7 дней – 7 статей
«Осенью 43-го присвоили звание младшего лейтенанта»: К 100-летия Василя Быкова // Дружба народов. – 2024. – № 6.
Вступительная заметка Натальи Игруновой. – Отрывки из книги «Долгая дорога домой. – Главы из повести «Знак беды».
ДАНИЛОВ, Дмитрий. Стоики: Пьеса // Новый мир. – 2024. – № 6.
У Мариенгофа были циники, у Дмитрия Данилова – стоики. Говоря проще, «по-мирскому» – либо нигилисты, либо пофигисты, при этом они ничего из себя не строят, им действительно все равно, и действительно всё проходит мимо – беды и радости других (и свои тоже), маленькие наслаждения жизни (какая разница, пить бордо или «такое себе» вино из коробки), даже происходящее у самых близких людей. Все катастрофы – «вне зоны ответственности». Только мать, она же жена в этом апофеозе псевдофилософского – читай, никакого – отношения к жизни – хотя бы относительно живое, дышащее, думающее и переживающее пятнышко, пытающееся хоть немного сдвинуть дорогих людей с этой мертвой почти в прямом смысле слова точки.
КОЗЛОВ, Владимир. Андрей Платонов: утопия как личное дело. О первой литературной «пятилетке» писателя // Вопросы литературы. – 2024. – № 2.
«Платонов – писатель уникальный, его место в русской литературе XX века исключительно, в литературе мировой оно где-то рядом с Джойсом, Кафкой, Вулф, Фолкнером. Это ряд высоких модернистов, в основе опыта которых – глубокий авангардизм, эксперимент по радикальной смене оптики восприятия действительности; и если сегодня в каком-то случае ощутить этот радикализм сложно, то только потому, что творчество названных авторов изменило наше представление о возможном в литературе. Не может быть никаких сомнений в том, что Платонов – точно изменил. Но исключительность его места в мировом пантеоне объясняется и совершенно иной почвой произрастания его опыта».
МЕЛИХОВ, Александр. «Изобразители незримого, или Победившая революция» // Новый мир. – 2024. – № 6.
Эссе о настоящих художниках и подлинном искусстве. Каким должен быть метод художника и должен ли он быть вообще, если каждый истинный мастер поистине самобытен и не связан никакими рамками? Об этом автор размышляет на примерах троих художников-авангардистов – Василия Кандинского, Казимира Малевича и Павла Филонова.
Переписка писателя Эдуарда Лимонова с Михаилом Гробманом, поэтом, художником, идеологом и теоретиком Второго русского авангарда // Зеркало. – 2024. – № 63.
РАНЧИН, Андрей. «Война и мир» Льва Толстого, имперскость и милитарная эстетика // Новый мир. – 2024. – № 6.
«Что же касается интерпретации художественных произведений, расходящейся с идеями автора и даже разительно противоречащей им, то такой подход представляется недопустимым и произвольным с филологической точки зрения и напоминает схоластический спор «вопрекистов» и «благодаристов», относящийся к советскому времени: отразил ли художник правду жизни благодаря особенностям своего мировоззрения или же ему это удалось вопреки таким свойствам? Напоминает и поструктуралистские процедуры поиска в тексте смыслов, не контролируемых автором, деконструкцию. Но в действительности идеи не существуют в произведениях Толстого изолированно от структуры целого, от их образной системы. Они часть их плоти. Ни имперцем, ни интуитивным адептом уваровской теории Лев Толстой не был».
РЫЖКОВА-ГРИШИНА, Любовь. Храм Юрия Нагибина // Москва. – 2024. – № 6.
«Что говорят о творчестве писателя Юрия Нагибина? Разное говорят, кто-то его принимает, кто-то нет; одни видят его со щитом, другие рады бы видеть его только на щите; его принимают либералы-западники и сторонятся консерваторы-патриоты; за тонкую стилистику его любят эстеты и сдержанно отзываются о его творчестве почвенники. Так было при его жизни, так осталось и после его смерти, хотя прошло достаточно времени. Особенно нашумел в свое время его «Дневник», кому-то показавшийся злым, вызывающим, обнажающим неприглядные стороны писательской души. Однако все сходятся в одном: он подлинный и редкостный талант, хотя и весьма противоречивый, несдержанный, вырывающийся за все мыслимые и немыслимые рамки, какой-то недозволенный, неприглаженный, пронзительный».