20K подписчиков

Секретарши в фильмах СССР: милые, курьезные, коварные и экзотичные

241 прочитал

Не обязательно народное «чай-кофе-потанцуем» или булгаковское «нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать». Секретари и секретарши могут быть важными помощниками, личными заместителями.

По большому счету территория начальника начинается именно в «предбаннике» секретаря, как определил это место герой – заместитель директора в советской комедии Эльдара Рязанова «Служебный роман» 1977 г.

Можно сказать, что Верочка в исполнении Лии Ахеджаковой стала самой известной кино-секретаршей. И это особенно удивительно. Ведь, как смеялся сам режиссер, многие люди привыкли видеть на этой должности длинноногих, эффектно-волосых и т. п.

Кадр из советской комедии Рязанова
Кадр из советской комедии Рязанова

Однако низенькая, щупленькая актриса прекрасно справилась с данной ролью. И слова ее героини стали одними из известных цитат комедии Рязанова:

  • «В женщине должна быть загадка! Головка чуть-чуть приподнята, глаза немножко опущены, здесь всё свободно, плечи откинуты назад. Походка свободная от бедра»;
  • «Где вы набрались этой пoшлocти? Вы виляете бeдpaми как…» – ну, словом, вы помните.

Довольно интересный комментарий про Ахеджакову написала в Сети одна девушка – сама бывшая коллега ее Верочки: «…секретарши были и бывают всякими-разными, а во времена СССР в секретаре в первую очередь ценились рабочие качества, а не 90 х 60 х 90 и смазливая мордашка...»

По ее словам, важно хорошо выполнять свои рабочие функции, которые могут быть весьма многообразными и не самыми легкими, «а как секретарь выглядит – всем вообще фиолетово, лишь бы посетители в обморок не хлопались».

Кстати, изначально секретарь Людмилы Прокофьевны в пьесе «Сослуживцы», на основе которой Рязанов комедию поставил, была «бездуховной барышней» и «молоденькой длинноногой хищницей». Режиссер же не просто хотел снять одну из своих любимых актрис, но и сделать ставку на сложность натуры.

И у него отлично получилось!

Заметьте, эта особа даже Калугиной советы давала. И каким образом: «…но это же… (!) нe(!)пpилично! Если у вас так густо растут брови – надо же с этим бороться!» или «…такие ноги надо прятать… [скорбным тоном] под макси».

Кстати, шутки шутками, а многие советские женщины начали выщипывать брови рейсфедером именно после того, как услышали совет Верочки с экрана...

Любопытно, что секретарша может быть не только профессией, но и амплуа.

Так, актриса Маргарита Жарова сыграла представительницу этого рабочего статуса сразу в 2 фильмах СССР:

  • «Возвращение Василия Бортникова» 1953 г. режиссера Всеволода Пудовкина. Здесь ее героиня трудилась в райкоме;
  • «Верные друзья» 1954 г. режиссера Михаила Калатозова. Тут она воплотилась в помощницу начальника строительства. Кстати, в этой ранней комедии СССР были еще одна секретарша – у видного, но немного загордившегося академика архитектуры (в исполнении Веры Вольской), а также секретарь местной комсомольской организации (в исполнении Николая Сморчкова).
Кадр из советской комедии Калатозова «Верные друзья»
Кадр из советской комедии Калатозова «Верные друзья»

Или вот Рина Зеленая воплощалась в такой образ 3 раза, причем, так сказать, с постепенным усложнением функционала:

  • в фильме СССР Григория Александрова «Светлый путь» 1940 г. она представала деловитой и модной блондинкой, работавшей секретарем на социалистическом производстве, где побивали рекорды стахановского движения;
  • в кино Ролана Быкова «Внимание, черепаха!» 1970 г. она уже доросла до ученого секретаря музея;
  • в цикле Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» 1979–1986 гг. она поначалу была просто квартирной хозяйкой великого сыщика и его друга, а в последней серии «Двадцатый век начинается» стала создателем и секретарем музея Шерлока Холмса и немного помогала сыщику в деликатных делах. Честное слово, ее образ получился не только душевным, но даже немного экзотичным, особенно когда эта престарелая леди вставала по стойке смирно и чуть ли не делала под козырек.
Кстати, это была одна из самых последних ролей Рины Васильевны.

Если говорить о сюжетах с несколькими секретаршами (что свидетельствует о важности данной профессии), то можно вспомнить советские фильмы:

  • «Мимино» 1977 г. Георгия Данелии. Там были помощницы: министра (в исполнении Надежды Семенцовой), судьи (актриса в титры не попала) и организаторов симпозиума эндокринологов (указана в титрах как Л. Газиева, хотя на самом деле это была Людмила Гаврилова);
  • «Живите в радости» 1978 г. Леонида Миллионщикова. Тут показали секретарш главного инженера Трансформаторного завода (ее сыграла Нина Агапова) и начальника управления Спецмостстроя (в нее воплотилась Нина Гребешкова).

В комедиях Леонида Гайдая тоже были секретарши. Например, в «Спортлото-82» 1982 г. показали секретаршу директора турбазы, которую сыграла Луиза Мосендз, а озвучила Лариса Удовиченко.

Порой секретарши переходили из фильма в фильм вместе с главными героями, когда сюжет продолжался.

Так, героиня Ирины Азер, работавшая, ну, о-очень личной (в разных смыслах...) помощницей героя Леонида Броневого в фильме Вениамина Дормана «Возвращение резидента» 1982 г., перешла в его же «Конец операции "Резидент"» 1986 г.

Между прочим, эта девушка была та еще особа, крутила-вертела собственные интриги, делала ставки на разных участников. Не зря за ней бегали контрразведчики разных стран, в том числе СССР. И неудивительно: ведь она работала на шефа западногерманской разведки.

А одна из самых курьезных секретарш появлялась в новогодней комедии Рязанова «Карнавальная ночь» 1956 г. Девушка была настолько ответственной, что, когда ее начальник застрял в лифте, она ему даже сквозь решетку передавала сосиски, чтоб не слишком проголодался. Не зря в фильме-продолжении – «Старый знакомый» режиссеров Игоря Ильинского и Аркадия Кольцатого 1969 г. – этот строгий начальник-бюрократ исполнил, можно сказать, трепетную мечту многих секретарш: женился на ней.

Кстати, перед съемками «Карнавальной ночи» режиссер предложил актеру самому решить, кто воплотится в его помощницу по сюжету. Тот остановился на по-народному обаятельной Тамаре Носовой – и не прогадал. Их дуэт вышел действительно весьма забавным.
Кадр из новогодней комедии СССР Рязанова «Карнавальная ночь»
Кадр из новогодней комедии СССР Рязанова «Карнавальная ночь»

Веселыми получились и представительницы этой профессии в комедиях СССР:

  • «Волга-Волга» 1938 г. Александрова;
  • «Отпуск за свой счет» 1982 г. Виктора Титова и Яноша Буйташа;
  • «Ищите женщину» 1982 г. Аллы Суриковой. Кстати, в этом кино мадемуазель Сюзанна Бриссар была не простым, но личным (!) секретарем мэтра Роше, который заправлял нотариальной конторой. Впрочем, как выразилась их коллега Алиса Постик, «ничего общего с так-так она не имеет – сухарь!».

А вот машинистка мадемуазель Виржиния Ренуар вполне могла быть охарактеризована кокетливо-намекающим так-так по отношению и к шефу, и ко многим другим.

Кстати, Виржиния вместе с эмоциональной телефонисткой Алисой выполняла, по сути, функции той же секретарши. Просто, видимо, мэтр был способен прокормить всех троих вместо того, чтоб поручить все их обязанности одной дамочке.

Кадры из комедии СССР Суриковой «Ищите женщину» (коллаж  с yaplakal)
Кадры из комедии СССР Суриковой «Ищите женщину» (коллаж с yaplakal)

Что ж, секретарши разные нужны, секретарши разные важны. И в советском кинематографе это отлично показали, раскрыв образ максимально.

П. с. Дорогие читатели, а каких секретарш из фильмов помните вы? И, может быть, даже из мультфильмов?

На близкие темы читайте посты «Почему развелась и вернет ли семью секретарша Верочка в "Служебном романе"» и плюс «"Ищите женщину": что стало с главными героями после событий этой советской комедии».

И отвечайте на тест, где надо угадать кино СССР по героине-секретарше.

#кино #культура #СССР #общество