Вы знаете, когда в Москве появился первый «рехаб»?
В 1865 году родился в Москве Александр Михайлович Коровин. Нет, не с того начали...
Первые общества трезвости возникли в России в 1858 году. Движение трезвенников было стихийным, направлено оно было, прежде всего, против откупной системы торговли алкоголем, существовавшей в то время в России, и против крайних злоупотреблений откупщиков, которые в погоне за сверхприбылями вместо водки продавали народу по дорогой цене мутную, грязную, разведенную разными одуряющими примесями жидкость. Правительство было связано необходимостью покровительства винным откупщикам с целью сохранения и увеличения государственных доходов. В 1859 году министр финансов сообщал обер-прокурору Святейшего Синода о жалобах откупщиков на православных священников, удерживающих народ от пьянства принудительными мерами, и просил для предупреждения подобных действий духовенства сделать по этому предмету общее распоряжение. Синод возразил, что действия священников не противоречат пастырскому долгу и Синод не намерен мешать духовенству. Тем не менее, вскоре после отмены откупной системы в 1863 году трезвенное движение сошло на нет.
Начало же «второй волне» трезвенного движения было положено указом Святейшего Синода от 10 августа 1889 года, который опирался на опыт предшествующих попыток борьбы с пьянством. Указ и последовавшее за ним постановление Московской духовной консистории предусматривали создание церковно-приходских обществ трезвости, и численно именно они были преобладающими, однако параллельно с ними, преимущественно в городах, возникали крупные общества светского типа, делавшие больший акцент на культурно-просветительской работе.
Однако работа обществ – это одно, но есть же и клинические случаи!
Врач-Психиатр Александр Коровин изучал опыт лечения алкоголизма за границей, в Англии и Германии. В 1896 году он купил участок земли у Санкт-Петербургского шоссе размеров в 15 десятин (это 16,5 гектаров) и построил тут двухэтажную клинику, при которой разбил сад в английском стиле и огород. При клинике была сосновая роща, поле, пруд. Также были предусмотрены автономные водоснабжение и электростанция. В самой клинике были сделаны десять палат, библиотека, гимнастический зал, лаборатории, а также – водолечебница. Для людей в острой фазе (тех, кто встретился с «белочкой» (белой горячкой)) был сделан изолятор с иллюминаторами, в которые были вставлены корабольные толстые стекла, а стены были обиты мягкой материей.
Клиника была предназначена для состоятельных господ, так как лечение в ней стоило недешево и длилось от 4 до 14 месяцев.
Здание лечебницы Коровина сохранилось – стоит в парке имени Воровского близ станции метро «Войковская».
В советское время в здании был районный дом пионеров. А сейчас – детско-юношеский центр. С детства живут в трезвости. Что хорошо, я считаю.