📃 Давным-давно было это, в стародавние времена. В верховьях живописной реки Аше, где ныне Второй Красно-Александровский аул, в Лазаревском районе Сочи, жили адыгейские племена. Не было у них ни царей, ни князей, ни бедных, ни богатых. Но строгими были обычаи адыгов. Родились они из суровой, жестокой, трудной жизни.
Нелегко было горцам добывать пищу. И каждый больной и слабый был им в тягость. Самыми беспомощными оказывались старики. Прожив долгую жизнь, они уже ничем не могли помочь своим родственникам. И тогда неумолимо действовал древний обычай. Стариков относили на огромный утёс, обрывом нависавший над рекой, и сбрасывали их в белые бурные воды.
Никто не мог сказать, кто и когда придумал этот обычай, но общепринятый порядок никогда не нарушался, до тех пор, пока однажды случай не изменил его. Старый Тахир. Он был очень стар. Ему уже давно перевалило за сто лет. Тяжёлая жизнь надорвала его здоровье. Тахир так ослабел, что с трудом поднимался со своего ложа.
Был у него единственный внук Аслан, трудолюбивый, сильный, честный и смелый юноша. Он снискал благосклонность жителей аула. Для Аслана дед Тахир стал и отцом, и матерью. Отец Аслана погиб в бою, когда мальчику было всего пять лет. Через три года умерла от горя и мать. Остался у мальчика только дед. Всё делал старый Тахир, чтобы воспитать внука достойным человеком. В огороде и по дому помогал Аслан деду. Иногда дед брал Аслана с собой в лес на охоту. Стрелком он был отменным, не уступал Тахиру. А однажды сам управился с медведем, что появился в окрестностях аула. И знали его в ауле как юношу храброго, отзывчивого и разумного.
— Хороший у вас внук! — говорили Тахиру аульчане.
Похвала была для деда великой наградой. Он не чаял души в своём внуке, гордился им. А теперь, обессиленный, лежа в постели, он думал, что скоро и его отнесет внук на скалу. Тахир всегда ждал Аслана с нетерпением. Вечерами он подолгу рассказывал ему о своей длинной жизни, о боевых событиях, свидетелем которых был сам. Внимательно, с большим интересом слушал внук воспоминания. После беседы иногда дед спрашивал Аслана:
— А скоро отнесешь меня на скалу?
И тогда лицо внука омрачалось. Он надолго погружался в молчание. Что он думал в такие минуты, никому никогда не говорил. А дед не тревожил его. Он хорошо понимал, как нелегко Аслану исполнить обычай.
Совет рода уже не один раз вызывал Аслана и требовал, чтобы он отнес деда на Скалу стариков. Юноша отвечал, что дед ещё крепок и всё делает сам. Но однажды совет правителей рода строго предупредил:
— Выполняй обычай!
Аслан вернулся в саклю и сказал деду:
— Завтра идём к Скале стариков.
Голос его был твёрд, но глаза наполнены слезами.
— Крепись, внук! — ответил дед тихо. — Ты только исполнишь завещанное предками.
Утром Аслан пришёл за Тахиром. Взял старика на спину, проверил, чтобы было ему удобно, и понес деда. Аслан не дошел до вершины скалы. Он свернул в незаметную пещеру и усадил деда.
— Ты меня маленького не бросил, я тебя старого не брошу и подавно. Будешь жить в пещере. Вот тебе кинжал, а пищу я буду приносить. Постель тебе сделал.
Скрывая слезы радости, Аслан быстро ушел. Тахир не знал, что и думать: боялся дед, что накажут внука.
Раз или два в неделю,поздно ночью, чтобы никто не заметил, внук приносил деду пищу. Они долго сидели и беседовали. Так прошло много времени. Однажды, придя к деду, задумчив был Аслан.
— Что с тобой? — спросил Тахир, потирая озябшие жилистые руки.
— Да так, дедушка! Ничего особенного, — уклонился от ответа юноша.
— Скажи! Может, я тебе помогу.
— Вот уже несколько дней мужчины аула не могут достать со дна реки золотой кувшин. Все ныряют, а достать не могут, — говорит Аслан.
— А на берегу реки есть дерево? — спросил мудрый старик.
— Есть!
— Так вот, кувшин висит на дереве. А в воде — его отражение. Ты же, когда все будут нырять, заберись на дерево и достань сосуд.
На другой день юноша так и поступил. Во всех аулах стали говорить о мудром джигите Аслане.
Через несколько недель старик снова увидел внука мрачным.
— Опять беда? — поинтересовался Тахир.
— Нет никакой беды! — ответил Аслан. — Уже много дней аульчане не могут решить, кто самый мудрый. Было решено, что самым мудрым будут считать того,кто первым увидит восход солнца.
— Ну и что же? — поинтересовался дед.
— Да вот все его замечают сразу.
И дед научил внука, как ему нужно поступить. Когда в следующий раз все собрались наблюдать восход солнца, Аслан стал смотреть не на восток, а на запад. Чуть-чуть засветлел восток, а высокие вершины горна западе уже блестели под золотыми лучами солнца.
— Смотрите! Вот солнце! — крикнул молодой джигит.
Люди повернулись и увидели, как все шире и шире становится яркая полоска, освещаемая солнцем, все ниже и ниже опускается ее край. И только тут из-за гор на востоке выкатилось огромное раскаленное солнце.
Юношу признали самым мудрым и избрали его в совет племени. Аслан собрал самых уважаемых людей и хотел рассказать, кто научил его так поступать, но не успел. Прямо на собрание ворвались несколько взволнованных джигитов.
— Что случилось? — грозно спросил Аслан.
— Там с больших лодок высаживаются вооруженные люди!
— Сколько их?
— Много! Они разбойничают...
Тревожная весть быстро облетела аулы. Аслан поделился с дедом народной бедой.
Люди покидали жилища, угоняли скот в горы — только там спасение. На поляне, у Скалы стариков, собрались жители на совет. Они с надеждой смотрели на Аслана. Как бы хотелось ему сейчас спросить мудрого деда Тахира: «Что нам делать?» — но пойти к нему было нельзя. Аслан молча смотрел на Скалу стариков. И в другу видел, как из пещеры вышел дед Тахир, облаченный в белые одежды. Никто, кроме внука, его не узнал.
— Смотрите! — показал Аслан рукой на пещеру. —Дух гор! Он не оставит нас в беде!
Адыги поверили, что в тяжелый для племени час явился один из духов-покровителей. Они пали ниц и стали просить о помощи. Тахир поднял руки к небу и громко сказал:
— Жители аула, возьмите с собой самое необходимое. Я вас отведу в безопасное место.
Когда все собрались, Тахир сказал:
— Люди, следуйте за мной!
Повернулся и скрылся в пещере.
Аслан верил своему деду и смело направился в пещеру. Все последовали за ним. Люди шли, углубляясь в темноту. Белое платье старика было для них как маяк для корабля. Никто не разговаривал.
Долго шли жители аула по подземным переходам. Но вот впереди забрезжил свет, и скоро измученные люди вышли на освещенную солнцем зеленую поляну. Никто из них здесь раньше не бывал. Место оказалось безопасным и удобным для разгрома врага.
Главы родов стали совещаться с Тахиром. Решили дать бой чужеземцам. Руководить сражением поручили Аслану. Детей и женщин отправили на скалы: они должны были забросать пришельцев камнями.
Молодые джигиты приняли бой первыми, увлекая врагов за собой в ловушку. Захватчики потерпели поражение, никому не удалось уйти живым. Победила мудрость Тахира. Не тот силен, кто сильнее, а тот, кто мудрое. Аслан собрал всех жителей аула и рассказал, кто помог ему стать ловким и мудрым, кто помог победить врага. У стариков — жизненный опыт, у молодых — отчаянный задор.
Тогда на совете племени единогласно было решено чтить и уважать стариков, советоваться с ними, ничего не предпринимать без их указания. Было под страхом смерти запрещено уводить беспомощных людей на гору старости.
Вот уже тысячи лет адыги чтят родившийся в трудное время обычай: они уважают стариков, слушают их мудрые советы. А в верховьях реки Аше можно и сейчас увидеть Скалу стариков и Пещеру спасения, пройти к которым лучше всего через удивительное Ашейское ущелье.