На довыборах в Петросовет будет применятся дистанционное электронное голосование или нет?
Ответа на этот вопрос пока нет, но Петрозаводская территориальная избирательная комиссия № 1 хотела бы использовать механизм дистанционного электронного голосования. С таким предложением она уже обратилась в Избирательную комиссию Карелии, дожидаясь ответа. Хотя лично у меня нет сомнения в том, что Избирком не станет возражать против этого, поскольку прошлый опыт применения в Карелии на выборах системы дистанционного электронного голосования положительный. Избирателям это удобно, особенно молодым, давно живущим в интернет-пространстве. Ну, а тем, кто желают голосовать по старинке, то есть лично хочется прийти на участок для голосования, то для них ничего не поменяется, приходите, и голосуйте с применением бумажного бюллетеня. Так что включение в практику дистанционного электронного голосования лишь прибавляет возможностей, ничего не отменяя.
Напомню, что избиратели Карелии стали приучаться к системе дистанционного голосования с мая 2021 года, тогда в России проводилось тестирование этой новой модели голосования, участвовала в котором и Карелия тоже. Более семи тысяч избирателей республики включились тогда в эксперимент и по его итогам в Избирательную комиссию республики не поступило ни одной жалобы на процедуры голосования. Хотя кто-то из заявившихся на ДЭГ и не смог проголосовать, но лишь по причине личной невнимательности такое происходило. Человек, создавая персональную страницу на портале «Госуслуг», забывал проходить верификацию (а требовалось подтверждать своей статус), а потому система и не учитывала его как избирателя. Так подробно пишу об этом, чтобы у желающих проголосовать в нынешнем сентябре, применяя дистанционное электронное голосование, было время грамотно подтвердить свой правовой статус - право на допуск к дистанционному голосованию.
В мае 2021 г. из 11,5 тысяч граждан, пожелавших первоначально участвовать в дистанционном электронном голосовании, смогли это сделать как раз те самые упоминавшиеся уже мною семь тысяч человек. Им понравилось. Остальным не повезло.
Если применение такой практики рассматривать на уровне муниципальных выборов, то следует посмотреть на электоральную статистику, полученную в 2023 году по итогам выборов депутатов Беломорского, Сегежского и Питкярантского муниципальных округов.
Сразу скажу, что число избирателей пожелавших тогда голосовать дистанционно, было скромное: 2700 человек всего, что составляло 5,8% от числа избирателей всех трёх округов. То есть принципиально данная группа избирателей не могла повлиять на результаты голосования, однако обнаружилась одна любопытная особенность. Из тех граждан, которые зарегистрировались на портале «Госуслуг» как «дистанционные избиратели» (назову так эту группу участников ДЭГ), 79% проголосовали (это и есть показатель явки). А в ходе традиционного голосования, когда надо было прийти на участки, явка составляла лишь 22%. Вот и сравнивайте два этих показателя электоральной активности.
В нынешнем году на президентских выборах дистанционное электронное голосование в Карелии использовали 8,7% избирателей, в Петрозаводске данный показатель чуть выше был - 10,3% от общего числа в избирателей. То есть очевидно, что пока избиратели республики предпочтение отдают традиционной форме голосования (в помещениях участковых комиссий), но есть и те, кто выбирают форму дистанционного голосования. Скорее всего, на предстоящих в сентябре довыборах в Петросовет процент избирателей голосующих с применением ДЭГ будет не выше. Но почему бы и не отнестись со вниманием к данной группе избирателей?
Электронный документооборот стал обыденностью. Уже никого ведь не удивляет бескупюрная покупка товара (это удобно и безопасно). Так почему точно такая же форма гражданского волеизъявления не должна приходить в избирательный процесс? Да, пока это ещё не привычно. Но дело тут, как говорится, времени и личного опыта. Тем более что никто и не понуждает избирателя выбирать между двумя формами голосования, это всегда его личный выбор.
Анатолий Цыганков