Во взрослом возрасте каждый человек испытывает различного рода трудности жизни. Когда мы вырастаем мало кто задумывается, что они могут быть связаны с нашим детством. И правда, а как вообще мои сложности при взаимодействии с партнером и друзьями, на работе и на учебе, в построении семьи могут быть связаны с детским опытом? Это было давно, я уже другой человек и тем более не ребенок – можно ответить так и человек будет прав. Прав, что он уже не ребенок, что это было давно и что он другой человек. Но разве это отменяет то, что наше представление о себе, людях и мире формируется с самого рождения?
Потребности
С самого раннего детства мы изучаем этот мир, узнаем что-то новое, впитываем в себя послания. В самом начале в основе своей на нас влияет наша семейная ячейка и окружающие значимые близкие. Значимые близкие это те, кто способствует или не способствует удовлетворению наших психологических потребностей, а иногда эти потребности удовлетворяются ими чрезмерно. В любом из случаев это приводит к формированию когнитивных схем.
Схемы
Схемы – это устойчивые паттерны восприятия действительности, которые формируются в детстве и подростковом возрасте и закреплялись на протяжении всей жизни. Иногда их называют ловушками, которые приводят к психологическим проблемам и жизненным трудностям. Однако схемы бывают как адаптивные, так и неадаптивные.
Адаптивные схемы формируются при благоприятных обстоятельствах детства и при нужном удовлетворении потребностей. Дезадаптивные схемы формируются при систематическом неудовлетворения важных эмоциональных потребностей ребенка и под влиянием психотравматических событий.
Схемы оказывают воздействие на наше восприятие реальности, на представление о себе, на взаимодействие с людьми, на телесные ощущения и прочие аспекты нашей жизни.
Копинги
При активации дезадаптивных схем человек испытывает негативные переживания и использует привычные копинговые стили поведения, чтобы справиться с ними. Эти копинг стратегии были адаптивны, то есть помогали человеку в детстве справиться с проблемой. Во взрослом возрасте, при возникновении трудностей, схемы находят свои подтверждение в этих копинг-стратегиях, которые уже становятся не адаптивны и никогда не приводят к удовлетворению базовых эмоциональных потребностей.
Режимы
В свою очередь могут также подключаться режимы – быстротечные состояния, которые возникают в результате активации схемы или триггерного момента. Режимы бывают дисфункциональные и здоровые, то есть не способствовать и способствовать благополучию. Дисфункциональные режимы блокируют доступ к удовлетворению потребностей. Их можно представить как луковые слои, которые наслаиваются на потребности, один слой режима может наслаиваться на другой режим и также блокировать доступ к более глубинным режимам, в особенности к уязвимой части. Здоровые режимы, напротив, способствуют удовлетворению потребностей и являются целью психотерапии.
Итоги
В результате систематического неудовлетворения базовых эмоциональных потребностей в детстве или психотравмирующих событий формируются дезадаптивные схемы, которые находят свое подтверждение и укрепляются уже во взрослом возрасте. Данная схема-терапевтическая концепция помогает нам понять связь детства с нашими психологическими проблемами во взрослом возрасте.
#психология #схематерапия