59,9K подписчиков

Как некрасивая Софья Бахметева свела с ума красавца графа Алексея Толстого, который её искренне любил, а она только позволяла себя любить

2,3K прочитали
Эта роковая любовь графа Алексея Константиновича Толстого началась с маскарада в Большом театре в 1851. Маскарады были безумно популярны в середине 19 века в России.

Эта роковая любовь графа Алексея Константиновича Толстого началась с маскарада в Большом театре в 1851. Маскарады были безумно популярны в середине 19 века в России. Женщина в маске могла себе позволить любые неблагопристойности. Вот на таком маскараде к двум писателям, Алексею Константиновичу Толстому и Ивану Сергеевичу Тургеневу, уверенно подошла молодая дама в маске и бесцеремонно вклинилась в их разговор. Беседа получилась интересной и интригующей. Было ясно, что её интересует не красавец Алексей Толстой, а популярный писатель Иван Тургенев, что очень расстроило Толстого. Маску она так и не сняла. В завершении разговора дама взяла предложенную визитку и заверила Тургенева в том, что знакомство может быть продолжено. А вот Алексея Толстого эта нежданная встреча взволновала настолько, что все его мысли были только о таинственной незнакомке. Он написал об этом стихотворение в своем дневнике, которое войдет в золотой фонд русской лирики. Позже Петр Ильич Чайковский напишет музыку к этому стихотворению и получится романс, который живет и сейчас.

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,

А голос так дивно звучал,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид,

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый, прилечь -

Я вижу печальные очи,

Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,

И в грезах неведомых сплю...

Люблю ли тебя - я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

И вот наконец Тургенев устроил столь желанную встречу с таинственной незнакомкой. Эта встреча сильно разочаровала Ивана Сергеевича. Увидев её без маски, он сказал: «Чухонский солдат в юбке». Но Алексей Константинович Толстой влюбился в эту женщину окончательно и бесповоротно. Ею оказалась Софья Андреевна Миллер – урожденная Бахметева, жена блестящего офицера-кавалергарда. Она никак не соответствовала канонам красоты того времени. Софья Миллер обладала крупными чертами лица, высоким лбом и тяжёлой нижней челюстью.

Эта роковая любовь графа Алексея Константиновича Толстого началась с маскарада в Большом театре в 1851. Маскарады были безумно популярны в середине 19 века в России.-2

Но Толстой был покорен несмотря на некрасивые черты её лица. Его поразил необычный ум и высокий интеллект Софьи. А еще была в ней какая-то притягательность, когда забываешь о внешности и наслаждаешься общением. Ведь она знала с десяток иностранных языков и уверенно цитировала Гете, Шекспира и других западноевропейских классиков. Эта его влюбленность была столь очевидной, что её было не скрыть. Графа всячески предостерегали от близкого знакомства с Софьей. Рассказывали о том, что она имела внебрачного ребенка от порочной связи с князем Григорием Вяземским. В те времена это было постыдно и просто невозможно. И о том, что ее брат дрался с Вяземским из-за неё на дуэли и был им убит. Сейчас она была замужем, но имела свободный нрав. Открыто уезжала с балов с понравившимся ей мужчиной. С мужем жила раздельно. К слову сказать, в то время многие дамы уезжали с балов с кавалером, но делали это тайно, а Софья не стесняясь делала это открыто. Это было недостойное поведение для дамы в те времена. Толстой не слушал никаких предостережений. А ведь почти все, что в свете говорили о Софье, было правдой. Ее родители, обедневшие помещики, старались дать своим детям хорошее образование. Софья окончила Екатерининский институт благородных девиц; это заведение считалось вторым по престижности после знаменитого Смольного института. Она обожала учиться, любила философию, точные науки и не пропускала ни одной новинки отечественной или зарубежной литературы. Изучала языки. Таких образованных девушек в то время было немного, и она привлекла внимание князя Григория Вяземского. Их связь продлилась недолго и закончилась беременностью Софьи. Вяземский даже попросил ее руки. Софья согласилась, но радоваться было рано - родители жениха решительно воспротивились мезальянсу. Мало того, что Софья была бесприданницей, но и по знатности рода была. совсем не рОвня Вяземским. Родственники быстро подыскали сыну более подходящую невесту. Софья от горя просто потеряла голову. Она решила поговорить с матерью Вяземского, растрогать её историей об их искренней любви. Но даже это не помогло. Брат Софьи вызвал князя на дуэль и был им убит. Софья Андреевна родила девочку в 1848, которой дали имя Софья. От позора девушку спас второй брат - Петр, который с женой оформил ребенка как своего. Вот так девочка стала племянницей своей матери. Но мир слухами полнится и все равно Софья была скомпроментирована окончательно. Чтобы избежать пересудов, родители выдали ее скоропалительно замуж за Льва Миллера — племянника Екатерины Львовны Толстой, матери Фёдора Ивановича Тютчева. Замужество за блестящим офицером не принесло счастья Софье. По сути это был фиктивный брак, супруги подолгу жили раздельно и мало общались. И на самом деле она могла себе позволить уехать с бала с понравившимся мужчиной открыто и даже демонстративно, поскольку научилась демонстративно пренебрегать мнением общества.

Пришла пора рассказать о графе Алексее Константиновиче Толстом. Когда они познакомились, Алексею Константиновичу шел 34 год, и это был баловень судьбы. Отец его происходил из старинного и известного рода Толстых. Троюродным братом Алексея Толстого был известный писатель Лев Толстой. Алексей был холост, в детстве воспитывался вместе с наследником престола Александром II, с которым всю жизнь сохранял дружеские отношения. Современники Толстого описывали его как сильного, красивого молодого человека с белокурыми волосами. Он был необычно силён: мог поднять одной рукой человека и скручивал винтом кочергу. Граф любил балы и танцы, был щеголем и пользовался популярностью у женщин. Толстой настолько любил охоту, что известный портретист Карл Брюллов изобразил его на портрете с ружьем и охотничьей сумкой.

Эта роковая любовь графа Алексея Константиновича Толстого началась с маскарада в Большом театре в 1851. Маскарады были безумно популярны в середине 19 века в России.-3

Граф в совершенстве владел немецким, английским, французским и итальянским языками, переводил шотландские баллады, стихи Гете, Байрона. После окончания Московского университета Алексей Толстой состоял на дипломатической и военной службе, а с 1843 занимал различные придворные должности. Начиная с 1840, Толстой проявил свой литературный талант в создании лирических стихотворений и баллад. Всем известно его стихотворение, вошедшее в школьную программу:

Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

Его мать, Анна Алексеевна Толстая никак не ожидала, что её единственный сын выберет спутницей жизни женщину с сомнительной репутацией и требовала прекратить связь с этой развратной, падшей женщиной. Поначалу она была уверена, что интрижка с ненавистной Софьей не продлится и нескольких месяцев. Но сын был настроен сделать Софье Андреевне официальное предложение руки и сердца. Пока Алексей Константинович сочинял романтические стихи и писал ей нежные письма, у Софьи случился краткий роман с писателем Дмитрием Григоровичем и она отправилась с ним в путешествие по Европе. Григорович рассказывал всем, как он "употребил ее, когда она сидела на качелях» и добавлял, что цитирую - "Она была необыкновенно страстная и все просила нового». Когда до Толстого дошли эти неприятные слухи, он поехал в СмолькОво, семейное имение Бахметевых, чтобы потребовать объяснений. Выслушав претензии Алексея Константиновича, Софья откровенно рассказала ему про всю свою жизнь без прикрас. О чем граф написал так: "Бедное дитя, с тех пор, как ты брошена в жизнь, ты знала только бури и грозы…» Гнев Толстого сменился на нежность, и романтик Алексей Константинович решил, что он именно тот человек, который избавит ее от дурного прошлого и подарит ей заслуженное семейное счастье. Справедливости ради надо сказать, что Толстой был человеком очень добрым. И главным в его отношении к Софье была жалость. За что её жалеть-непонятно, но она, видимо, эту слабость в нем почувствовала и вовсю ею пользовалась. Софья всё еще сомневалась в искренности его чувств, и тогда он поклялся ей на бумаге: «Клянусь тебе, как я поклялся бы перед судилищем господним, что люблю тебя всеми способностями, всеми мыслями, всеми движениями, всеми страданиями и радостями моей души. Прими эту любовь, какая она есть, не ищи ей причины, не ищи ей названия, как врач ищет названия для болезни, не определяй ей места, не анализируй ее. Мы знаем, что любовь есть не вечное чувство. Но должно ли нас это пугать? Пойдем же смело навстречу, не заглядывая вперед и не оглядываясь назад». С этого момента их роман стал стремительно развиваться и получил осуждение всего света.

Мать Алексея всегда ревновала сына к его увлечениям. Когда-то Она не допустила женитьбы сына Алексея на княжне Мещерской, которая была очень достойной партией. И вдруг ее единственный любимый сын – владелец и наследник богатых поместий, золотых приисков, друг наследника престола вступил в отношения с замужней женщиной и даже собрался жениться на ней. Она настраивает всю родню против Софьи. Возможно, этот роман и закончился ничем, если бы не началась Крымская война. В 1853 граф Толстой уходит добровольцем на войну в чине майора. В полку началась эпидемия тифа, которая унесла в могилу половину личного состава. Заболел и Алексей. Государь ежедневно требовал телеграфировать ему о состоянии здоровья Толстого. Софья Андреевна, пренебрегая условностями, приезжает и самоотверженно ухаживает за ним… Тиф - болезнь заразная и она его выхаживала, реально рискуя собой. Пожалуй, это единственное доброе дело, которое она для него сделала. Она кормила его с ложечки, мыла, помогала заново учиться ходить. И лишь благодаря её заботливому уходу Алексей Толстой выжил.

Эта роковая любовь графа Алексея Константиновича Толстого началась с маскарада в Большом театре в 1851. Маскарады были безумно популярны в середине 19 века в России.-4

Выздоровев, Толстой еще более укрепился в своей любви к ней. Но его мать и слышать ничего не желала: пока она жива, ноги этой женщины не будет в ее доме...Противостояние матери и сына могло длиться бесконечно долго. К тому же не давал развод и муж Софьи Андреевны. В 1863 умирает мать Алексея Толстого. После её смерти Софья Андреевна сразу переехала в имение к Толстому вместе с семью детьми своего покойного брата и своей дочерью, чтобы добрый граф проникся жалостью к сироткам. Вот наконец и Миллер дает развод. Через двенадцать лет после знакомства Алексей Константинович и Софья Андреевна обвенчались в Дрездене, в греческой церкви. И Софья Андреевна Миллер стала графиней Софьей Андреевной Толстой. Надо отметить полное совпадение имен с младшей Софьей Андреевной, знаменитой супругой Льва Николаевича Толстого и хозяйкой Ясной Поляны. На момент венчания графу Алексею Толстому было 46 лет , его жене- 36. Она настояла, чтобы граф ушел в отставку из дипломатической миссии. Он давно хотел занимал заниматься только литературным творчеством, но для графа это считалось моветоном. Софья Андреевна изумлялась, уговаривая мужа: «Какая разница, что будут говорить? Главное, чего хочется тебе!» Алексей Константинович стал успешным драматургом и писателем. Он написал несколько исторических романов и трагедий, наиболее известные - "Князь Серебряный" и "Царь Федор Иоаннович", был соавтором знаменитого Козьмы Пруткова.

Алексей Константинович Толстой
Алексей Константинович Толстой

Сперва у молодоженов была идиллия. Они наслаждались обществом друг друга. Софья часами говорила с мужем о литературе. Еще она окружила его кучей детей из своей родни, а он этих детей полюбил как родных. В его имение заявились и остальные ее родственники, и стали себя вести бесцеремонно. Толстой не мог даже поставить их на место, опасаясь обострять отношения с женой. Потом Софья Андреевна заскучала. Зимой скучала в Европе, соря деньгами, а летом скучала во дворце с парком в имении Красный Рог в Черниговской губернии. Алексей Константинович стал ее раздражать. Она начала называть графа только по фамилии, постоянно сообщала ему, что он говорит глупости, хвалила Тургенева, противопоставляя его талант таланту мужа, критиковала его произведения. Это задевало авторское самолюбие писателя, но он шуткой разряжал обстановку и уходил от споров. Не смотря ни на что, он любил её и писал ей: "Не могу лечь, не сказав тебе, что говорю тебе уже двадцать лет, - что я не могу жить без тебя, что ты мое единственное сокровище на земле, и я плачу над этим письмом, как плакал двадцать лет назад. Кровь застывает в сердце при одной мысли, что я могу тебя потерять…». Своих детей у супругов не было. Зато они воспитали дочь Софьи, так называемую племянницу, и многочисленных детей её родни. Толстого начали одолевать болезни: бессонница, головные боли, стенокардия и астма. В 1875, во время очередного приступа головной боли, Толстой ввел себе слишком большую дозу мopфия и yмep. За два года до смерти он написал завещание, которым передал жене свои имения и всю собственность, но при этом указал, что после её смерти всё имущество должно перейти во владение его двоюродному брату Жемчужникову. Софья Андреевна, узнав о содержании завещания, уехала из Красного Рога, с намерением больше туда никогда не возвращаться. Там, где она прожила полтора десятка лет в роскоши и удовольствиях, стали с её разрешения вырубать деревья в парке. Жемчужников после её смерти писал, что «охранять нечего, когда всё разграблено». Литературное наследие Алексей Толстой без всяких оговорок завещал Софье Андреевне. Она пережила мужа на двадцать лет. После его похорон она вернулась в Петербург, где занималась тем же, чем занимаются все писательские вдовы: она издавала его сочинения. А еще Софья Андреевна открыла литературный салон. Здесь случилось у нее романтическое знакомство с Достоевским, который очень дорожил ее мнением о своих произведениях. Умерла она в Лиссабоне, находясь в гостях у собственной дочери, официальное считающейся её племянницей, в возрасте 68 лет. По завещанию Софьи Андреевны ее перезахоронили в имении Красный Рог, рядом с Алексеем Константиновичем. Софья не написала ни единой строчки о муже, не говоря уже о воспоминаниях, окружив тайной жизнь свою и писателя. Она старалась создать впечатление, что их брак был гармоничным, а любовь писателя к ней возвышенной и безмерной. Из-за чего она не сохранила ни одного черновика или дневника писателя. Вместе с дочерью они вырезАли из писем то, что им не нравилось. По воспоминаниям очевидцев, она сжигала пачками письма. Почти всё, что не увидело свет при нём, утрачено, или уничтожено. Остались только две записных книжки, одна тетрадь и несколько отдельных листов. Все свои действия Софья Андреевна оправдывала якобы завещанием Толстого не печатать того, что имеет «исключительно личный характер». Похоже, Толстой любил её искренне, отдавая душевное тепло, средства, женщине, которая, увы, не сделала его счастливым. А она только позволяла себя любить...