Найти тему
МНЕНИЕ#

Госдума приняла законопроект, возвращающий с 2025 года индексацию пенсий работающим пенсионерам. Ну и что оказалось в законопроекте?

Оглавление
Госдума приняла законопроект, возвращающий с 2025 года индексацию пенсий работающим пенсионерам. Ну и что оказалось в законопроекте?
Госдума приняла законопроект, возвращающий с 2025 года индексацию пенсий работающим пенсионерам. Ну и что оказалось в законопроекте?

Госдума определилась, как именно и сколько раз будут индексировать пенсию работающим пенсионерам в 2025 году

Принят в первом чтении законопроект об индексации пенсий работающим пенсионерам

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин отмечал, что решение принимается в непростое время для поддержки людей.

Депутаты на пленарном заседании приняли в первом чтении законопроект о возобновлении индексации пенсий работающим пенсионерам. 

Согласно проектируемым нормам, с 2025 года страховые пенсии работающих пенсионеров ежегодно подлежат индексации наравне с пенсионным обеспечением тех, кто оставил работу. 

Реализация предлагаемых изменений законодательства с учетом ежегодного порядка индексации страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней потребует дополнительных бюджетных ассигнований:

-в 2025 году — 96,45 млрд рублей,

-в 2026-м — 177,03 млрд,

-в 2027-м — 260 млрд.

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин отмечал, что решение принимается в непростое время для поддержки людей.

По словам, законопроект об индексации пенсий работающим пенсионерам затронет 7,87 млн человек.

«Несмотря на введенные против России более 21 тысячи санкций, наш Президент Владимир Владимирович Путин принял это важное решение», — заявил Вячеслав Володин.

По его словам, экономика смогла адаптироваться к вызовам, показывает уверенный рост, необходимые средства для индексации в бюджете страны найдены.

Президент РФ Владимир Путин на пленарной сессии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) предложил с февраля следующего года возобновить индексацию пенсий работающим пенсионерам.

Он добавил, что с 1 февраля 2025 года и далее пенсии будут ежегодно повышаться не только тем, кто уже вышел на заслуженный отдых, но и тем, кто продолжает работать.

ОБСУЖДАЕМ НОВЫЕ ПРАВИЛА ИНДЕКСАЦИИ ПЕНСИЙ РАБОТАЮЩИМ ПЕНСИОНЕРАМ... В последующие после поручения президента дни на сей счет появилось много комментариев, в том числе и непосредственно от авторов законодательной инициативы. К сожалению, комментарии ответственных лиц были крайне противоречивыми и не давали четкого ответа на два ключевых вопроса, интересующих работающих пенсионеров.

Первый – от какой суммы с 2025 года станут индексировать страховую пенсию работающим? От той, которую он получает на руки сегодня, то есть, без учета предыдущих «замороженных» индексаций за период с 2016 по 2024 годы? Или уже от пересчитанной на конец 2024 года с учетом всех предыдущих «бумажных» повышений?

Вопрос имеет значение. По закону, индексация пенсий не может быть ниже уровня инфляции. Нужно отдать должное правительству, оно свято руководствуется этой нормой. Если прикинуть, какой была инфляция за 8 минувших лет, то, по данным Росстата, получается, что она составила 48%. То есть справедливая индексация должна увеличить пенсии почти в полтора раза.

Допустим, сегодня работающему пенсионеру на карту приходит 20 тысяч рублей в месяц. А если ему пересчитают на величину индексации за 8 лет, то он должен получать примерно 30 тысяч. Отсюда и вопрос: от какой суммы станут индексировать выплаты с 1 февраля будущего года - от 20 или 30 тысяч?

Второй вопрос более «тонкий» и, видимо, затратный для бюджета. Социальный фонд имеет все данные по работающим пенсионерам и где-то в своих компьютерных базах аккуратно пересчитывает им пенсии с учетом индексации за каждый год, начиная с 2016 года. Пенсия таким образом повышается - но только на бумаге. Отсюда второй важный вопрос: все то, что набежало на бумаге за 8 лет, будет компенсировано реально или нет?

Опять-таки, обратимся к конкретному примеру.

Допустим, ветерану за 2022 год Социальный фонд повысил пенсию на 2000 рублей, за 2023 год – еще на 1000. Если рассмотреть отдельно взятый 2022-й, то за год работающий пенсионер не получил 24 тысячи рублей. За 2023-й – еще 12 тысяч рублей. Эти деньги будут компенсироваться задним числом? Или они так и останутся в компьютерной базе данных Соцфонда?

Пока четкого ответа на эти вопросы нет. Но они, безусловно, будут даны в процессе рассмотрения законопроекта в Госдуме. А пока решили узнать мнение независимого эксперта.

- На мой взгляд, законопроект не отвечает на все вопросы, которые возникают у россиян, - считает доцент РЭУ им. Плеханова Людмила Иванова-Швец.

– Что нам известно абсолютно точно – с 1 февраля индексация пенсий будет проводиться абсолютно всем: и работающим, и неработающим.

- Только от какой только суммы – вот что волнует работающих ветеранов.

- Если работающий пенсионер в личном кабинете зайдет на сайт Социального фонда, то там он увидит пенсию, которую получает сейчас, без учета индексаций. И ту, которую получал бы, если бы прекратил свою трудовую деятельность.

Как я понимаю, за основу индексации выплат по итогам 2024 года будет браться именно эта последняя сумма, с проведенной для кого-то за 8 лет или меньший срок индексацией. Механизм будет именно такой: старт индексации пойдет от этой суммы. - Но многих работающих пенсионеров волнует: вернут ли им деньги, которые Соцфонд придержал за каждый месяц замороженной пенсии? Там средства накопились немалые.

- Скорее всего, эти деньги никто возвращать не будет. Можно, как говорится, успокоиться и забыть. Никто ничего добавлять «задним числом» не станет.

- Какую-то индексацию пенсий обещают еще и с 1 апреля. Можете пояснить?

- С ней вообще непонятно. С 1 февраля проиндексируют выплаты с учетом инфляции. А в апреле будет повышение за счет дохода от размещенных инвестиций Социального фонда. Он вкладывает средства через разные компании, однако на сайте фонда об их общей доходности сведений нет. К тому же, неизвестно, какой процент от доходов планируется возвратить пенсионерам. Здесь работы непочатый край, вероятно, эта инициатива пока что принята за основу — но до конкретики еще не дошла.

Ну и что оказалось в законопроекте?

Согласно проекту, индексация пенсий работающим пенсионерам будет проводиться дважды в год: с 1 февраля - на уровень инфляции предыдущего года, а с 1 апреля - на уровень роста заработной платы.

Как сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, выступая на пленарном заседании, минимальное среднее повышение составит 1300 рублей.

Интересно, что такое "минимальное среднее повышение"?

"Еще раз хочу подчеркнуть, что у каждого человека пенсионное обеспечение индивидуальное, в зависимости от его стажа.
Поскольку мы индексируем пенсию с 1 февраля, начнем по накопленной базе, то естественно от этой накопленной базы у него и пойдет увеличение по тем индексам, которые сложатся.
Но мы для себя определяли, что среднее, подчеркиваю, минимальное увеличение должно составить где-то 1 300 руб.",- сообщила Татьяна Голикова.

Размер второй за год индексации пенсий с 1 апреля 2025 года будет определяться по уровню роста оплаты труда за прошедший год, но с вычетом фактической инфляции.

Рассмотреть документ во втором чтении спикер Думы Вячеслав Володин предложил 26 июня.

По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, документ будет рассмотрен сразу во втором и третьем чтениях в начале пленарного заседания 26 июня.

Документ уточняет, что работающие пенсионеры получают страховую пенсию и выплату к ней в размере, установленном на 31 декабря 2024 года, без учета недополученных средств.

Действующие нормы предполагают приостановку индексации пенсий работающим пенсионерам с 2016 года.

Как объяснил замруководителя фракции "Единая Россия" Андрей Исаев, выплаты работающим пенсионерам будут рассчитываться исходя из потенциального размера пенсии, которую человек получал бы с учетом всех индексаций с 2016 года.

Он добавил, что индексацию за период с 2016 по 2024 годы включат в пенсию работающих пенсионеров после завершения ими трудовой деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
и статью 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях»

Статья 1
В пункт 2 статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 51, ст. 4832; 2008, № 18, ст. 1942; № 30, ст. 3602; 2009, № 30, ст. 3739; 2011, № 23, ст. 3258; № 49, ст. 7037; 2013, № 52, ст. 6986; 2014, № 30, ст. 4217; 2016, № 52, ст. 7486; 2018, № 41, ст. 6190; 2021, № 47, ст. 7744; 2022, № 9, ст. 1250; № 29, ст. 5204; 2023, № 29, ст. 5317) внести следующие изменения:
1) в абзаце первом слова «на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала,» исключить;
2) абзац второй после слов «О страховых пенсиях», дополнить словами «валоризации величины расчетного пенсионного капитала,».

Статья 2
Внести в статью 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6965; 2016, № 1, ст.5; 2017, № 27, ст. 3931; 2018, № 41, ст. 6190; 2022, № 9, ст. 1250, № 29, ст. 5204) следующие изменения:
1) в наименовании слова «выплата» заменить словами «Особенности выплаты»
2) части 1 изложить в следующей редакции
«1. Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном на 31 декабря 2024 года в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место и неполученных в период осуществления работы и (или) иной деятельности до 31 декабря 2024 года.
Увеличение указанных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) происходит на сумму индексации размера страховой пенсии, размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, определенных с учетом всех индексаций (увеличений), а также перерасчета, предусмотренного частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, в порядке, предусмотренном частью 10
статьи 18, частью 6 статьи 16 настоящего Федерального закона»;
3) в части 2 слова «осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» заменить словами «указанным в абзаце первом части 1 настоящей статьи»;
4) в частях 4 и 5 слова «осуществления (прекращения)» заменить словами «прекращения»;
5) в частях 6 и 7 слова «частями 1-3» заменить словами «частью 3»;
6) часть 8 исключить;
7) в части 11 слова «осуществления (прекращения)» заменить словами «прекращения».

Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2025 года.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статью 26.1 Федерального закона
«О страховых пенсиях»

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статью 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» подготовлен с учетом решений, озвученных Президентом Российской Федерации в рамках Петербургского международного экономического форума 7 июня 2024 г., и направлен на возобновление индексации страховой пенсий и фиксированной выплаты к страховой пенсии работающим пенсионерам, а также изменение источника финансирования валоризации величины расчетного пенсионного капитала.
В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона № 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ, без учета индексации. То есть указанным пенсионерам осуществляется индексация пенсии, но к выплате подлежат суммы страховой пенсии, без учета индексации.
В случае прекращения пенсионерами работы и (или) иной деятельности суммы страховой пенсии выплачиваются в размере, определенном в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ, с учетом индексации (увеличения), корректировки ее размера, имевшие место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Согласно проектируемым нормам с 2025 года страховые пенсии работающих пенсионеров ежегодно подлежат индексации наравне с пенсионерами, оставившими работу.
Согласно предлагаемому механизму, индексируется сумма страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом всех индексаций (увеличений), корректировок, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, из которой вычитается сумма страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, исчисленная до индексаций 2025 года и последующих годов, и определенная таким способом разница сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии прибавляется к сумме страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплачиваемой по состоянию на дату, предшествующую индексации.
Законопроектом также предлагается внесение изменений в Федеральный закон № 167-ФЗ в части изменения порядка финансирования валоризации величины расчетного пенсионного капитала.
В связи с проведенными мероприятиями по совершенствованию пенсионной системы объем и доля страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на покрытие обязательств по пенсионному обеспечению граждан выросли, а трансферт федерального бюджета - сократился.
В этой связи предлагается предусмотреть возможность финансирования валоризации величины расчетного пенсионного капитала в том числе и за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Решение об объемах средств страховых взносов и трансфертов федерального бюджета будет определяться ежегодно в рамках бюджетного законодательства.
Проект федерального закона не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемые в проекте федерального закона решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Высчитываем пенсию и разъясняем новые правила индексации здесь:

МНЕНИЕ