памятник Ла-Мармотта (Италия) преподносит сюрпризы не первый раз — не так давно мы писали о лодках для морских путешествий, найденных здесь. Уникальные условия под водой озера позволили сохраниться не только остаткам строений и каноэ, но и мелким предметам из органики — лукам, серпам, даже кусочкам ткани и веревок. Теперь, проанализировав покрытие бусин, ученые обнаружили, что это самое древнее использование киновари на Аппенинском полуострове и в Западной Европе вообще.

Красный цвет популярен еще со времен неандертальцев. Хорошо известно, что ранние сапиенсы использовали охру в искусстве и погребальных обрядах. Киноварь, или сульфид ртути (HgS) — минерал, который начали использовать позднее: например, им покрывали тело жрецы и жрицы, как это было с «Дамой из слоновой кости» из Иберии. На пользу ей это не пошло — высокое содержание ртути в краске отравило женщину.

Первые следы использования киновари встречаются в Чатал-Хююке (Турция), а затем — на Балканах. В неолитической Испании киноварью покрывали поверхность каменных орудий и заполняли бородки на керамике. Неудивительно, ведь на Иберийском полуострове археологи нашли соответствующие рудники. Аппенинские модники и модницы решили не отставать — и 7000 лет назад покрыли киноварью бусины, керамику и каменные орудия, тем более что в районе Тосканы тоже есть месторождения этого минерала. Всего исследователи проанализировали десять бусин из разных материалов — каменные, ракушечные и глиняные, черепки со следами красной краски и отдельные фрагменты красноватого сырья.

В большинстве случаев это действительно оказалась киноварь, в двух случаях — охра. В отличие от Чатал-Хююка (Турция), где жители города красили стены смесью двух минералов, жители Аппенин предпочитали именно киноварь. Каменные бусины тёмного цвета они покрывали толстым слоем красителя, а на белых кусочках ракушки киноварь давала ярко-красный оттенок. Из глиняных бусин окрашена всего одна. Жители деревни не стремились раскрасить всё и предпочитали носить разноцветные украшения белого и темного цветов с красным акцентом. Наверняка все соседи завидовали уникальному стилю жителей Ла Мармотта!

Красили не только сами бусины, но и нить — это самое раннее свидетельство окрашивания ткани этим веществом в Средиземноморье. Остатки сырья указывают, что смесь для нанесения изготавливали прямо здесь. На керамику пигмент наносили только после обжига.

-3

Как жители Ла-Мармотта использовали охру, ученые пока не знают — ее следы нашли только на внутренних поверхностях некоторых сосудов. Явно ее назначение было иным. Видимо, ученым предстоит пересмотреть выводы по аналогичным памятникам Аппенин — считалось, что древние люди красили все охрой, а в реальности они по какому-то признаку четко разделяли два минерала и использовали их по-разному, набравшись культурного опыта на Балканах.

Автор текста — Анна Гребенникова. Источники.

Нравятся наши посты? Поддержите проект на Sponsr или Boosty и каждую неделю смотрите лекции и научные новости.

Вам также может быть интересно: