Найти в Дзене

Незавершенные дела или как вам поможет эффект Зейгарник

Вы когда-нибудь замечали, что люди лучше запоминают то, что осталось незаконченным? Бывало, что вы что-то начинаете делать, но не доводите до конца, и потом это занозой сидит в голове? Это удивительный психологический феномен, известный как эффект Зейгарник. И он может стать вашим секретным оружием в любой сфере - будь то продажи, учеба или личностный рост.

Представьте себе, что вы - менеджер по продажам на заводе. Вы общаетесь с клиентами, рассказываете о новых моделях, обсуждаете детали заказов. И вот однажды вы заметили интересную вещь - клиенты гораздо лучше запоминают те заказы, которые так и остались неоформленными, чем уже завершенные сделки. Или представьте, что вы - официант в кафе. Вы запоминаете заказы клиентов только до тех пор, пока они не выполнены. Как только блюдо уносится со стола - вы тут же забываете, что он заказывал. А вот незавершенные заказы врезаются в память гораздо лучше. Или вы читаете пост, в конце которого автор говорит: "Хотите узнать, как я заработал миллион? Подпишитесь и я расскажу все секреты!" Вы же не сможете просто так взять и закрыть вкладку? Вам захочется подписаться и получить обещанную информацию. А теперь представьте, что тот же пост заканчивается словами: "Вот и все, надеюсь, было полезно!" . Или представьте, что вы - студент, который проходит сложный курс. Вы заметили, что лучше запоминаете и усваиваете те темы, которые не успели до конца разобрать на занятии, чем те, что были полностью изучены.

Суть этого удивительного психологического феномена в том, что люди лучше помнят незавершенные, а не завершенные дела. 
Почему? Все дело в устройстве нашего мозга. Когда мы начинаем какое-то дело, в нас включается механизм ответственности и мотивации - нам хочется довести начатое до конца. Поэтому незавершенные задачи постоянно крутятся у нас в голове, не давая покоя.

Это открытие психолога Блумы Зейгарник и сегодня активно используется маркетологами и блогерами. Как именно? Они намеренно оставляют "зацепки" в своих постах, интригуя и провоцируя читателей на действия. Комментарии, подписки, переходы по ссылкам - все это "незавершенное", что не дает покоя мозгу. Незавершенные дела привлекают больше внимания и фокусировки. Мозг как будто специально "выделяет" их, чтобы мы не забыли о необходимости их завершить. Поэтому клиенты или студенты гораздо лучше помнят то, что осталось "висеть" - в отличие от уже завершенных.

Как же использовать эффект Зейгарник себе на пользу? Все просто - намеренно оставляйте незавершенные "крючки"! Будь то в продажах, учебе или личной жизни. Создавайте интригу, пробуждайте любопытство, заставляйте мозг работать. Например, вы можете говорить клиенту: "Хотите узнать, какая у нас будет новая модель в следующем году? Оставьте ваши контакты, и я пришлю вам информацию!" Или, рассказывая о последних разработках, можно сказать: "Кстати, мы сейчас работаем над очень интересным улучшением дизайна. Хотите узнать подробности? Напишите мне в мессенджер, я вам все расскажу!" Такие "незавершенные" предложения будут постоянно вертеться в голове у клиента. Ему будет интересно узнать больше, и он обязательно свяжется с вами. А вы получите отличный повод для повторного контакта и продолжения диалога.

Так что не упускайте возможность использовать эффект Зейгарник. Оставляйте "крючки", интригуйте, пробуждайте их любопытство!