Найти тему
Книготека

Кто живёт на крыше?

Костик Мальков был обыкновенным одиннадцатилетним мальчишкой, коих в большом городе пруд пруди. Но была у Костика одна особенность, которая мешала ему жить: мальчик был чрезвычайно стеснителен и никак не мог побороть свою излишнюю скромность.

Стоило учителю вызвать Костика к доске, как тут же его сердце начинало бешено колотиться, слова путались, а перед глазами плыл туман. Ни школьный психолог, ни психотерапевт так и не смогли искоренить природную застенчивость паренька. Поэтому у Костика не было друзей. Никто не хотел играть с Мальком. Такое прозвище дали Костику в школе.

- Эй, Малёк, подай мяч! - кричали одноклассники, и, увидев, как Костик вздрагивал, вставал, как вкопанный, и испуганно таращил глаза, смеялись.

А Костику было не до смеха. Он понуро шёл домой и громко вздыхал, что, конечно же, замечала мама. И никакие детские праздники, которые она устраивала, не помогали её сыну сблизиться со школьными друзьями.

Незаметно Костик стал лишним среди ребят. Никто не хотел с ним дружить.

Одна надежда была на переезд в другой район города, где семья Мальковых купила новенькую квартиру на последнем этаже новостройки.

- Ух, ты! Мы будем жить на десятом этаже! - радовался Костик. - И у нас будет лоджия!

- Я тоже мечтала о лоджии, - улыбнулась мама, - а то в нашей квартирке даже балкона нет. Вот папа и сделал нам с тобой такой классный подарок! Скоро закончишь пятый класс, и мы переедем. Первого сентября пойдёшь в новую школу.

- Ура! - крикнул Костик, радостно предвкушая летние каникулы.

***

И вот наступило долгожданное лето. В середине июня Костик с родителями переехал в новую квартиру, где у него была собственная комната с огромной лоджией, захватывающей ещё и гостиную. Радости мальчика не было предела.

Возле дома был разбит небольшой яблоневый садик и построена детская площадка.

- С кем-нибудь познакомился? - с надеждой спросила мама, когда Костик вернулся с улицы.

- Во дворе одни малыши, - ответил Костик, - но я поиграл в мяч и познакомился с собакой. Она такая большая, её хозяин сказал, что порода называется дог.

- Это хорошо, что ты хоть с кем-то пообщался. Тебе нужен друг. Увидишь мальчика своего возраста, просто подойди и спроси, как его зовут, - посоветовала мама, - пригласи в гости. Тут много новеньких, наверное, не все ещё переехали.

Но время шло, а Костик так ни с кем из ровесников не познакомился. Как назло, никто не ходил по одному, а сидели или играли небольшими группами. А к куче ребят Костик подходить стеснялся.

***

Однажды вечером, когда родители были ещё на работе, Костик услышал какие-то шаги наверху и звуки весёлой музыки. Он вышел на лоджию и открыл окно, чтобы прислушаться, откуда идёт шум. Музыка доносилась с крыши. Костик выглянул в окно лоджии и, наполовину высунувшись, посмотрел вверх.

- Эй! Это кто там наверху?! - крикнул он.

Музыка стихла и топот тоже. Лишь шум ветерка долетал до слуха Костика.

- Я спрашиваю, кто там шумит? - не унимался любопытный Костик. - Я всё слышал!

- Ну, я, - донёсся сверху мальчишеский голос, - нельзя что ли?

- Кто это «я»? - у Костика душа ушла в пятки, - там же крыша и двери на чердак заперты. Мне папа говорил.

- Призрак я, - сказал голос, - нельзя что ли?

- Настоящий? - пискнул Костик и вжал голову в плечи.

- Ещё какой настоящий, - хихикнул голос.

- А ты там один, наверху?

- Один.

- А тебе не скучно? - спросил вдруг Костик и испугался своей храбрости.

- Да не скучнее, чем тебе, - ответил призрак, - сам-то один во дворе гуляешь.

- Откуда ты знаешь? - удивился Костик.

- Я всё знаю, - сказал призрак.

Костик помолчал, а потом выдал то, что сам от себя не ожидал:

- Слушай, призрак, ты хочешь стать моим другом?

- Пожалуй, могу, - согласился призрак, - но у меня есть одно условие.

- Какое?

- Никому про меня не говори. Не проболтайся, что я здесь, на крыше обитаю. Если кто чужой узнает, что я тут живу, то мне придётся искать другое место, - пояснил призрак.

- Не скажу, - пообещал Костик, а про себя подумал: «Маме-то можно».

***

Так Костик общался с призраком целую неделю, пока мама не услышала из гостиной, как Костик с кем-то разговаривает. Сначала она подумала, что он общается по телефону с ровесником. И очень обрадовалась, что Костик, наконец-то, нашёл товарища. Но, когда мама выглянула из комнаты на лоджию, то поняла, что сын разговаривает сам с собой, стоя у открытого окна.

- Сынок, с кем ты сейчас говорил? - спросила мама.

- Ни с кем, просто так, - испуганно ответил Костик.

- Не ври, я слышала, что ты что-то говорил в окно, - сердце матери сжалось от плохого предчувствия.

- Ладно, сознаюсь, - улыбнулся Костик, - у меня есть друг, вот с ним я и говорю.

- А где он? На балконе ниже? Почему не встретитесь тогда? Вот бы и болтали, - предложила мама.

- Не могу я с ним встретиться, потому что он невидимый. Он - призрак, понимаешь? - Костик развел руками и сделал такой вид, будто всю свою жизнь только с призраками и общался.

Мама схватилась за сердце и сползла по стене. Перед её глазами всё поплыло, а в мозг острой иглой воткнулась страшная мысль: «Ну, всё, достукались. Зачем давили на ребёнка? Теперь у него появился воображаемый друг! Что делать?!»

***

Через неделю родители привели Костика к детскому психиатру, пройдя перед этим кучу обследований. Тот спрашивал мальчика о разных вещах: о цвете травы и неба, показывал картинки и задушевно беседовал. В конце он задал главный вопрос:

- Костя, а что, тебе нравится общаться с твоим невидимым другом?

И, когда мальчик кивнул головой, вызвав очередной поток слез у матери, доктор что-то записал в блокнот. Затем, попросив Костика подождать в коридоре, психиатр сказал плачущей маме:

- Успокойтесь, мамаша, с вашим сыном всё хорошо. Все анализы и снимки в порядке. Он здоров! Однако очень скучает и страдает из-за своей скованности. Рекомендую как можно скорее завести ему настоящего, а не эфемерного друга или подарить ему братика или сестричку. Тогда не до призраков будет: придётся с малышом помогать. Выбор за вами, мамаша.

Домой все ехали молча. Каждый думал о своём: мама - что делать дальше, а Костик гадал, чем занят сейчас призрак. Подсознательно Костик понимал, что больше про нового друга рассказывать родителям не нужно. «Зря я проболтался, - подумал он, - призрак же предупреждал».

На следующее утро, пообещав ни с какими призраками больше не связываться и проводив родителей до дверей, Костик решил помочь маме и снять бельё с сушилки. Но, как только он зашёл на лоджию, то увидел на коврике свою мечту — радиоуправляемый вертолётик.

- Ух, ты! Вот это аппарат! - воскликнул Костик, рассматривая блестящий вертолёт с упругими лопастями, - как же тебя сюда занесло? Опять мама забыла окно на лоджии закрыть! Жаль, нет пульта управления.

Костик, забыв про бельё, пошёл в свою комнату, чтобы поиграть с находкой. Без пульта было совсем не то. Поэтому Костик, прихватив вертолётик, собрался во двор в надежде, что кто-то ищет свою игрушку. А это значит, что ему, Костику, тоже дадут поиграть, раз он оказался спасителем чужого добра. А может быть, и станут дружить! Эта мысль обрадовала мальчика. Он сразу вообразил, как представляет маме своего нового друга, а та, радостно хлопая в ладоши, начинает угощать их сластями.

Но не успел Костик закрыть дверь на ключ, как услышал знакомый голос:

- Пс-с, пацан! Это мой вертолётик! Он к тебе на балкон с крыши залетел. Я тебя давно жду.

Костик узнал этот голос. Он понял, что с ним говорит тот самый призрак. Вжав от страха голову в плечи, Костик медленно повернулся с закрытыми глазами в сторону говорящего:

- Привет, призрак!

- Привет, Костик! Чего зажмурился? Ну, ты даёшь! - голос рассмеялся.

Костик открыл глаза. Навстречу ему, пряча большой ключ в карман, шёл подросток лет шестнадцати. В руках его был злополучный пульт от вертолета.

- Так ты не призрак?! - воскликнул Костик.

- Нет, конечно, - засмеялся парень, - пошутил я. Думал, ты поймёшь «фишку», а ты всё принял за чистую монету. Меня Гариком звать. Я живу на крыше.

- Как Карлсон?

- Лучше! - снова засмеялся Гарик, - у меня там целый строительный вагончик. Пошли во двор, поиграем?

- Пошли, - согласился Костик, а потом решил признаться, - знаешь, меня родители даже к врачу водили, когда я проболтался о тебе. Думали, наверное, что я «ку-ку».

- А я тебе говорил, - поднял вверх палец Гарик, - язык до добра не доведёт. Так моя бабушка говорила.

- Я так рад, что ты никакой не призрак, - вдруг сказал Костик, - а ещё мой друг.

Гарик как-то печально посмотрел на Костика и промолчал. Вскоре бойко стрекочущий вертолётик заставил их забыть о личных неприятностях. Костику было весело и просто с Гариком. К тому же, к ним подтянулась детвора, с интересом наблюдающая за манёврами забавной игрушки. Этим вечером у Костика появилась куча новых знакомых.

- Так здорово поиграли! - с восхищением сказал Костик, пока они с Гариком поднимались в лифте на десятый этаж, - столько народу теперь знаю, даже девочек! Я так рад!

- Ну вот, а ты дрейфил, - сказал Гарик и похлопал Костика по плечу, - знакомиться проще простого. Если не знаешь как, дам совет. Выносишь сладости во двор и орёшь: «Кому конфеты?!» И тут же набегает куча ребят. И, вуаля, все тебя знают! Учись, пока молодой!

- Круто! Слушай, пошли ко мне? У меня папа с мамой только вечером вернутся. У нас сегодня борщ и котлеты с пюрешкой.

У Гарика потекли слюнки:

- А пошли. Только про меня на этот раз родителям не рассказывай! Поклянись на этом вертолёте!

- Клянусь! - тихо сказал Костик, положив руку на лопасти ценной игрушки.

Этого Гарику было достаточно.

На кухне Гарик был, как рыба в воде: он быстро разогрел для себя и Костика обед, а потом помыл посуду. Когда они пили чай и болтали, Костик прямо спросил:

- Гарик, скажи честно, как ты оказался на крыше?

Гарик на мгновение замер, как-то неуютно съёжился, а потом, решившись, начал свой рассказ:

- В мае я окончил десять классов. И настала пора выбирать профессию, чтобы потом нужные экзамены сдавать. А я всегда хотел быть режиссёром или сценаристом. В общем, иметь дело с кино или театром, понимаешь? В крайнем случае - стать писателем-фантастом. А отец начал заставлять меня поступать на физико-математический или геологический. Он спит и видит во мне инженера. А я не технарь вовсе! Не моё это всё. Ну, мы разругались с ним, он отобрал мой ноутбук и телефон, и банковскую карточку, что мне дарили на день рождения. Так он хотел меня наказать. А я обиделся и решил уйти из дома. Я написал маме записку, чтобы не волновалась, собрал вещички, взял свои деньги, что копил на мопед, и пока родители были на работе, сбежал. К друзьям идти ночевать было нельзя, так что я устроился спать прямо вон на той лавочке в вашем дворе.

И Гарик показал пальцем на детскую площадку. Костик от удивления открыл рот:

- И тебя не выгнали? Как же ты не боялся на улице спать?

- Лето же, тепло, - усмехнулся Гарик, вспоминая тот день, - баба Нюра, ваша консьержка, пожалела меня и дала ключи от двери, что вела на крышу. Там я нашёл вполне удобный строительный вагончик. Видимо, его забыли убрать. В нем есть диван, стол, холодильник и даже маленький черно-белый телевизор старых времён. Хочешь, можем сходить и посмотреть. Приглашаю тебя в гости.

- Ура! Я очень хочу побывать на крыше! - воскликнул Костик и залпом выпил кружку чая, готовый идти за Гариком.

Так у Костика появился настоящий друг.

Ребята каждый день проводили вместе: то сидели на крыше и болтали о разных разностях, а потом Гарик рассказывал интересные истории, что придумал сам, то гуляли во дворе, запуская вертолётик и придумывая разные игры, и потихоньку стали желанными гостями на детской площадке. Спустя месяц, благодаря поддержке Гарика, Костик уже не стеснялся остальных детей, которыми быстро наполнился двор новостройки. Всё это время Костик держал слово, которое дал Гарику: ни в коем случае не выдавать друга.

***

В августе в семье Костика зашёл разговор об отправке сына в деревню к бабушке. Раньше Костик считал денёчки, чтобы быстрее уехать подальше от города и наслаждаться рыбалкой с дедом и бабушкиными сказками. К тому же наступала пора фруктов, коих у бабушки был целый сад.

- Не поеду, - твёрдо сказал Костик, удивив родителей, - хочу с ребятами во дворе поиграть.

Мать с отцом переглянулись.

- Что это с тобой? - спросил отец, - мы, конечно, очень рады, что ты научился находить друзей, но отказываться от такого предложения нельзя. Ведь через месяц снова в школу, а ты даже в речке ещё не купался.

- Ну и что, - ответил Костик, - друг важнее речки. Ему сейчас нелегко. И я его не брошу.

- Это ты про какого друга говоришь? - с дрожью в голосе спросила мама, - того самого, невидимку-призрака?

- Это он раньше призраком был, а оказался нормальным пацаном, - брякнул, не подумав, Костик.

Поняв, что сболтнул лишнего, он с опаской посмотрел на мать. Та стояла, сжимая в руках кухонное полотенце и чуть не плакала:

- Снова началось! Опять тебе мерещится! Я так с ума сойду!

- Нет, ты не поняла! - попытался оправдаться Костик, - это я раньше думал, что он призрак! А он обычный парень, просто шутил, понимаешь? Зря мы тогда к психованному доктору ездили.

- К психиатру, - поправила Костика мать, заметно успокоившись, - ладно, подумай ещё насчёт деревни. Приводи в гости своего друга.

Костик не ответил. Он не мог признаться Гарику, что снова рассказал про него маме, а значит, позвать в гости тоже не мог. Мама начнёт расспрашивать о жизни Гарика, и правда быстро всплывёт наружу.

Этой ночью Костик спал беспокойно. Ему снился Гарик, которого выгоняют с крыши. Гарик обидчиво смотрел на Костика и кричал: «Эх, Костик, Костик! Вставай!».

- Костик, вставай! - мама тормошила сына среди ночи, - в доме сработала пожарная сигнализация, всех эвакуируют! Где-то на верхних этажах пожар случился! Одевайся! Бежим!

Костик машинально надел спортивный костюм и тапочки, собираясь выбежать из комнаты. Но тут страшная мысль настигла его и заставила остановиться: «А как же Гарик? Он ведь спит и ничего не знает о пожаре!».

Отец тянул Костика за руку, как на буксире. А тот упирался и порывался бежать к чердаку.

- Куда ты? Нам вниз по лестнице! - кричал отец, - на лифте ехать нельзя!

- Там вверху Гарик! Его тоже надо спасти! Там мальчик на крыше! - плача, причитал Костик.

- Ты опять за своё? Сколько уже можно нам морочить голову! - воскликнула мать и с силой потащила вырывающегося Костика вниз по лестнице.

Слышался топот множества ног. Это соседи снизу бежали к выходу.

- Там ещё человек! Там Гарик! - кричал Костик и кашлял от дыма.

Но никто ему не верил.

Где-то на шестом этаже людей встречали пожарные и спрашивали:

- Все здесь? Никто не остался в квартирах?

За одного из них, самого старшего, как за соломинку, уцепился ревущий в голос Костик:

- Дяденька! Там на крыше мой друг, Гарик! Он спит и ничего не подозревает! Там в вагончике Гарик! Спасите его!

Пожарный вздрогнул и внимательно посмотрел на Костика:

- Ты не врёшь, мальчик?

- Нет! Я больше никогда не буду врать! - кричал Костик.

- Не слушайте его, он у нас фантазёр, - начала, было, мама, но не успела договорить, как пожарный рванул наверх.

Десятый этаж был уже весь в дыму, поэтому дверь на чердак пожарные выбивали наугад. Через несколько минут старший пожарный уже ворвался на крышу, окутанную едким дымом. На краю крыши, там, где было меньше всего дыма, лежала еле различимая под светом фонаря худенькая фигурка мальчишки.

- Эй, парень, ты живой? - спросил пожарный, доставая кислородную маску.

Гарик поднял испуганное лицо, чтобы рассмотреть своего спасителя:

- Папа? Как ты узнал, что я здесь? Папка!

Гарик бросился к отцу и обнял его.

- Слава богу, ты жив! Мы с матерью тебя искали! - пожарный был в таком шоке, что не мог больше говорить.

И только тогда, когда они очутились в спасительной прохладе двора, отец сказал Гарику:

- Это всё тот мальчик. Он кричал, что ты остался на крыше, вцепился в меня, как клещами. А я чуть не поверил его матери, но решил всё же проверить слова пацана.

Гарик и отец снова обнялись.

- Будь, кем хочешь, сынок, - вдруг сказал отец, - это твоя жизнь, и твой выбор. Возвращайся домой.

- Хорошо, папа, - ответил Гарик и уткнулся в пропахшую гарью боевку отца.

***

Первого сентября Костик и Гарик пошли в школу вместе. На торжественной линейке, кроме первоклассников и выпускников, школа чествовала ещё одного ученика, который храбро вышел к ведущим в центр школьного стадиона. На Костика с любопытством глядели несколько сотен пар глаз. И ещё одни — мамины. Они смотрели с гордостью.

- За помощь в спасении человека награждается ученик шестого класса Константин Мальков! - громко сказал директор школы.

Начальник пожарной части вручил Костику грамоту и заветную коробку с новеньким блестящим радиоуправляемым вертолётом.

Костик посмотрел на Гарика. Тот помахал ему рукой. Заметив это, одноклассники Гарика захлопали в ладоши и стали кричать «Ура!». Затем к ним присоединилась вся школа.

Это был звёздный час маленького тихого мальчишки, который больше ничего не боялся.

---

Автор: Ирина Ашланская