Найти тему
Солнечный маньяк

Евреи СССР: от "железного занавеса" до "колбасной алии"

Население Израиля к 2024 году составило практически 10 миллионов, миллион из которых- русскоязычные репатрианты из постсоветского пространства. Такие города, как Хайфа, Петах-Тиква, Бат-Ям и некоторые другие отличаются исключительно русской речью на каждом шагу и больше напоминают пригороды Москвы, чем самую неспокойную точку Ближнего Востока. Бесспорно, русскоязычные евреи сыграли огромную роль в развитии еврейского государства: именно сионисты из Российской империи отказались создавать государство не на территории Израиля, именно они основали многие израильские города и доблестно сражались в рядах ЦАХАЛа (израильской армии). Но было ли так всегда? И почему самая известная "колбасная Алия" 1990-х годов прибыла на Землю Обетованную лишь в конце 20 столетия? Был ли шанс у евреев СССР вернуться на свою родину? Давайте разбираться.

Советские евреи на демонстрациях в Москве около посольств Израиля
Советские евреи на демонстрациях в Москве около посольств Израиля

Медовый месяц и жесткий развод.

История советских евреев послевоенного периода кажется совершенно печальной и обреченной. Несмотря на то, что Сталин был непосредственным инициатором создния еврейского очага на Ближнем Востоке, отношение с теплого буквально за считанные месяцы меняется на более, чем прохладное. Этому есть несколько объяснений: во-первых, Израиль был нужен Сталину для продвижение советской линии на Ближнем Востоке и постепенного выдворения оттуда Великобритании. Но хотя первые лидеры Израиля были настроены просоциалистически, а вся страна была усеяна кибуцами (специфическими формами сельскохозяйственных объединений, по своему укладу представлявшими жизнь людей при социализме), даже сам первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион быстро разочаровался в социализме того вида, каким его представляет советская власть. В 1923 году Бен-Гурион посещает сельскохозяйственную международную выставку в СССР и оставляет такие впечатления о ситуации в стране:

"От попутчиков я немного узнал о положении евреев. У них есть свобода и полная безопасность, и евреи сейчас беспрепятственно проживают по всей России. Но нет заработка. Рабочих среди евреев мало, а у подавляющего большинства нет базы..... Все население России разделяется на два слоя: пролетариат и буржуазию. Подавляющее большинство российских евреев входят во вторую категорию . На них налагаются тяжелые поборы. Настоящий представитель буржуазии, разбогатевший нэпман, вовсе не чувствует тяжести налогов, а мелкий торговец склоняется под ней. Семь восьмых жителей близлежащих городов хотят эмигрировать. В Америку, в Палестину, в любое другое место. Но нет возможности".

Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион
Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион

Через несколько месяцев после создания Государства Израиль страна разворачивается лицом к Западу, прежде всего к Франции, и мечты Сталина не сбываются. Также происходит еще одно знаковое событие: в СССР приезжает первый посол Израиля в СССР Голда Меир, на встречу с которой в Московскую хоральную синагогу прибыло огромное количество евреев.

Встреча посла Израиля Голды Меир с советскими евреями в Москве
Встреча посла Израиля Голды Меир с советскими евреями в Москве

Все они пытаются хоть слово сказать ей, задать волнующие вопросы. Визит и встреча были настолько мощными, что в Израиле изображение этой встречи показали на 10-шекелевой купюре.

10-шекелевая купюра с изображением встречи Голды Меир с московскими евреями
10-шекелевая купюра с изображением встречи Голды Меир с московскими евреями

Все это раззадорило панику и подозрительность Сталина, и он окончательно сменил милость на гнев, приняв 3 крупных антисемитских решения:

1) Разгром ЕАК. Еврейский антифашистский комитет во время войны занимался связью евреев СССР с евреями Европы и Америки, чтобы получать помощь от этих стран для борьбы страны Советов с нацистами Третьего Рейха. Во многом благодаря разъяснительной деятельности фонда в Советский Союз начал поступать ленд-лиз, столь необходимый в то время для приближения победы. Кроме того, в ходе своей работы ЕАК представлял Советский Союз и его деятельность в положительном свете для мировой общественности. Однако после окончания войны их деятельность можно было представить как шпионаж и связь с недружественными государствами. Конкретно членов ЕАК обвинили в связях с американской организацией "Джойнт", которая оказывала помощь евреям в разных странах мира и являлась, по мнению советской власти, частью "сионистского буржуазного заговора". Многих членов комитета посадили, а некоторых "убрали" с помощью подставных аварий. Так, в Беларуси из-за якобы "столкновения" с грузовиком погиб один из руководителей комитета, а также общественный деятель Соломон Михойлс. Как сообщается в различных источниках, авария была намеренно подстроена по личному указанию Сталина.

Фото с членами Еврейского Антифашистского Комитета
Фото с членами Еврейского Антифашистского Комитета

2) Статья о космополитизме. Разумеется, под космополитом мог быть представлен абсолютно любой человек,который положительно относится к американским и европейским ценностям, однако именно евреи часто ассоциировались с людьми бесчестными, готовыми предать свою родину и уехать при первой возможности. Не последнюю роль в формировании этого обрза сыграла советская пропаганда.

Карикатура на еврея-космополита в журнале "Крокодил" за 20 марта 1949 года.
Карикатура на еврея-космополита в журнале "Крокодил" за 20 марта 1949 года.

3) Дело врачей. Огромная волна критики и травли обрушилась на евреев в послевоенные годы, с 1948 по 1952 год, когда власти завели обвинительные приговоры на нескольких кремлевских врачей. В тексте приговора было сказано: «большинство участников террористической группы (Вовси М. С., Коган Б. Б., Фельдман А. И., Гринштейн А. М., Этингер Я. Г. и другие) были связаны с международной еврейской буржуазно-националистической организацией „Джойнт». Поскольку большинство из обвиненных врачей оказались евреями, то и в быту волна антисемитизма возросла с новой силой. По слухам, именно "дело врачей" должно было стать основной причиной для ссылки многих евреев в трудовые лагеря, а также для их переселения в захолустные регионы большой советской страны (к примеру, на Дальний Восток, хотя такой план не находит исторической доказательной базы). Тем не менее, личная семейная история дает очередной аргумент в пользу того, что отношение к евреям в стране меняется: мои прапрабабушка и прапрадедушка, которые были фармацевтами и владели своей аптекой в Смоленске, подверглись бойкоту, поскольку многие люди предпочитали обходить еврейские "ядовитые" аптеки стороной, в связи с чем на определенный период они лишились своего единственного заработка.

Маховик антиеврейских репрессий мог бы раскручиваться и дальше, если бы не смерть его главного инициатора- Иосифа Сталина. Жестокость по отношению к евреям на определенный период закончилась, но ненадолго: все изменила триумфальная Шестидневная война 1967 года между Израилем и рядом арабских государств. Советский союз был активным союзником Египта и Сирии, спонсировал эти страны своим оружием и разведданными против Израиля. Когда Израиль за короткий срок разбомбил своих противников и увеличил свою территорию в 3,5 раза, многие советские евреи испытали огромный моральный и эмоциональный подъем и гордость за свою "вторую страну".

Карта Израиля до войны 1967 года и после
Карта Израиля до войны 1967 года и после

Этого же нельзя сказать о советской власти, которая разорвала дипломатические отношения с Израилем аж до 1990-го года. И пока евреи Европы и Америки знали друг о друге, пока они могли репатриироваться, то есть вернуться на свою родную землю, о евреях советских из-за железного занавеса и невозможности выехать из страны не знал никто. В то же время, чрезмерно радостные эмоции советских евреях, которые испытали наслаждение от победы вражеской для СССР страны стали вызывать раздражение и мнение о том, что евреи в стране- пятая колонна. Активно над созданием антиизраильские настроений продолжала работать и советская пропаганда, называя с тех пор Израиль "сионистскими оккупантами".

Антиизраильская советская карикатура после как реакция на войну 1967 года.
Антиизраильская советская карикатура после как реакция на войну 1967 года.

В это время в европе, израиле и америке формируется движение "let my people go", адресованное к властям Советов с просбой дать разрешение на выезд евреев. Никто не знал о судьбе евреев, а в самой стране не разрешалось использование ни культурной атрибутики, ни священных книг. Примерно до 1970-х-1980-х годов у евреев советских был один путь: ассимилироваться. Этот трагический период называют в "пустыней" в истории еврейского народа. Это связано не только с тем, что евреи всего мира не знали, что происходит с евреями Советского союза из-за "железного занавеса", но и потому, что советское государство всеми силами боролось с религией и с национальной идентичностью, а значит, публично не разрешалось жить в соответствии с традициями еврейской общины. Несмотря на то, что некоторые туристы, которым удавалось посетить Советский Союз, пытались подпольно передавать евреям семисвечники, молитвенники и многое другое, советские евреи все чаще забывали о еврейских обычаях и становились светскими.

Операция "Свадьба" и нелегальный выезд

Несмотря на фактически обреченное положение, некоторые евреи все же пытаются уехать из страны. Так, в конце 1960-х годов 19 еврейских семей из Грузии пишут письмо в Москву с просьбой отпустить их в Израиль. Поначалу власти не знают, как правильно отреагировать на него, но в конечном счете принимают беспрецедентно мягкое решение и отпускают их! Именно эти семьи стали первыми, кому удалось репатриироваться в Израиль из Советского Союза.

Власти сделали это с расчетом на то, что больше никто подобных "заявок" из советских граждан делать не будет, и в этом был их просчет: увидев положительное решение на просьбу своих сограждан, евреи Москвы, Ленинград и других областей объединяются и начинают писать похожие письма. Однако они, как и следовало ожидать, получают отказ. Но и это не приводит некоторых евреев в отчаяние: группа людей пытаются нелегально захватить самолет и вылететь в Швецию (нейтральную страну, которая не выдавала перебежчиков), чтобы оттуда улететь в Израиль и другие страны. Операция получила название "Свадьба", поскольку двое членов группы были молодоженами. К сожалению, несмотря на грандиозность плана, идея не была осуществлена, а участников приговорили к пожизненному заключению.

-12

Поправка Джексона-Вэника. Струйки советских евреев в Израиле

Ситуация начинает облегчаться и меняться в конце 1970-х- начале 1980-х годов. Это связано с тем, что СССР подписывает Хельсинское соглашение, в соответствии с которым в стране должны соблюдаться права и свободы граждан, в том числе евреев, и за этим следили иностранные наблюдатели. Кроме того, США вводят известную поправку Джексона-Вэника, согласно которой Америка продолжит поставлять товары в СССР, если он, в свою очередь, не будет препятствовать выезду евреев в Израиль и станет небольшими группами выпускать их туда. Благодаря этой поправке с 1970-1979 г.г. в Израиль уехало около 160 тыс. евреев. Помимо этого, именно еврейский вопрос стал основной точкой соприкосновения двух "непримиримых" врагов в виде США и СССР, и в случае ухудшения отношений между странами евреев переставали выпускать в еврейское государство.

Демонстрация в поддержку советских евреев, организованная нью‑йоркскими профсоюзами. 1970‑е
Демонстрация в поддержку советских евреев, организованная нью‑йоркскими профсоюзами. 1970‑е

Развал страны. "Колбасная Алия".

Радикально ситуация меняется в 1990-х. С развалом СССР еврейское государство встречает около миллиона русскоязычных евреев. И хотя дипломатические отношения в этот момент c Израилем восстанавливаются, для выезда все еще необходимо получить выездную визу и приглашение из Израиля от членов семьи. Многие граждане Израиля начинают писать письма советским евреям, не будучи их родственниками. Так в еврейское государство благополучно уезжает около миллиона евреев. Прозвище "колбасная" Алия получает потому, что во многом советские евреи были обмануты розовыми представлениями о Земле Обетованной как о земле с бесконечными благами и комфортной жизнью, тогда как многих из них на первых порах ожидало жестокое разочарование, тяжелая работа не по профессии, дороговизна жизни и постоянная жара.

Тем не менее, несмотря на все трудности, советским евреям удается воплотить свою давнюю мечту и уехать на свою историческую родину. Несмотря на то, что ожидания не совпадали с реальностью, репатриация в Израиль для евреев постсоветского пространства- это, в первую очередь, повод и шанс вспомнить о своих корнях, традициях и обычаях, которые с такой кровожадной страстью уничтожались в еврейских семьях советским режимом.