Стремительное развитие торговли через маркетплейсы, рост количества продавцов и покупателей на данных площадках обуславливает появление значительного количества вопросов, касающихся ведения бухгалтерского учета. В данной статье рассмотрим процесс оформления документов на продажу товаров и их возврат, а также прочие нюансы, касающиеся УСН для продавцов на маркетплейсахПринцип торговли на маркетплейсах
Сам маркетплейс представляет собой электронную торговую площадку, на которой размещена информация о различных товарах, осуществляется их хранение и доставка, а также происходят расчеты с покупателями. За оказание данных услуг площадка получает финансовое вознаграждение на основании заключенных агентских договоров либо договоров комиссии. Как правило, размер вознаграждения составляет 3-10 % и зависит от продавца и вида реализуемого товара. Подобное взаимодействие устраивает обе стороны, поскольку:
• покупатель получает круглосуточный доступ к торговой площадке и может сделать заказ в любой момент;
• продавец не несет расходов, связанных с оплатой труда сотрудников и арендой складских помещений.
Торговля через маркетплейсы: документарное сопровождение
Несмотря на кажущуюся простоту торговли на маркетплейсах, все операции между продавцом и площадкой должны подкрепляться документами.
Передача товаров: какие документы необходимы
Передача товара в адрес маркетплейса не предусматривает перехода права собственности на него. Когда продавец передает свой товар площадке электронной коммерции, это означает, что товар всего лишь был перемещен со склада продавца. Данный процесс подтверждается обязательным оформлением документов: накладной (ТОРГ-12) либо актом приема-передачи (ТОРГ-1). Нужно учесть, что в оформляемых документах должна быть ссылка на агентский договор, а также его реквизиты.
Оформление продавцом отчетной документации
После реализации товаров агент должен оформить документы, которые подтвердят выполнение им определенной работы. Таким документом является отчет о работе, который составляется в произвольной форме, но должен содержать признаки первичного учета.
Как правило, в такой отчет продавец вносит информацию о том, в течение какого периода были реализованы те либо иные товары, а также указывает, на какую сумму они были реализованы. Кроме того, отчет важен и для самого продавца, поскольку из него понятно, какие позиции уже реализованы, а какие еще в наличии на маркетплейсе.
Документы, которыми закрываются дополнительные услуги
Немаловажной услугой, которая востребована у клиентов маркетплейсов, является продвижение товаров. Она предполагает показ тех или иных товаров в верхних строчках выдачи, что позволяет привлечь дополнительных покупателей и нарастить объемы продаж.
Такие услуги закрываются актами выполненных работ с описанием предоставленной услуги и указанием ее стоимости. Если работа агента осуществляется с НДС, то оформляется счет-фактура, в котором отдельно указывают сумму НДС. В последующем компании, работающие на базе ОСН, могут принять сумму НДС к вычету.
Документ взаиморасчетов между маркетплейсом и продавцом
После того как товары реализованы, маркетплейс должен возместить средства продавцу. Зачастую перевод денег от покупателей осуществляется за вычетом комиссии, которая положена маркетплейсу в соответствии с заключенным агентским договором. Такая операция закрывается актом зачета взаимных требований и является подтверждением того, что комиссия удержана агентом, и продавцу не нужно выполнять дополнительные платежи. Как правило, акт зачета взаимных требований передается за определенный период (неделя, месяц, квартал).
Порядок оформления передачи товаров в адрес маркетплейса при торговле с его склада
После того как продавец получил отчет о реализации товаров, он отражает проводки по счету 76 (Расчеты с маркетплейсами). Если площадок, с которыми взаимодействует продавец, несколько, то аналитический учет необходимо выполнять в разрезе каждого договора.
Как уже было отмечено ранее, если товар перемещен со склада продавца в адрес маркетплейса, то проводки, в которых отражена реализация товаров, не используются. В таком случае следует провести списание со счета 41 (Товары) на счет 45 (Товары отгруженные). Подтверждением данной проводки выступит накладная на перемещение.
После того как прошла реализация товаров, и продавец получил отчет о реализации товаров от маркетплейса, необходимо отразить ее соответствующими проводками. В данном случае проводок будет несколько: одна обозначает продажу товаров конечному покупателю (дебет счета 62 и кредит 90), а вторая - Дт 76 КТ 62 счета (означает реализацию через маркетплейс). С целью упростить бухучет можно операцию по реализации отразить при помощи проводки Дт 76 Кт 90, не отображая движение по счету 62.
Если продавец находится на общей системе налогообложения, то дополнительно проходит исчисление НДС с помощью проводки Дт 90.3 Кт 68. Также продавцу необходимо списать себестоимость тех товаров, которые были отгружены в адрес маркетплейса и реализованы (Дт 90.2 Кт 45).
Если маркетплейс оказывал продавцу какие-либо дополнительные услуги (доставка товаров, размещение и продвижение на площадке), то их отражение происходит на основе накладных. Оплата всех подобных услуг включается продавцом в расходы на реализацию. Датой возникновения таких расходов является дата, в которую маркетплейсом был выставлен акт оказания услуг. Отражать расходы можно как по счету 76, так и по счету 60. Какой именно счет будет использовать продавец для учета расходов, нужно указывать в учетной политике компании.
Для отображения вознаграждения, которое уплачено маркетплейсу по агентскому договору, продавец использует счет 44, а сама проводка выглядит следующим образом: Дт 44 Кт 76. Если формой налогообложения торговой площадки является ОСН, то дополнительно потребуется отображение НДС, который был включен в услуги.
Итоговый расчет с маркетплейсом предполагает отображение поступления средств на счет продавца товара. В таком случае проводка по погашению задолженности со стороны маркетплейса будет выглядеть так: ДТ 51 КТ 76. Нужно обратить внимание, что в данной проводке указывается полная сумма, даже если сам маркетплейс уже удержал собственное вознаграждение, причитающееся в соответствии с агентским договором.
Порядок оформления возврата товара покупателем
При взаимодействии с маркетплейсами для продавца товара может быть два варианта его возврата:
• возврат излишков, которые не были реализованы;
• возврат ранее приобретенного товара покупателями.
Первый вариант встречается в том случае, когда продавец отгружает на электронную площадку определенную партию товара, часть которого достаточно долго не реализуется. В таком случае продавец делает возврат ранее отгруженных товаров. Документарно эта операция осуществляется с помощью ТОРГ-1, а в бухучете составляется проводка ДТ 41 КТ 45.
Возврат товара покупателем зачастую происходит из-за брака, выявленного в ходе эксплуатации. В такой ситуации продавец должен выполнить сторнирование ранее созданных проводок по реализации. Это означает, что в бухучете выполняют все те же проводки, что и в случае реализации товаров, однако они отражаются со знаком минус.
Продолжение статьи читайте на нашем официальном сайте: www.l-it.pro
Оригинал статьи находится здесь: https://l-it.pro/publications/bukhobsluzhivanie/kak-vesti-uchet-na-usn-pri-torgovle-na-marketpleysakh/